Три версии Шамбалы
Большинство ведущих ученых-востоковедов в настоящее время склонны отождествлять земную Шамбалу с внутренней страной Шанг-Шунг – Олмо Лунгринг в Тибете, располагавшейся в древности вблизи священных горы Кайлаша и озера Манасаровар.
Шамбала (тиб. SHAMBHALA, Шамбхала) в переводе с санскрита означает «хранимая источником счастья». В исторической летописи XVв. «Джагфар тарих», составленной Бахши Иманом, говорится: «Имя «Джам» или «Шам» также восходит к древнему слову «Йяма» (Бог и вся Вселенная) и слово «Шам» означает «отмеченный или хранимый Богом». Среди ученых-лингвистов существует также версия перевода слова Шамбхала как «Страна, хранимая Шивой» («Страна (которая) держалась Шивой»). «Шамбу» происходит от имени тибетского бога Шампо (тибетский эпитет Шивы). Из всех приведенных вариантов перевода наиболее часто в текстах о Шамбале встречается сокращенный перевод с санскрита – «источник счастья», хотя в полном варианте перевода правильное звучание – «хранимая источником счастья», т.е. хранимая Богом, Шивой. В этой связи часто обращается внимание на то, что местопребыванием Шивы считается гора Кайлаша, а значит и земля, «хранимая Шивой», расположена рядом.
Совершенно другой версии придерживаются последователи теософского движения. По их мнению, существует множество повторяющихся свидетельств о местонахождении Шамбалы в пустыне Гоби. Однако до сих пор остаются неизвестными первоисточники, которые побудили авторитетных ученых и писателей XIX–XX вв. обоснованно утверждать, что в пустыне Гоби в незапамятные времена располагался духовный центр человечества, именуемый разными авторами Белым Островом, Шамбалой или Агарти. Среди известных людей, разделяющих это утверждение, основательница теософского общества Е.Блаватская, теософы Р.Штайнер и А.Безант, писатель Ф.Оссендовский, путешественники Н.Рерих, махатма Кут-Хуми, американский ясновидящий Эдгар Кейси, германские ученые Эскард и К.Хаусхофер (общество Туле).
Третье распространенное утверждение: Шамбала недоступна в физическом мире, ее местонахождение в тонком мире непрерывно меняется и зависит от духовных запросов человека. Для тех, кто желает добра, – это райское место, для тех, кто стремится к власти, – это средоточие темных сил. Гималайские йоги и тибетские учителя бона, хорошо знакомые с географией и традицией Тибета, единодушно заявляют: никакой земной Шамбалы больше нет.
С течением времени Шамбала стала отождествляться в тантрическом буддизме с «чистой землей», к перерождению в которой стремятся все истинные буддисты. О Шамбале стали говорить, как о месте расположенном в другой реальности или в другом измерении, доступном для взора лишь духовно развитым личностям. Учение о духовной сфере Шамбалы заняло центральное место в тайной тибетской доктрине Калачакра. Поиск духовной сферы Шамбалы (особого качества духа) является конечной целью всех учеников Калачакры, постичь суть которой можно лишь через сложные медитативные практики, достигнув просветленного состояния души.
Считается, что попасть в Шамбалу могут только избранные, истинно верующие буддисты, прошедшие предварительное очищение и добившиеся определенных успехов в религиозных практиках. Многочисленные поиски Шамбалы в Гималайских горах ни к чему не привели, поэтому принято считать, что Шамбала в настоящее время стала невидимой и переместилась в иной мир, но мудрецы Шамбалы по-прежнему поддерживают связь с избранными ими представителями человечества.
Где находится Шамбала?
Археологи не нашли никаких материальных доказательств существования Шамбалы в прошлом, поэтому определить месторасположение и точно идентифицировать мистическую страну до сих пор не удается.
Несмотря на многочисленные письменные свидетельства, путешественникам и экспедициям так и не удалось найти никаких подтверждений реального существования Шамбалы. Существовавшее согласно историческим хроникам вплоть до XIV–XV вв. гималайское царство Шамбала, севернее Индии, не оставило о себе никаких следов на земле. Развалины пещерных городов Шанг-Шунга, в частности, столицы Кьюнглунга в долине р. Гаруды, пока невозможно с уверенностью соотнести со столицей Шамбалы. Не найдено никаких памятных стелл с надписями, подтверждающих эту гипотезу. Сохранились только упоминания о Шамбале в Калачакре-тантре, боннских текстах и рассказы о ней в тибетских мифах
В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» упоминается «деревня Шамбхала, прекрасная обитель браминов», где согласно пророчеству появится дважды рожденный по имени Калика.
Известные тибетологи считают, что под Шамбалой подразумевается какая-то реальная страна к северу или северо-западу от Индии. Такого мнения придерживаются Ю.Н.Рерих (Шамбала–это Шанг-Шунг-ги-юл, т.е. страна Гуге в Западном Тибете), итальянский профессор-тибетолог Дж.Туччи (Шамбала расположена близ реки Сита) и А.Стейн (Шамбала – это страна Олмо Лунгринг, вблизи горы Кайлаша, в Западном Тибете), и другие. По версии Дж.Тучи, р. Сита – это река Тарим на севере пустыни Такла-Макан в Китайском Туркестане; по версии Б.Кузнецова, р. Сита–это река Брахмапутра; по версии американца Э.Бернбаума, автора книги «Путь к Шамбале», под рекой Сита может подразумеваться Амударья или Сырдарья, а возможно, и индо-тибетская река Сатледж. Старший брат Далай-ламы XIVД.Норбу, как и А.Стейн, полагает, что Шамбалой в древности была страна Шанг-Шунг.
Н.К.Рерих в очерке «Шамбала сияющая» сообщает о «Том Месте, которое находится к северу от Кайлаша…», по его мнению, там и находится Шамбала. Шестой Панчен-лама говорит: «К северу от Индии лежит легендарная земля Шамбхала, с драгоценным камнем–городом Калапой–в центре». У хотонов (мусульман-туркенстанцев), проживающих на северо-западе Монголии в Кобдском округе, по поверью душа покойного отправлялась в радостную область Шамбхалу, лежащую на дальнем западе.
Подобные представления о местонахождении на западе «земли обетованной», где спасаются святые и перерождаются праведники, широко распространены и в Китае.
Во многих описаниях Шамбалы подчеркивается местоположение Шамбалы среди чрезвычайно высоких гор, севернее Индии, соответственно западнее Монголии и Китая. В буддийских тантрических текстах в перечне соседних мест силы рядом с Шамбалой часто упоминается страна богов – Уддияна, священные гималайские вершины Шамбу и гора Кайлаша, т.е. область совпадающая с территорией современного Тибета или близкая к ней.
В исторических тибетских летописях есть упоминания о стране Шамбала, расположенной севернее Индии: «дорога туда неимоверно трудна и занимает около четырех месяцев пути» от среднего течения Ганга. Скорее всего, эта трудная дорога в четыре месяца требовалась для того, чтобы перевалить через Гималайский хребет и дойти до Западного Тибета, в лучшем случае добраться до Уддияны в Пакистане.
Упоминание о Шамбале есть в буддийских книгах Тибета «Ганджуре» и «Данджуре», астрологическом сочинении «Вайдурья-карпо» («Белый Сапфир», XVIв., где дан перечень правителей Шамбалы), в Голубых Анналах («Синяя летопись» Гой-лоцава Шоннупэл, 1478 г.), сочинении Панчен-ламы VIЛобсан Балдан Ешея «Путь в Шамбалу». Во всех письменных источниках о Шамбале говорится, как о стране со всех сторон окруженной высокими горами. Столица Калапа окружена горами на расстояние йоджаны (15 км). Шамбала делится на три области и расположена в правой части реки Сита. Жители Шамбалы говорят на языке санскрит, носят белые одежды и тюрбаны.
Первое известие о Шамбале в Европе появилось в 1627 г. из писем иезуитских миссионеров Стефана Каселла и Джона Кабраль. Во время своего посещения Бутана они узнали о существовании страны Шамбала, расположенной где-то на севере или на северо-западе, и которая граничит с другой страной, называемой SOGPO (Татария). «Здесь существует страна,–пишет Стефан Каселл,–очень известная в этих краях, которая зовется Шамбала, границы которой еще называются SOGPO, но о вере ее населения король не смог сообщить никаких сведений. Я думаю, что она может быть частью Катая, так как он очень большой, а пограничная страна SOGPO может являться королевством татар, которое полностью входит в пределы Катая».
Во втором письме в 1628 г. Стефан Каселл уточняет: «Это не Катай, а та территория, которая на европейских картах обозначается как Великая Татария» (т.е. Россия). Это письмо в дальнейшем послужило основанием для гипотезы, что эта северная Шамбала могла находиться в центре южной части бывшего Советского Союза, на территории среднеазиатских республик. Cтефан Кассел даже попытался достичь этой загадочной страны – из публикаций Б.Дандарона известно, что С.Каселл добрался в Тибете до Шигадзе и прожил там двадцать три года, вплоть до своей смерти в 1650 году.
В 1827–1830 гг. венгерский ученый, основатель современной тибетологии Чома де Кереш, на основании изучения в тибетских монастырях буддийских сочинений пришел к выводу, что в легенде о Шамбале отразился факт существования в первых веках нашей эры буддийских центров в Средней Азии, которые затем были уничтожены в ходе арабского завоевания этого региона в VII в. В небольшой статье, опубликованной им в 1833 г. в журнале Азиатского общества Бенгалии, Ч. Де Кереш указывает относительно точные ее координаты: между 45 и 50 градусами северной широты за рекой Сита или Яксартес (Сырдарья). Автор упоминает о столице Шамбалы–Калапе, «великолепном городе, резиденции многих блестящих королей, расположенной за рекой Сита, или Яксартес, где продолжительность дней от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния увеличивается на двенадцать индийских часов, что составляет четыре часа сорок восемь минут по нашему счету». Таким образом, Кереш соотнес Шамбалу с легендарной страной, местоположение которой он определил севернее реки Сырдарья. Этот регион в разное время и у разных народов назывался по-разному: Западным краем, Бактрией, Тохаристаном, Туркестаном. Бурное процветание этой «купеческой цивилизации» на протяжении двух последних тысячелетий было связано с северным путем в Китай, проходящем через Хами, Турфан, Карашар, Кучу и Аксу. Иранцы и греки, кушане и китайцы, тибетцы и уйгуры, арабы и тюрки, монголы–появлялись друг за другом в качестве господствующей силы на караванных путях и устанавливали над этой территорией свой протекторат.
В тибетских исторических сочинениях и обширной литературе по системе Калачакра постоянно упоминается царство Шамбала. Туда учение Калачакры было перенесено из Индии вскоре после его первого изложения Буддой Шакьямури царю Сучандре в 878г. до н.э. по тибетскому летоисчислению (483–380г. до н.э. по европейскому летоисчислению). В текстах говорится, что «для помощи жителям девяносто шести областей своей страны царь Шамбалы Сучандра отправился в Индию и попросил учение Калачакры у Будды. Поэтому Калачакра имеет особую связь с Шамбалой». Под «девяносто шестью областями своей страны» можно понимать и города, которые в то время именовались городами-странами.
Духовный лидер Тибета Далай-лама XIV пишет об этом событии так: «Царь Сучандра был родом из Шамбхалы, местонахождение которой проф. Дж.Туччи определяет в традиционных местах близ реки Сита (Тарим?), т.е. в Восточном Туркестане. Прослушав тантру, царь вернулся в Шамбхалу, написал обширное изложение ее, и провозгласил учение Калачакра как государственную религию».
В сочинении о географии мира тибетского ученого Манчжула Хутукту, жившего в первой половине XIX в., знаменитому царству Шамбала отводится верховная роль. В описании оно размещается далеко на севере и вмещает в себя 96 царств, среди которых Цзамбака, обезьян, золотоглазых, Ругма, Бурматма, Золотое. Приводимые названия трудно отождествить с какими-либо известными, но напрашивается ассоциация с 90-главой монголо-татарской ордой, описываемой в татарском эпосе «Идегей», границы которой распространялись до Туркестана.
В иконографии Шамбала изображается подобно лепесткам лотоса. Внешняя область Шамбалы разделена на восемь областей (регионов), каждый из которых содержит по двенадцать районов (провинций, княжеств-городов), их общее количество равно девяносто шести.
Путь в Шамбалу
Жители царства Шамбала являлись практиками буддийских тантр, главным образом, Калачакры-тантра. Достигнув в этом значительных успехов, они развили учение, которое затем уже из Шамбалы распространилось в Индию и Тибет. Согласно тибетским летописям до получения посвящения в Калачакру-тантра и достижения успехов в ее практике цари и жители Шамбалы были обычными людьми, а сама страна реальной физической страной, куда свободно можно было попасть вместе с купеческим караваном. После получения посвящения жители страны, а следом и сама страна, стали для обычных людей недоступными.
Из тибетских исторических хроник известен перечень двадцати пяти Кулик-императоров Шамбалы, правивших в период с 878 г. до н.э. по 1727 г. Имена из списка не удается отождествить с известными из истории древними правителями. Правильность вычисленного времени правления императоров Шамбалы подвергается сомнению, так как согласно списку каждый из двадцати пяти императоров правил ровно по 100 лет, что наводит на мысль о некой искусственности этого списка.
Существует особый вид литературы, посвященный описанию пути в Шамбалу. Трактаты такого рода известны как LAMYIG, лам-иг (описание дороги). Один из таких путеводителей обнаружен в Ганджуре, другой в тибетском фонде библиотеки Гималайского научно-исследовательского института и датируется XIIIв.
Наиболее известным описанием царства Шамбала является «Шамбхала Лам-иг» в сочинении Панчен-ламы VI Лобсан Балдан Ешея* (1738–гг.), переведенного в 1915г. на немецкий язык проф. А.Грюнведелем. Трактат носит название «Источник десяти миллионов чудес–объяснение великого места сиддхов страны Шамбала и описание Индии», дата написания 1775г. Здесь использованы практически все имевшиеся к тому времени источники о Шамбале. Сам трактат состоит из трех частей и содержит описание пути следования, описание положения и условий жизни в стране, а также описание того, как пребывает царь и Святое учение. Кроме письменных источников Лобсан Балдан Ешей ссылается на устные сообщения странников.
В современных публикациях о Шамбале, кроме «Пути в Шамбалу» Панчен-ламы VI, наиболее часто упоминается «Синяя летопись» (1478 г.)–самое известное сочинение по истории буддизма в Тибете, написанное тибетским историком Гой-лоцава Шоннупэлом (1392–1481 гг.). Из анализа текста «Синей летописи» следует, что Шамбала–это небольшое гималайское княжество на севере Индии, в которое свободно в те времена добирались с купеческими караванами буддийские паломники; единственным его отличием от окружающих княжеств являлось наличие полных комментариев на отдельные сутры Калачакры-тантры. Для изучения этих сутр монахи проделывали длинный путь через Гималайские горы в княжество Шамбалу. В тексте «Синей летописи» указывается, что княжество Шамбала не было самым важным духовным буддийским центром, на первом месте по значимости стояла страна богов–Уддияна, которая располагалась в долине реки Сват в Пакистане (о духовной значимости для буддистов Уддияны свидетельствуют записи в китайских летописях, отмечающие огромное количество буддийских святынь и храмов в Уддияне).
В жизнеописании Падмасамбхавы, который прибыл в Тибет по приглашению царя Трисонга Дэвцэна (Khri-srong Lde'u-bstan, годы правления 755–780 гг.) указывается, что Падмасамбхава провел разные годы своей жизни поочередно в Уддияне, Шанг-Шунге, Шамбале и на горе Кайлаша.
Количество упоминаний Шамбалы в исторических текстах настолько велико, что не оставляет сомнений в ее реальном существовании в древности.
Свидетельство о публикации №125030401501