Максим Шевченко
Точка сборки
Mar 3, 2025 #МаксимШевченко #ИльяБокатов #ТочкаСборки
Журналист, общественный и
***
Максим Шевченко: Особое мнение / 03.03.25 ;@MaximShevchenko;
***
Максим Шевченко:
https://www.youtube.com/watch?v=0TKhzvG96iY
***
Взгляды
Шевченко называет себя интернационалистом[90], считает себя безусловным государственником, но не является империалистом[91]. Говорит, что никогда не примет распад СССР[92], выступал за разрыв сотрудничества России и НАТО[93]. Относительно своих религиозных взглядов в интервью интернет-изданию «Религия и СМИ» отметил следующее: «Нет. Я не принял ислам. Я был и остаюсь православным христианином, членом Русской Православной Церкви Московского патриархата. И заявляю об этом четко и ясно, находясь в трезвом уме и здравой памяти. Мои отношения с теми или иными людьми являются обычным для журналиста делом. Я отделяю работу от идеологии. У этих понятий — разная основа. У меня есть хорошие знакомые среди мусульман и среди православных, среди протестантов и среди неверующих, среди коммунистов и среди демократов. Будучи человеком публичным, я, вместе с тем, не считаю возможным не говорить о своем религиозном уповании и политических взглядах»[91]. При этом он признаёт божественность Корана: «Мне очевидно, что Коран не мог быть написан человеческим умом. Я считаю, что [божественная] откровенность там присутствует»[94].
Известен своими антисемитскими высказываниями и заявлениями [95][96][97][98][99].
В 2013 году Шевченко называл «геноцид русских» в Чечне «легендой, не имеющей достаточно внятного подтверждения», так как масштабное убийство русских «произошло после начала массированных бомбардировок Грозного»[100].
В 2014 году Шевченко высказался по поводу итогов царствования династии Романовых: «Династия Романовых, начиная с Алексея Михайловича, отца Петра, — это скорее династия оккупантов на русской земле»[101].
В декабре 2014 года выступал за войну с Украиной: «Воевать надо по-настоящему. Этот закон — закон войны. Я за войну… Те российские военнослужащие, которые там [на Украине] находятся… туда посланы в командировку специальную. И ещё раз подчеркну, что странно было бы, если бы их там не было. Если бы их там не было, то честно говоря, можно было бы удивленно посмотреть на наше правительство… Грош цена была бы такому правительству»[102]. Считает, что «надо было брать Мариуполь» и что «война не должна ограничиваться вот этим вот пространством двух анклавов (ДНР и ЛНР)»[103].
В 2015 году одобрил проходящий в Петербурге Международный русский консервативный форум с участием фашистских партий: «Россия борется не с фашизмом, а с либерал-фашизмом, поэтому участие представителей фашистских партий в „Международном русском консервативном форуме“ — это нормально». По его словам, то, что Россия дает площадку для выступления всех политических сил — это хороший знак. Россия дает высказаться тем политикам, которых исключили из политического диалога в Европе. «Это значит, что в России больше демократии, чем в Европе»[104].
В экономике Шевченко одобряет инфляцию («Дело в том, что инфляция не является бедой. Инфляция является естественным инструментом преодоления кризиса экономического. И искусственное сдерживание денежной массы, инфляции, на руку только тем спекулянтам, которые работают с долларами»[105]), продовольственное эмбарго («Эти санкции [продэмбарго] введены правильно, когда они были введены, я их сразу поддержал. Я считаю, что международные спекулянты, которые, уничтожая российское сельское хозяйство и внутреннее производство сельскохозяйственное, заваливают Россию как бы продукцией чужого сельхозпроизводства, поддерживают чужие страны и просто выкачивают из нашего населения деньги… А мы что, сами не можем производить молочные продукты… Вот и научимся»[106]) с уничтожением «санкционных» продуктов («Ну, вот я, допустим, видел в сети репортаж об уничтожении там нескольких десятков тонн польского сала. Вам жалко польское сало? Вы считаете, что польское сало должно во что бы то ни стало попасть к социально нуждающимся людям в России?»[107]).
Положительно отзывается о Фонде Карнеги, в котором работал[108]: «есть СМИ, допустим, имеющие западное происхождение, вот „Карнеги“, допустим. Мне очень нравится „Карнеги“, я против того, чтобы его подвергали каким-то репрессиям»[109].
Шевченко приветствует деурбанизацию: «переезд русского населения в село приведет к стабильности, в каждой семье будет по пять детей»[110].
30 января 2018 года в эфире радио «Комсомольская правда» Николай Сванидзе вступил в спор с Максимом Шевченко об ответственности Иосифа Сталина за катастрофические поражения Советской армии в начале Великой Отечественной войны. В ходе спора Сванидзе пообещал ударить Шевченко, а тот встал и предложил сделать это. Сванидзе ударил Шевченко по лицу, а тот несколькими ударами в ответ свалил Сванидзе на пол студии[111].
В мае 2018 года заявил о выходе из СПЧ в знак протеста, вызванный отказом данного органа обсуждать публичные массовые аресты и избиения в Москве неизвестными вооружёнными формированиями митингующих во время акции «Он нам не царь»[112].
Выступает против пенсионной реформы в России[113].
По мнению Шевченко «левые являются по сути либералами, мы выступаем за свободу… не через развитие капитализма и крупного капитала, а через подчинение капитализма и крупного капитала интересам народа… мы должны вырвать из когтей колониального капитала нашу Родину!»[114]. «Я приветствую конфликт с Западом, разрыв связей с Западом. Чем больше моя страна разорвет связей финансовых, информационных с Западом, экономических, политических, военных, тем лучше»[115].
Одобряет военное присутствие РФ в ЦАР, считает, что это важнейшая страна Африки: «Это буквально россыпи алмазов, россыпи золота и урановые месторождения. ЦАР — одна из самых богатых полезными ископаемыми стран в Африке». В интервью заявлял, что это позволяет проводить политику во всех окрестных странах, сразу становясь оператором по всей Западной и Центральной Африке[116]. Приветствует отправку российских ЧВК в Ливию «с точки зрения защиты национальных интересов нашего народа»: «если бы посылка военных подразделений была в интересах там русского народа, вот он от этого богател бы, процветал бы… От этого у него увеличивалось бы там внутреннее производство и появлялись бы новые рынки сбыта»[117].
Придерживается мнения, что Иран — демократическая страна[118].
Выступает за возрождение обычая кровной мести в России[119].
Называл бизнесмена Евгения Пригожина «дважды судимым уголовником», из-за чего Пригожин подал иск о защите деловой репутации против Шевченко, а также к «Медузе», её главному редактору Ивану Колпакову, главному редактору владимирского издания «Довод» Илье Косыгину. Тем не менее, в 2021 году Савёловский районный суд г. Москвы оставил данный иск без удовлетворения[120]. Также Шевченко обвинял Пригожина в причастности к убийству российских журналистов Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко, которые снимали фильм-расследование о бизнесе Пригожина и были убиты 30 июля 2018 года в Центральноафриканской Республике[121].
Положительно относится к Глебу Павловскому: «Глеб Павловский — настоящий советский интеллигент и гуманист, самой высшей марки»[122].
25 февраля 2022 года заявил, что целью нападения России на Украину является «освобождение Украины от либерал-фашистского режима» и «восстановление подлинной украинской государственности»[123], но 26 февраля заявил, что «развязанная война имеет мало отношения к борьбе с „нацистами и наркоманами“», и что «призыв к нашему правительству остановить боевые действия и сесть за стол переговоров — единственно возможная позиция для любого человека левых взглядов»[124], из-за чего покинул Законодательное Собрание Владимирской Области и КПРФ[125]. Месяц спустя в эфире RTVI сказал, что «очень ошибался», ожидая, что население Украины будет приветствовать российские войска, и что на деле «люди… совсем не рады, что Харьков, Чернигов, Мелитополь и многие другие города подвергаются бомбардировкам и обстрелам…»[126]
Оценки
В научной работе филологов Р. Ю. Намитоковой и С. К. Сапиевой назван «одним из известнейших острополемичных журналистов»[127].
По свидетельству Дарьи Митиной, «Макс Шевченко — это человек, у которого нет взглядов, он одинаково страстно, одинаково убеждённо может излагать любую позицию»[128].
Публицист Александр Скобов называл Шевченко фашистом «с некоторым налётом левизны»[129].
По мнению Дмитрия Быкова, высказанному в газете «Собеседник», среди либералов Шевченко имеет репутацию фундаменталиста, его регулярно называют «людоедом, провокатором и фанатиком», а также, что «Шевченко занимает в оценке ближневосточной ситуации радикальную позицию» в поддержку исламистского движения Хамас и против Израиля[130]. Аналогичного мнения о Шевченко придерживается в статье в журнале «Континент» публицист Т. Боярский[131]. Заведующий отделом «Независимой газеты» Александр Шерман считает позицию Шевченко предвзятой и утверждает, что Шевченко искажает факты при описании арабо-израильского конфликта[132]. Публицист Леонид Радзиховский в газете «Еврейское слово» высказал мнение, что «Шевченко стал, можно сказать, неофициальным послом Хамас в России»[133].
Утверждение Шевченко, что идеология Хамас аналогична христианской демократии, подверг критике философ и политолог Александр Дугин[134]:
…замечательные люди дикторами у нас работают на Первом канале, утверждающие относительно того, что «Хамас» — это аналог социал-демократии, христианской демократии. Конечно, это исламистское движение, ваххабитское движение, фундаменталистское движение. Мы знаем даже программу партии «Хамас». Смысл её сводился: ислам — наше решение. Вот с какими программами эта партия победила на выборах. И я просто удивлюсь некоей пристрастности наших людей, которые настолько любят фундаментальный исламизм, работая на Первом канале, что уже для этого утверждают самые нелепые вещи.
В то же время Дугин отметил, что[135]:
Максим Шевченко… Это, мне кажется, лучший сейчас наш ведущий, действительно серьёзный человек, который ставит серьёзные вопросы, поднимает серьёзные проблемы.
Политолог и политический географ Д. Б. Орешкин в «Еженедельном журнале» раскритиковал и опроверг утверждение[136] Шевченко в эфире «Эха Москвы» о том, что якобы в годы сталинских репрессий не было массовых судебных процессов, в которых бы подсудимыми было 58 человек, как в деле о террористическом акте в Нальчике в 2005 году. Орешкин указывает, что по одному только делу «Всеукраинского центрального блока» осенью 1937 года в Соловецком лагере осуждены и расстреляны 134 человека, даже если не принимать во внимание массовые внесудебные расправы[137].
27 июля 2011 года Российский еврейский конгресс обратился с письмом в Общественную палату РФ с призывом исключить Максима Шевченко из её рядов. РЕК также направил письмо руководству «Первого канала» с призывом приостановить сотрудничество с Максимом Шевченко и убрать из ночного эфира выпуски его еженедельного ток-шоу «Судите сами». Позднее конгресс обратился в редакцию радио «Эхо Москвы» с призывом ввести мораторий на эфиры с участием Шевченко[138]. Это произошло после того, как тележурналист назвал А. Брейвика, совершившего в Норвегии двойной террористический акт, «крайним любителем политики Израиля». Развивая свою мысль, он подчеркнул: «Политика государства Израиль по отношению к палестинцам… напоминает во многом нацистскую политику в Германии по отношению к евреям». Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов в свою очередь отказался приостанавливать сотрудничество, объясняя это тем, что «свобода слова важнее, нежели оскорбительные и провокационные заявления по отношению к любому государству»[139].
Высказывания
О развале СССР:
«Беловежское соглашение 1991 года, которое было подписано в маленьком партийном домике в Беловежской пуще Ельциным, Кравчуком и Шушкевичем, — было есть и остаётся вопиющим примером предательства интересов народов ради интересов, желаний и чаяний узкой группы номенклатуры и бюрократии».
О политическом режиме при Путине:
«Внутренняя политика в стране у нас задушена и задавлена, у нас нет свободы слова, свободы политических дискуссий, свободы собраний… Свободу политзаключённым, свободу журналистам, освободите Алексея Навального и всех, кто подвергается политическим репрессиям»[140].
О пропаганде гомосексуализма:
«Вся эта пропаганда гомосексуализма это попытка изменения человеческой природы и человеческой этики. И изменения в том смысле, что людей хотят превратить в существ абсолютно управляемых, неуверенных в себе, неуверенных настолько, что они даже не знают кто они по своей сексуальности — мужчины или женщины. Лишить человека той фундаментальной, базовой идентичности, которая ему дана»[14
Свидетельство о публикации №125030401095