Колымский тракт, об этом надо знать

Суровый маршрут – официальный М-56, дорога давно заброшена.
В стихах её не описать, не то, что она не доступна или не достойна,
Просто судьба у неё трудна, тяжела и трагична.
Старый Колымский тракт – 2000 км проходил через сибирские горы,
От Якутска до Магадана, преодолевая болота, ручьи, реки и скалы.

Дорогу к золотым недрам Якутии заключенные Гулага строили
С далёкого 1932 года.
Были времена правления - не только и И. В. Сталина.

Делалось это в суровых условиях тайги.
В результате, во время строительства десятки тысяч людей погибли.
По этой причине «трассу» - «дорогой костей» прозвали.
Вдоль дорожного полотна были погребены жертвы лагерей, - узники.

Проехать по ней решались редкие путешественники.
«Это были жёсткие испытания», - говорили путники.
Несколько позже построили федеральную магистраль «Колыма»,
Проходящую севернее – через посёлок Усть-Нера.

Старый колымский тракт какое-то время ещё использовали,
Но по дороге стали ездить реже и реже и совсем забросили.
Стали рушиться мосты, ливни размывали подходы…
…………………………………………………………………………………..
Идея проехать по тракту пришла в головы –
Новозеландским байкерам Брендану, Крису и Тони,
В качестве партнёров они российский клуб позвали.
Министерство Якутии предоставило спецтехнику для поддержки.

… Федеральная трасса «Колыма». Искатели  не сразу разбились на группы.
Им до поворота на старую дорогу надо было несколько дней езды.
Приходилось ремонтировать колёса, встречались острые камни,
И на старой дороге нестабильные грунты размывались ливнями.
На пути встречались брошенные посёлки и деревни.
Любители приключений свернули возле города-призрака с дороги.

Лагерь разбили прямо под мостом и спецтехнику дожидали.
Мотоциклы доставлялись по морю. Новозеландцы в Магадане отстали.
Только прилегли активисты отдохнуть, из-за кустов выехал КАМАЗ,
Который и обещал якутский Минтранс.
За ближайшей рекой их ждала легендарная «шишага» -военный ГАЗ-66.   

В горах пошёл дождь, вода стремительно поднималась,
а значит, надо было срочно перебраться на другой берег мутной реки.
«Сайгак» - КАМАЗ, махина полностью по колесо в воду погрузилась,
Без труда перенесла всю группу в кузове вместе с мотоциклами.

Позже они разделились на две группы: одна по тракту на ГАЗ-66 - в глубину тайги,
Вторые с КАМАЗом должны были дождаться новозеландцев - «Киви»,
Так они себя ласково называли.

Первый час дорога была относительно неплохой, с небольшими ручьями и
размытыми ямами.
Затем начался ливень. Они сидели в кузове, накрывшись плащами.
Преодолевать ручьи и старые мосты становилось сложнее, так же и идти.
В одном месте ГАЗ-66 так перекосило, что им казалось, что это окончание пути.
Дождь усиливался, они «проходили» выбоины и ямы, напоминающие местами
пропасти.

После ручья Адыгалах остановились, дожидались байкеров, но начались тревоги.
Думали Хайвэй кончился, начнётся бездорожье и недельные задержки.
Но вскоре подъехали «КИВИ» к первому лагерю и переправились на КАМАЗе.
Возня вокруг первого ручья, который новозеландцы пересекали сами,
Была забавной: они полезли измерять глубину потока в костюме химзащиты.
Спустя несколько дней этот эпизод с усмешкой парни вспоминали.
Позже ребята пару раз так застревали, что мотоцикл втроем вытаскивали.

В конце дня обеим группам удалось воссоединиться: дождь прекратился.
Уровень воды упал, и опасность застрять в тайге миновала, спад изменился.
Стало проще ехать. Стояла отличная погода и свет ярко светился.
Пробирались по узким дорожкам вдоль перевалов, а внизу не туман расстилался,
А бесконечная тайга, а за ней сопки – потрясающий пейзаж рисовался...

И застревали, и вытаскивали оборудование с большой опасностью.
К вечеру они добрались до важной промежуточной точки –
границы между Якутией и Магаданской областью...
А потом мифы.

Затем Лабынкырский черт, якобы мифическое чудовище,
Которое обитало на глубине, в Лабынкыр озере.

…Катали местных детей и катались они сами на чудо-вездеходе,
На советском гусеничном МТЛБ - бронетранспортере.

Байкеры заехали зачем-то на полуразрушенный мост, -  получилось напролом.
Оттуда Крис упал прямо в воду вместе с мотоциклом и шлемом,
Никаких повреждений не было, слава богу, даже с рюкзаком.
Недалеко от пересечения границ встали беспокойные на привал, около бурной реки,
В живописнейшем месте, на каменистом берегу, с видом на сопки.
Вблизи от них была огромная наледь, но оказалось, что это не снег, а кристаллы,
Чем-то напоминающие алмазы.

Следующий день должен был стать для них решающим, думалось им по памяти.
Они увидели работоспособный мост через реку Индигирка, для переправы.
Только после нескольких дней путешествия их ждал, наконец, посёлок Томторы.

(В Томторе ученые ещё в 1930-е годы измерили
самую низкую температуру - 71,2 градуса. Это значение – лишь расчёты.
Поскольку термометры в то время, в таких суровых условиях, работать не могли,
То зафиксированный рекорд – минус 68 градусов, цифры, вроде, были официальны).

Возвращение на трассу «Колыма».

Переночевали путешественники в Томторе, двинулись в сторону трассы.
Доехали до небольшой, на первый взгляд, – Агаякан, реки.
Из-за дождей пришлось один из УАЗов переправлять,
прицепив его к КамАЗу.
Чуть позже, в 200 м от выезда на Федеральную трассу,
Они упёрлись в реку Кюбюме, шириной 100 метров. Невозможно было и управлять.

Начали движение в сторону Якутска, перегрузив вещи в два УАЗа.
Они еще не знали, что их ждёт впереди.
Новозеландцы умчались в другую сторону, в Магадан, еле вернули.
Затем начались продолжительные ремонтные зоны.

Ближе к ночи произошли ещё неприятности.
Во-первых, опять Крис упал на мотоцикле в бурлящий ручей, промокнув до нитки.
В двигатель попала вода. Байк погрузили в кузов УАЗа. Спустя 5 часов дороги,
Они взобрались на «Чёрный прижим» - дорогу, пробитую в скалах не высоте,
Нескольких сотен метров.
 
Двигались они со скоростью 30-40 км в час; обрыв и журчание реки.
Спустившись с этих «страхов», ехали они ещё несколько часов, сполна.
И под утро, уже на рассвете, подъехали к городу Хандыга.
Здесь случается с ними другая неприятная история. Связь потеряна.
Мотоциклисты заночевали в посёлке «Тёплый луч». Помощь снова.
Все найдены и накормлены. Спутниковая связь восстановлена.

В тот же день они проехали небольшое расстояние,
До реки Алдан, чтобы немного отдохнуть перед сложной дорогой -
На Якутск. Реку они пересекли на пароме,
Загрузив все вещи в «буханку», и встали лагерем на берегу.
Примерно через 100 км в машине заклинила коробка передач.
Как же теперь? Выполнение оставшихся задач?
Но каким-то чудом всё само собой заработало и пришло в норму.
Чувствовалось, что тайга не хотела отпускать их домой.

По дороге к Якутску.

Последние километры пути до Якутска стали
Для мотоциклистов настоящим стрессом.
Спасало то, что дорога шла не лесом.
Но покрытие её было глиняное, асфальт – местами.
В сухое время в воздухе там стоит плотный туман из пыли.
Обгонять крайне тяжело и опасно.
Из-за дымки можно.
Но не увидеть огромную яму или валун - это страшновато.
За последние 200 км дороги байкеры три колеса прокололи.

В итоге к парому через Лену мотоциклисты прибыли, полностью покрытые пылью.
Но им повезло, к отплытию судна все подоспели.
Через час все были в Якутске, где разобрали мотоциклы,
Домой их отправили, а сами на самолёте в Москву улетели.

(По И. Буранову и не только ...)

Актёр Юэн Мак Грегор, совершивший на мотоцикле кругосветное путешествие
«Долгий путь вокруг Земли» говорил, что это для байкера настоящее испытание.

... Даже не думайте отправляться туда в другое время,
кроме летних месяцев (июля и августа).
Готовьтесь к сильным ливням, размывающим дорогу и всё без разбора.


Рецензии