Старик и море - глубокая метафора, принёсшая Хемин
«Старик и море» - глубокая метафора, принёсшая Хемингуэю Нобелевскую премию
Повесть «Старик и море» была опубликована в 1952 году, а уже спустя год Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за свою работу. Произведение «Старик и море» также оказало влияние на присуждённую в 1954 году Нобелевскую премию по литературе. Критики в тот период пересмотрели своё отношение к творчеству Хемингуэя.
До глубины души убеждена, что эта повесть вовсе не о старике и не о ловле рыбы. И где-то тут сокрыта глубокая метафора...
фото Эрнеста Хемингуэя, источник: Яндекс Картинки
Впервые прочла повесть Хемингуэя ещё в школе. Предательски рано, тогда я не оценила её по заслугам, запомнив вовек: не перечитывать, поставив на самую высокую полку к «100 годам одиночества».
Спустя длительное время глаза начали просить отдыха всё чаще, выручил аудио-формат ознакомления. Повесть «Старик и море» начитывал Василий Ливанов, и это было буквально блаженством. Потрясающий текст прочтён магическим, каждому знакомым голосом.
Сантьяго был убеждён, что удача от него отвернулась. Вот уже 84 дня рыба обходила его стороной, предпочитая лодки побогаче, на которых, к тому же, было радио. Мальчику ещё раньше следовало покинуть Старика, не тратить попусту время на безуспешные попытки получить улов. Мальчик был единственной радостью в жизни Старика, и Старик желал мальчику добра.
И вот, на 85-й день Сантьяго решает попытать удачу, выйдя в море подальше, вооружившись гарпуном, ножом, лесой, бечевой. Он должен доказать, в первую очередь, самому себе, что он ещё может поймать большую рыбу.
кадр из фильма "Старик и море" 1999 года, режиссёр Александр Петров
Море в повести Эрнеста Хемингуэя ознаменует само наше бытие. Судьбу, жизнь, предначертанное. Сантьяго с любовью и уважением относится к окружающему его миру, пребывая в созерцании, в моменте. Старость нещадно наступает на старика, и ему всё тягостнее оставаться в одиночестве.
Эх, был бы со мной мальчик!
Но мальчика с тобой нет, – думал он. – Ты можешь рассчитывать только на себя…
– цитата из повести «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя
Повесть – путешествие в пучину смыслов, сожалений, надежд. Старик пытается определиться, чем для него является пойманная рыба: это способ накормить множество людей, безбедно перезимовать самому, или потешить эго?
Рыба сперва кажется ему прямым конкурентом в поединке, что Сантьяго обязан завершить с честью. Как тогда, в далёкой молодости он состязался с негром из Сьенфуэгос, и рука Сантьяго оказалась крепче.
Весной он всё же дал негру отыграться, а потом и вовсе забросил состязания, и без того понимая, что он сильнее остальных. Уважение к противнику двигало Стариком и тогда, и сейчас.
кадр из фильма "Старик и море" 1999 года, режиссёр Александр Петров
Огромный остроносый марлин, не желающий поддаваться на уговоры старика – есть обстоятельства, создающие нашу реальность. И то, как мы проявляем себя: боремся ли до конца, опускаем ли сведённые болью руки, гневаемся или виним крупную рыбу – определит нашу дальнейшую жизнь. Старик любит свою жизнь и с благодарностью принимает обстоятельство в виде рыбы более крупной, чем его лодка.
Старик решает бороться до конца, и лучше уж погибнуть, чем дать рыбе почувствовать, что он сдался.
— Но человек не для того создан, чтобы терпеть поражения, — сказал он. — Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.
– цитата из повести «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя
Старик сетует на порядок вещей, вынудивший его убивать ни в чём не повинную рыбу. Вся наша жизнь состоит из правил, по которым человек вынужден играть. Ничто не мешает старику глубоко сожалеть о смерти рыбы и любить её братской любовью.
Я старый человек, и я очень устал. Но я все-таки убил эту рыбу, которая мне дороже брата, и теперь мне осталось сделать черную работу.
– цитата из повести «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя
фото Эрнеста Хемингуэя, источник: Яндекс Картинки
Неприятели в лице акул окончательно подрывают веру старика в собственную удачу, но не в собственные, тающие на глазах силы. Он продолжает преодолевать трудности, убивая хищников одного за другим, пытаясь защитить поруганную рыбу.
Отдалённость от берега говорит нам, что даже если мы не в силах разглядеть огни Гаваны, и будущее являет собой одну сплошную неопределённость, нужно иметь внутренние ориентиры и храбрость двигаться к намеченной цели.
Акулы полностью уничтожают единственного друга и верного собеседника старика, оставляя его в пустоте, одиночестве, забытьи. Сантьяго сломлен, подавлен, покинут. Это ещё раз подтверждает тезис, что человеку нужен человек, особенно в старости близким необходима опора.
кадр из фильма "Старик и море" 1999 года, режиссёр Александр Петров
Мальчик, увидев на руках Старика следы сражения за свою жизнь, начинает горько плакать. Он больше не покинет Старика, не позволит работать в одиночку.
Это говорит о переосмыслении мальчиком своих ориентиров, и материальная выгода от ловли на крупной лодке, а также обязанность подчиняться воле отца уступают внутренней решимости отстоять право на самостоятельность. Он принимает ответственность за свои решения на себя. Его мягкое, доброе сердце отныне прочерчивает Мальчику его жизненный путь, к тому же так многому предстоит научиться у Старика.
После прочтения ещё долго ощущаются запахи свежесваренного кофе, морского бриза, сырой рыбы, во рту — привкус меди. Слышишь шум волн, заветный голос мальчика, крики чаек.
Подобные произведения заставляют немного замедлиться и начать ценить жизнь за всё, что мы имеем: тарелка риса, теплое одеяло, мягкий матрас, свежая газета, близкие люди. Хемингуэй через Сантьяго показал, как тяжела порой бывает жизнь, но при этом как хочется её продлить.
Свидетельство о публикации №125030107175