Притча о блудном сыне, повергающая в шок
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
Было у некого два сына, младший отцу сказал:
- Дай долю моего наследства, ты умер для меня!
Отец именье разделил между двумя детьми,
Из-за любви великой к ним, что ж, выросли они...
По истеченью ряда дней, сребро талантов взяв,
Из дома младший убежал, ни слова не сказав,
Ушел как тать среди ночи, счастье свое искать,
Дальние дали покорять, звезды с небес срывать.
Закатывал шельмец, не пекшись о грядущем дне,
Пиры для множества гостей в языческой стране,
И думал, что за шекели он оптом обретет,
Славу, почет, верных друзей и девичью любовь.
Ни что не ново в мiре сем, что было, будет вновь,
Развратом упивался он, что стынет в жилах кровь,
В бокалах пенилось вино, блудниц прельщала стать,
Вокруг нахлебники вились, гвалт бубен не стихал.
Увы не видя в жизни всякой промысла Творца,
Бездарно "закопав" таланты он с вершины мiра пал,
До лепты промотался в пух, в долги попав пропал,
Беспечный баловень судьбы презренный всеми стал.
Льстецами преданный, хулимый, словно сыч стенал,
Как кара за грехи в стране той велий глад настал,
В насущном хлебе стал нуждаться, Духом обнищав,
По чину звание избрал, простое - свинопас!
И рад наполнить чрево был стручков рожками мот,
Свиней кормили коими, но не давал никто.
Опомнившись, придя в себя воскликнул, пав с лица:
- Сколько наемников сыты у моего отца.
Я ж пухну с голоду, горбатясь от зари и до зари,
Встану, вернусь домой, взмолюсь: - отец! скота прости...
Против небес и пред тобой, как недостойный сын,
Аз согрешил, прими меня в число рабов своих.
Встал и пошел в Отечество, надеждой воспылав,
Когда он был еще вдали, отец его признал,
И сжалился и подбежал, на шею ему пал,
И целовал его лицо… рыдая сын сказал:
- Я согрешил против тебя и неба, и как сын
Именоваться недостоин по делам своим…
От счастья плачущий отец, приказ отдал рабам:
- Несите лучшую одежду, а тряпье отдайте псам.
Омойте с тела дорогого грязь шальных дорог,
Оденьте в новое и перстень на руку его,
Мягкую обувь на ноги, израненные в кровь,
Колите пышного телка, веселья день пришел!
Ибо нашелся блудный сын, из мертвых он восстал,
Я столько лет ждал сего часу, веру не терял,
Молясь за душу падшую погибшего дитя,
Пролил немало горьких слез, как лунь седым стал я.
И праздник начался хмельной, вино текло рекой,
Столы ломилися от яств и кубков лился звон,
Ласкала ухо музыка в танцах кружил народ,
Так пела выйдя из брегов отцовская любовь.
Тогда брат старший в поле был, отправившись домой,
Он издали услышал песни, ликованье голосов,
Призвав слугу, спросил его: - что это за бедлам?
Ответил тот сияющий: - воскрес твой младший брат!
Велел отец твой заколоть на радостях телка,
Ибо здоровым вновь обрел погибшее дитя!
Сын старший осерчал в сердцах и не хотел войти,
На праздник в дом, чтоб разделить с отцом своим любви.
Отец же, выйдя, звал к столу, но в злобе тот сказал:
- Я столько лет тебе служу, завет не нарушал,
Не смел перечить твоей воли, ты ж мне не давал,
Даже козленка, чтоб с друзьями я возликовал.
Когда же этот, «твой» пришел, неблагодарный сын,
С блудницами именья часть безпечно расточив,
Ты в честь изгоя заколол дородного бычка,
Устроил пиршество пустое не спросясь меня.
Отец сказал ему: - сын мой! всегда со мною ты,
И всё мое всегда твое, а надобно любить!
Возрадуйся и веселись, что брат пропавший твой,
Сей был погибшим и ожил, и вновь Отца обрел!
24.04.2018
P.S. Non nobis Domine non nobis, sed nomini tuo da gloriam!
----------------------------------------------------
* Золото Евангельской мудрости: Притчи Христовы О блудном сыне.
Экспозиция:
Сначала еще раз перечитаем притчу, а потом прокомментируем:
«Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Евангелие от Луки, гл. 15, 11-32).
Современному человеку непонятно, что в этой притче может быть шокирующим. Кажется, обычная ситуация: сын забирает часть наследства, чтобы строить самостоятельную жизнь. Он промотал деньги, бедствовал, пришел к выводу, что пора браться за ум и возвращаться домой. Разве это не распространенная ситуация в наше время?
В самом деле, известная картина. Но так мы притчу не поймем.
Для того, чтобы понять притчу, нам необходимо перенестись из дня сегодняшнего в мiр библейских реалий, окунуться в культуру, в которой притча была произнесена. И тогда, в этих «полевых условиях», мы сможем увидеть, какие сокровища она таит.
Разработка:
Итак: мiр древнееврейской деревни. Глава семьи – отец. Все принадлежит ему, хотя в будущем перейдет к детям. Претендовать на наследство дети могут или со смертью отца, или при его жизни, если он выделит какую-то часть выросшему сыну, желающему жить своей семьей. Но никто и никогда не имеет права требовать свою часть у живого отца. Этой своей, вернее твоей, части нет, все принадлежит отцу. Сказать: отче! дай мне следующую мне часть имения – значит, поступить не просто по-хамски, а вопиюще! Это все равно, что сказать: «ты для меня, как мертвый», «я тебя вычеркнул из своей жизни», «тебя для меня нет».
Далее: никакой древневосточный отец не стал бы отделять зарвавшемуся юнцу часть наследства. Сделать это – значит, стать посмешищем для всей деревни. «Что за дурак, этот старый Хаим!» – будут трепать твое имя последние беззубые старухи-скотницы...
Следующее: сын уходит на чужбину и тратит все деньги. Тратит отвратительно, блудно, бесчестит имя отца. Наконец, поведение его естественно приводит к печальному итогу: он становится пастухом свиней. Никакой еврей на такую работу бы не нанялся, свиньи – нечистые животные. Но свиней разводили язычники. Тут мы видим, что еврей нанимается в пастухи свиней к язычникам. Уверен, что нормальный еврей, слушавший эту притчу, понимал, что лучше умереть, чем находиться в таком позоре. Еще раз повторю, все, что люди в этой притче Христа слышали, находилось в вопиющем противоречии со всеми их жизненными установками.
Далее, сын осознает ужас своего падения и решает возвратиться к отцу. Он совершенно законно предполагает, что после того позора, который он отцу устроил, теперь на большее, чем наняться в батраки к своему же отцу, он рассчитывать не может.
Когда блудный сын подходит к дому, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Тоже невероятное поведение. Отлупить палкой и принять на исправление, в число слуг – возможно, не выйти из дома и оставить сына на несколько дней стонать и молить о прощении у ворот – вероятно. Но побежать, обнять и целовать?.. Похоже, этому отцу все равно, что будут о нем говорить в деревне.
Но отец не просто поддался нежным чувствам. Он приказывает: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
Все это показывает, что отец восстанавливает блудного сына в статусе своих детей и наследников. Перстень-печать имели только те, кто был волен распоряжаться имуществом, красивая одежда, обувь – атрибуты хозяина, а не слуги.
Начинается веселье: танцы, шумная музыка. В это время с поля возвращается старший сын. Он не предавал отца, он верно трудился, ожидая в свое время заслуженной награды. Старший сын, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Опять драма, позор для отца. Скандал, который происходит на улице, на глазах у всех. Подобные вещи никогда не выносились за пределы дома.
Более того, сын говорит отцу оскорбительные вещи: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими…
Козленка часто готовили на… поминки (а еще был козёл отпущения... «Азазель»! прим. N.). В словах старшего брата слышится злое: «Ты, отец, зажился на свете. Мы с друзьями уже давно хотели бы помянуть тебя доброй трапезой. Помянули бы и я зажил спокойно и в свое удовольствие»…
Вот только некоторые из основных моментов этой притчи, которые нужно было пояснить, чтобы приблизиться к ее расшифровке. Это то, что было очевидно слушателю Иисуса, то, что позволяет теперь идти вперед и пытаться понять, о чем же притча говорит.
Реприза:
А притча говорит вот о чем: Бог бесконечно, если хотите, абсурдно, с нашей точки зрения, милостив и терпелив к Своим детям. (Несомненно, что отец в притче – это именно Бог.)
Дети поступают жестоко, безрассудно, но Отец Небесный ждет их возвращения. Как бы низко ни упал ребенок, Бог примет его, обнимет и опять назовет Своим чадом.
Как часто приходят в храм люди, которые говорят: «Мы столько злого сделали, что Бог нас не простит». Объясняю: Простит! Наденет на палец перстень своего наследника, укроет плечи нарядным халатом, а ноги обует в драгоценную обувь, только вернись к Отцу.
Мы привыкли, что притча эта говорит о возвращении грешного человека к Богу. Но это не единственный смысл. Этот смысл действительно присутствует в притче, но слушатели Христа не могли не уловить и другой смысл.
Вот смотрите: отношения блудного сына и отца – это только часть притчи. Не упускайте из виду вторую часть, где говорится о немотивированной и странной злобе старшего сына к отцу. Если комплексно рассматривать притчу, то мы увидим трех главных героев, которые находятся в сложном взаимодействии: блудного сына, терпеливого отца и верного сына, который вдруг проявляет злобу. А теперь давайте наложим этих персонажей на реальность, в которой жили Иисус и Его слушатели. И нам станет очевидно, что у героев этой притчи есть прототипы:
Отец – это всегда Бог;
Блудный сын – это самаряне и язычники (то есть дети отвергнувшие Отца, ушедшие от Него);
Верный сын – это евреи.
Смысл притчи в том, что Бог Отец, каким Его рисует в притче Иисус, раскрывает объятия всем людям, вне зависимости от национальной принадлежности. Придите, наследуйте Царство, возвратитесь к Богу, вы, сбившиеся на путях своих, блудящие с иными богами, сбитые с толку иными ценностями…
И как, казалось бы, евреи должны радоваться этому возвращению заблудившихся самарян и язычников. Но почему проповедь о милости Божией к иноверцам так бесила слушателей, что однажды они вывели Иисуса из синагоги и повели на гору, чтобы сбросить? (Об этом мы читаем в этом же самом Евангелии, в 4-й главе Евангелия от Луки.)
Притча эта парадоксальна, потому что мы можем себя узнать в каждом из сыновей. Мы можем увидеть в себе блудного сына (что мы часто делаем). Но мы можем увидеть в себе, если пристально посмотрим, и сына, который стиснув зубы трудится, а потом злится: разве не справедливо, что неверные должны погибнуть?
Все, все чада Божии, всех любит Бог и всех ждет к Себе. Бог хочет, чтобы мы оставались дома, с Ним, а если мы убежим, ждет нашего возвращения. И Бог хочет, чтобы мы не вели себя подобно старшему сыну, не злорадствовали о гибнущих, а радовались их покаянию.
P.S. Дорогие. Несколько слов о принципах моего толкования притч:
Как вы понимаете, Христос, рассказывая притчу, хотел донести до слушателей что-то конкретное. Вот именно об этих смыслах, вложенных в притчи Христом, то есть о том, для чего, собственно, притчи людям и рассказывались, мы и говорим.
Естественно, что на протяжении двух тысячелетий христианские мыслители и проповедники рассматривали притчи под разным углом зрения. И открывали какие-то новые грани. Порой можно предположить, что Иисус подразумевал и это, порой можно с достоверностью говорить, что Христос этого никак не подразумевал… Но в Предании Церкви все эти многочисленные, а порой совсем аллегорические и фантастические толкования сохраняются.
Поэтому не трудитесь, пожалуйста, писать в комментариях: а вот у этого святого отца мы читаем еще и такое… Я не преследовал цели собрать все святоотеческие мнения, я дал стержень, обрисовал контуры, показал, что именно Христос хотел сказать притчей. А вы уже, в дальнейшем, читая святых отцов, ищите жемчужины новых смыслов, обогащайте и углубляйте свое понимание той или иной притчи.
О любой притче можно собрать материала на целую книгу. Но мы с вами такую цель не преследовали, верно?
Опубликовал священник Константин Пархоменко в блоге «священник Константин Пархоменко». 19 января 2012 года.
https://hist-etnol.livejournal.com/1442079.html
--------------------
Да, напоследок хочу особливо отметить священника Константина Пархоменко, который опубликовал толкование на эту притчу, я вчера только его для себя открыл, это нечто! Он на ютубе такие бриллианты открывает, что я аж ахнул, тридцать лет таких вещей не слыхивал, а уж читано перечитано, слышено переслышено было... Копает прямо до днища самого, башка у него поцелованная Богом семи пядей во лбу, память жуть какая неслыханная, а смешной какой чудо Бога-тырь)) Полюбил умника с первого взгляду, я таких за версту чую! Мал золотник да дорог! Так окунает в атмосферу, что запах Палестины и Иерушалайма древний ощущать начинаешь, на всю Рассею таких по пальцам посчитать можно! Только с ним и надо с первой буквицы Евангельскую мудрость постигать, там все "многоэтажно" и просто, коль ключики для отпирания в любящем сердце имеются... Аминь.
Свидетельство о публикации №125030401299