Литературная критика 12

Литерату;рная кри;тика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения).

Критика занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни) и личных взглядов; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер, сплетается с журналистикой. Тесно связана со смежными науками — историей, политологией, языкознанием, текстологией, библиографией.

Итак, если мы находимся на литературном сайте, значит жанр критики в виде эссе с адекватными объяснениями и аргументами абсолютно допустим, прежде всего, для осознания авторами, как писать так, чтобы не уходить в абсурд и бессмыслицу.
В данной статье мы разберём стихи авторов, участвующих в конкурсе:

Праймериз 2025 Финалистов и Экспертов Выпуск 7

  Хочется объявить благодарность Юрию Семецкому, как автору и ведущему конкурса, где набраны авторы, не известно по какому принципу. Юра их ищет на сайте "стихи ру" или они сами заявляют своё желание на участие в конкурсе, нам не известно. И каковы критерии первичного отбора, нам тоже не известно. Но это не важно. Главное есть авторы, которые согласились участвовать в этом отборе самого лучшего. Хочется провести краткий анализ тех стихов, которые выставлены в данном Выпуске номер 7.
При общем прочтении, впечатление весьма не айс, и с первого порыва выбрать что-то лучшее не получилось. Почему? Да потому что сложно выбрать среди слабых стихов наименее слабые. Но начнём с первого. Сразу отмечу, что присвоенное мной звание "слабых стихов" весьма субъективно, потому что я могу судить только с уровня своих знаний и предпочтений. Для кого-то, возможно, это сложнятина. Но могу добавить - не волнуйтесь, фасад может быть очень сложным, а внутри него пустота и такая простятина, что поймёт любой школьник пубертатного возраста.

1 Жиль Де Брюн На чёрный день http://stihi.ru/2022/01/03/456

Недавно, этот автор, как мне помнится, был в судьях, а сейчас в участниках. Молодец! Как говорится, судить легко, а попробуй выиграть. Но что можно сказать о сием творении?

"Такой немного как бы Апокалипсис", где "зомби вышли граждан пощипать" удался в воображении автора, но в стихотворение очень слабенько. Не смотря на то, что автор постарался написать это произведение длинной громоздкой строкой, информации в нём НОЛЬ, смысл убогий, а образы весьма затёртые и банальные. Кто-то там жжёт тряпки, мается дурью, а потом приходят зомби и начинают вводить свой апокалиптический порядок. Либо автор насмотрелся голливудских зомби-фильмов, которые я тоже люблю иногда глянуть под настроение, либо решил напугать публику для привлечения к своему творчеству внимания. Но нас , читателей сложно напугать или удивить.

"Но тут один штудент из академии придумал лить вакцину в самогон.
Налили, остудили, поглядели и – работает! Идея-то – огонь!"

Хочется сказать: шлушай, ты, штудент, ты по што выкцыну таку прЫдумал, штобы зомбы умАрить?
А дальше начинаются чудеса чудесные!


Перекрестясь, иду на битву с ворогом: стакан в руке, в котомке спиртбачок.
И дух такой, что просто любо-дорого. А зомби уж хватает за бочок.
И валится, и корчится-сутулится. Дымит, горит, кончается в снегу.
Ещё один, ещё. Зачищу улицу. Допью до дна, но город сберегу.
Вернусь домой, дыхну на Лизавету я (обматерит, поплачет да простит)
Нет, правильно мне лекарь присоветовал на чёрный день вакцины запасти!

И хочется спросить автора - ЗАЧЕМ такую "сказочную сатиру", иронический каламбур публиковать в такой громоздкой форме. Абсолютное несоответствие формы и содержания.

2 Юлия Долгановских Ангел с ангелом на шее http://stihi.ru/2024/12/11/5593

Данным автором на конкурс представлено стихотворение в стиле СЮР, видимо. Потому что умом его не понять, душой не поднять, а чувством не осилить. Некая сюр-зарисовка без смысла, но зато в весьма простой форме, что радует. БЕЗ знаков препинания, что создаёт некую сложность при чтении и абсолютно НЕ оправдано содержанием.

Ангел с ангелом на шее
Юлия Долгановских
***
ангел с ангелом на шее
со звездой на рукаве
шелестит он еле-еле
то травой то по траве---- И тут мы представили ангела, у которого на шее болтается другой ангел. Такая двойка ангелов. Один большой, а другой мелкий, который зацепился за шею большого. Задумываемся о символе звезды на рукаве. ХМ!
И этот ангел шелестит то травой, то по траве. Интересно, чем он шелестит и почему еле-еле? Мы заинтригованы.

он вощёная бумага
он конечно это я
восковая амальгама
бывший свет небытия----Очень интересно! Этот ангел и вощёная бумага, и восковая амальгама, и ЛГ, и бывший свет небытия. Всё в одном. И всё одно и то же. И здесь автор раскрывает тайну света небытия. Оказывается, это вощёная бумага! Мы в шоке!

заострённым пальцем нежным
изнутри толкая в мир
кто движением небрежным
процарапал глаз пунктир----здесь, вообще, ничего не разобрать. Можно посоветовать автору - пожалуйста, не надо издеваться над читателем. Поставьте запятые! Палец "заострённый и нежный" (жуткое сочетание) изнутри толкает мир - это ещё можно представить. Но "процарапал глаз пунктир" ну никак, и "кто" здесь при чём?

и глядит оттуда строго----откуда "оттуда"? Изнутри мира?
жизнью жизнь мою поправ
иль не я исчадье бога
придорожный кенотаф -----вот кто может это понять? НИКТО!

Ангел с ангелом на шее, который является ЛГ, жизнью жизнь её поправ с сомнением ЛГ, что она - "исчадье бога" (жуткое сочетание) и всё заканчивается погостным памятником... СТРАШНО! О чём этот стих? Ни о чём. Ну бывают стихи ни о чём. Мы не против. Высосано из "заострённого нежного пальца".

3 Елена Севрюгина 3 Как будто хорошо, что нет зимы http://stihi.ru/2025/02/01/7714

Знаете, ХОРОШО! Поэтому я проголосовала за это стихотворение. При вполне терпимой смысловой нагрузке, всё читаемо, образно, чувственно, тема раскрыта и форма соответствует. Желаю автору ПОБЕДИТЬ!

4 Речная Нимфа Эвридика http://stihi.ru/2023/01/21/8859

Мифологическая зарисовка про мальчика, который, видимо, выбрал родителей для своего рождения. Читается мило. Но каким боком здесь прилип Орфей и почему именно он, не понятно.

Всё кончилось стыдом, едва знакомым раньше:
мышиный сеновал,
залатанный уют.
Негодное суют, и тычут: выбирай же.
Но выбор здесь так мал…
Бери уж, что дают.

Да уж... Экая завуалированность слияния... А дух мальчика витал рядом и вошёл после испытанного стыда родителей или одной мамы, не понятно.

И вот в конце смотрин, в предвестии начала,
кому в подарок смех,
кому – драконий глаз.
И всё переплелось, взвилось и зазвучало.
Но разобрали всех.

И мальчик выбрал нас.

Видать была вакханалия, но мальчик выбрал их...
Второе место автору! Но только за оригинальность изложения. С драконьим глазом я бы не шутила.

5 Света Чернышова абрикосы всё же http://stihi.ru/2023/07/22/1730

По ходу, автобус разбился по дороге к абрикосам, которые являются очень важными в жизни говорящих дам в шлёпках на остановке. Стихотворение не дотягивает до того, чтобы оно вызвало какие-либо эмоции и размышления. Эмоция сожаления есть... Но не более.
Вообще, в современной пиезии, абрикос стал очень важным фруктом! Надо будет написать гимн абрикосам, потому как ни стих, так абрикос в нём сидит. Абрикосная пиезия. Слава всем абрикосам! Автор хотела придать стиху нотку горести, упомянув мужей дам, один из который умер, а другой спивается. Но нет. Не трогает.

6 Иван Сергеевич Денисенко Он забросил офис, забыл спектакли... http://stihi.ru/2023/11/19/5968

Отличное интервью из психлечебницы. Очень советую прочитать. Но извините, участие такой несовмещённой с умом прозы, невозможно читать, если только для временного помутнения рассудка, что бывает полезно для смещения точки сборки в область неочевидного и невероятного. Но несмотря на всё это, я бы дала третье место этому психоделическому произведению. Но только ради исследования галлюцинаций. Сейчас галлюцинации в пиезии очень модны. Так что отдадим дань моде.

7 Исхаков Алексей Механическое http://stihi.ru/2017/02/06/6014

Хочется понять и разобрать этот опус поподробнее.

Механическое
Исхаков Алексей

Опираясь опереньем на воздушные потоки,
механическая птица вымерзает до каркаса.--- и тут нас постигает тревога - что, самолёт может упасть? Очень тревожно... Тема задана.

В атмосфере назревает смутный план антициклона.---какое это имеет отношение к самолёту? Вопрос. Но тоже тревожно. Может этот антициклон как-то повлияет на самолёт, и он упадёт?
Дом на северо - востоке
спит кирпично - жёлтой массой,
разметавшись этажами по лицу микрорайона.--- размётанный по лицу микрорайона дом подозрительно жёлтой массой. Жуткий образ. Жёлтый дом. На него может упасть самолёт? Читаем далее.

На пятнадцатом светает, люди кончили недавно
механически сближаться, в циферблате мнутся сутки.---на каком "пятнадцатом"? Микрорайоне, этаже, номере дома. И почему здесь цифра 15? Это ШТО имеет большой смысл? И почему не 12, 13 или 14. НО! Возможно, это касается только личного автора. Трудно, нам, читателям это понять.
Люди кончили давно! Блеск! В жёлтом доме люди кончили давно... Это вызывает безудержный смех. Извините. Браво автору за то, что насмешил так механически точно!

Громко цокает будильник под давлением пружины.----ну предположим, что в будильнике не одна пружина. Но если в нём одна пружина, то будильник не тик-так, а цок-цок...
На развалинах дивана
прорастают две забудки.----- чудная картина! Развалины дивана на помойке. А кто такие "забудки"? И их ДВЕ! Почему ДВЕ, а не ТРИ? Это два местных жителя, которые живут на этом диване на помойке? Есть цветочки - незабудки. А кто такие забудки? А может это два привидения на помойке, которые забыли, что были людьми и стали механическими зомби?
Во дворе уже грохочет соло мусорной машины.----Ура! Забудки в радости! Щас их заберут и увезут к другим забудкам на большую городскую помойку. Но когда же упадёт самолёт???

Ледяное время года разместилось на обложке.---- так мы книгу читали или что?
Электрическая тяга гонит поезд - календарь.----летит самолёт, едут мусоровозы, люди кончают в жёлтых домах, гоняют поезда-календари... 
Чай в стеклянном переплёте, подстаканник, мелочь ложки - ----далее перечисления, которые пытаются добить опус до чего-то. А до чего, автор сам не понимает. "мелочь ложки". Может запятую не поставил? Что за мелочь ложки? Хотя в жёлтом доме всё возможно. Люди покусали ложку и она превратилась в мелочь.

механическое счастье, дребезжащая деталь.----и это концовка. Самолёт улетел, забудок увезли на мусоровозе, распластанный жёлтый дом на северо-востоке живёт дальнейшей механической жизнью... Страшный сон из преисподней. А я бы уронила самолёт! Зачем он так в начале стиха летел тревожно?
Тема задана - МЕХАНИЧЕСКОЕ. Она, конечно, раскрыта, но КАК! Мы в печали.

8 Светлана Илларионова Раскадровщица http://stihi.ru/2017/01/02/2757

Это даже ни читать, ни разбирать не хочется. Такая ограниченная никаковина, что пропускаем. Певица нюша, паратов, неодушевленные вопросы, пустопорожние формы, топоры и скелеты, казимиры и шиндлеры. Куча мала, смысла НОЛЬ, пустота в голове и везде. Я такие стихи называю пустышками. Много шума из ничего. Нагромождение хлама и попытка из этого слепить что-то удивительное.

9 Вера Дорди Знаки http://stihi.ru/2023/09/14/5833

Ну пусть будет на 4 месте. Вполне читаемо, но слишком слабо по смыслу, лично для меня.

И знаки происходят чередом – -----знаки ну никак не могут происходить.
то лепесток, летящий через дом,----- как может лепесток лететь через дом? Прям, насквозь?
то самолётик, в синем небе тающий.---- Это всё знаки? Чего?

Тема стиха не раскрыта от слова СОВСЕМ. Автору надо поинтересоваться, что такое ЗНАКИ. Или по-другому назвать стихотворение, подкорректировав концовку.

10 Зиновий Антонов позвонить туда http://stihi.ru/2013/06/24/9666

В данном опусе автор хочет "за две копейки позвонить в тот бред".
Вся стилистика этого опуса призывает автора - поставьте запятые, а то такая там каша получается. Смешались и люди, и кони. И рыбы, и негры чомбе, и космонавты, и коммуналки, и мамы, и папы,

"и будет пасха и кутья
и спирт из грелки"

И после этого "бреда" жди, ответит мама. Ох не знаю. Смысл то скатывается к тому, что из бреда ответит мама, что не ложится совсем нА душу...

Можно спросить - кто учит писать такие стихи. Некоторые из них чем-то похожи, да даже так, что авторы не выделяются на фоне этих опусов. Все одинаковые. Стиль одинаков. Явно, они учатся и копируют друг друга с этими модными абрикосами и кучами рифмованных метафор, которые вынесут мозг в "придорожный кенотаф".

После прочтения этого всего, хочется скромно почитать Зинаиду Гиппиус или Вильяма Блейка. Поэтов-символистов, где каждое слово, образ, метафора, в простоте своей незаменима и несёт глубокий смысл, а всё стихотворение органично, глубоко метафизично и просто одновременно.

Но мы понимаем, что многое, что мы тут прочитали, от недостатка знаний и возможностей ментальных полей души. Авторы забыли одну простую истину: всё гениальное просто. Наворачивают кривые башни друг на друга и пытаются по ним взобраться на Парнас.
Хотя, попытка не пытка. Может, кто-то из них и придёт к Чистому Искусству. Но в это плохо верится...

С уважением ко всем. Прошу уважать труд критика.


   


Рецензии
"Юра их ищет на сайте "стихи ру" или они сами заявляют своё желание на участие в конкурсе, нам не известно".

Известно. Семецкий в начале первого тура через личные сообщения приглашает авторов участвовать в голосовании и одновременно просит прислать ему одно-два стихотворения по собственному выбору.

Вячеслав Дмитриев   21.03.2025 23:46     Заявить о нарушении
Улыбаюсь, Вячеслав... 😀
Юра молодец! И как это он всё успевает!

Руда Ольга   23.03.2025 18:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.