Трикстер

Трикстер (англицизм от слова trickster — проказник, ловкач) — архетип в мифологии, фольклоре и религии — «демонически-комический антагонист культурного героя, наделённый чертами плута, озорника» — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения.

 В художественных произведениях трикстеры часто выступают в роли антигероев, но могут быть героями или злодеями.


Мифология

Божество-трикстер нарушает установления богов или законы природы, иногда злонамеренно (например, Локи), но при этом, как правило, добиваясь, пусть и неосознанно, какого-нибудь позитивного эффекта.

Трикстер открыто ставит под сомнение и высмеивает авторитеты, поощряет импульс и энтузиазм, ищет новые идеи и опыт, разрушает условности и самодовольство, способствует хаосу и беспорядку. В то же время трикстер приносит новые знания и мудрость в историю. Даже когда трикстеров ужасно наказывают за их наглость, их неукротимый дух (или обычная глупость) заставляет их возвращаться снова и снова.


    Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
    Мефистофель (Гёте. Фауст)

Часто нарушение правил происходит в форме различных уловок, хитростей (например, у Эриды) или воровства.

Эрида (др.-греч. ;;;; — схватка, борьба, бой, ссора, спор, раздор, вражда, соперничество, состязание, у Гнедича — Распря, Вражда) — в древнегреческой мифологии богиня раздора и хаоса.
Наиболее известный миф повествует о том, как она подкинула богиням «яблоко раздора» на свадебном пиру смертного Пелея и богини Фетиды.


Трикстеры бывают хитрыми или глупыми или же могут совмещать оба этих качества; часто являются предметом осмеяния, даже будучи священными существами или выполняя различные культурные функции. Примером может служить священный Хейока, чья роль заключается в том, чтоб дурачиться и играть и с помощью этого повышать самосознание и служить уравновешивающим механизмом.



Во многих культурах (например, в древнегреческих, скандинавских или славянских мифах, а также в индейских историях) трикстер и культурный герой часто смешиваются. Во многих североамериканских мифологиях койот (у юго-западных индейцев) или ворон (северо-западные индейцы, коряки, ительмены) также выкрал огонь у богов (звёзды или солнце), но он более трикстер, чем культурный герой. Различие заключается в других историях, касающихся характеров этих персонажей: Прометей — Титан, тогда как койот или ворон обычно является шутником и проказником.


Зачастую фигура трикстера проявляет половую изменчивость, меняя гендерные роли. Такие трикстеры появляются в мифологиях североамериканских индейцев, и тогда про них говорят, что они имеют двоедушную природу. Локи, скандинавский трикстер, также проявляет гендерную неустойчивость и однажды даже беременеет от жеребца Свадильфари; интересно, что он делит способность менять пол с Одином, верховным богом, который также проявляет много характеристик трикстера

Локи (др.-сканд. Loki) — сын ётуна Фарбаути и Лаувейи, также упоминается в качестве бога хитрости, озорства, обмана и коварства и т. п. качеств в германо-скандинавской мифологии, происходит из рода ётунов, но асы разрешили ему жить с ними в Асгарде за его необыкновенный ум, хитрость и мудрость. Локи имеет несколько хейти (объяснения понятия хейти применяются выражения «поэтический синоним» или «прозвище - (Лофт (Loptr) и Лодур (L;;urr) В мифах чаще всего выступает в роли антигероя и трикстера, не злого, но дерзкого и лукавого нарушителя порядков.

Черты Локи характерны для трикстеров: двуличность, изворотливость, хитрость, коварство. Утверждение, что понятия о «хорошем» и «плохом» для него просто отсутствуют, не совсем верно. В песне «Перебранка Локи» он беспощадно и не стесняясь в выражениях разоблачает семь богинь и семь богов, собравшихся на пир у морского великана Эгира. Богов он обвиняет прежде всего в трусости, а богинь — в нецеломудрии

 Мифологические трикстеры
 койот (общий для многих народов: мивоки, олони, помо и другие);
    ворон (общий для многих народов: кри, нутка, оджибве, хайда, цимши и другие);
Сет (мифология древнего Египта).
Локи, Один (мифология германских племён);
Эрида,
 Прометей, Гефест, Гермес, Одиссей, Сизиф, Фаэтон, Дионис(мифология древней Греции);

Сосруко, Сырдон (нартский эпос на Кавказе);
ворон Кутх (мифология народов Чукотки и Камчатки);
Каваль-Антс (Вили Антс) (мифология народа эстонцы);
Кицунэ, Сусаноо, Каппа (мифология народов Японии);

Бамапана (мифология аборигенов Австралии);
койот Уэуэкойотль (мифология народа ацтеки);
барон Суббота, Папа Легба (мифология вуду);
Ива, Каулу, Купуа, Мауи, Пекои (мифология народа гавайцы);

Персонажи государственных и мировых религий:

    ребёнок Кришна, Кришна (индуизм).



Фольклорные герои:

    Нестерка (фольклор народа белорусы);
    Хитрый Пётр (фольклор народа болгары);
    Саки-Перере (фольклор народа бразильцы);
    Лис Рейнард (фольклор народа голландцы);
    Тиль Уленшпигель (фольклор народа голландцы, фольклор народа фламандцы);
    Гершеле Острополер (фольклор народа евреи-ашкенази);
    Фигаро (фольклор народа испанцы);
    Дале Мохтар (фольклор народа иранцы);
    Кечелок (Плешивец) (курдский фольклор);
    Пэкалэ и Тындалэ (фольклор Молдавии);
    Рейнеке-Лис, Мефистофель (фольклор Германии);
    Иван-дурак, Лиса Патрикеевна, Петрушка (фольклор народа русские);
    Ходжа Насреддин (фольклор народов Центральной Азии, Турции, Ирана, Крыма, Татарстана, Восточного Туркестана, Афганистана, Пакистана и Северной Индии, фольклор народа арабы);
    Али Зибак (фольклор народа арабы);
    братец Кролик и тётушка Нэнси (адаптация: Ананси) (фольклор США);
    дядюшка Томпа (фольклор народа тибетцы);
    Лис Ренар, кот в сапогах (фольклор народа французы);
    Лопшо Педунь (фольклор народов Удмуртии);
    Лис Микита, Казак Мамай (фольклор народа украинцы);
    Робин Славный Малый (английский фольклор);
    Алдар Косе (фольклор народа казахи);
    Пыл-Пуги (фольклор народа армяне);
    Багдадский вор (Арабский фольклор).

Литературные персонажи


    Альфред Джингль («Посмертные записки Пиквикского клуба»);
    Барон Мюнхгаузен;
    Гарри Поттер;
    Гекльберри Финн;
    Дон Паблос («Жизнь великого скупердяя»);
    Йозеф Швейк;
    Коровьев;
    Ласарильо с Тормеса;
    Остап Бендер;
    Панург;
    Энди Таккер;
    Язон динАльт («Неукротимая планета»).


Самые обаятельные литературные плуты

    Кот Бегемот О своей «трикстерской» природе очаровательный и вместе с тем жутковатый приспешник Воланда заявляет сразу. ...
    Гекльберри Финн Нередко в литературных произведениях трикстер выступает в качестве двойника главного положительного героя. ...
    Солдат Швейк-
Об истинном лице неунывающего, упитанного и очень симпатичного героя романа чешского писателя Ярослава Гашека споры ведутся до сих пор. Так, например, советские литературоведы утверждали, будто под маской глупости и простодушия скрывался вполне себе умный человек, тогда как в некоторых других странах бытует мнение, что забавный персонаж и в самом деле непроходимо глуп. Вторую версию тоже можно принять на веру: идиотизм вояки отлично коррелирует с абсурдностью происходящего в мире. Иными словами, Швейк должен послужить читателю этаким увеличительным стеклом, которое покажет во всей красе бессмысленность войны. Впрочем, вне зависимости от того, какую теорию выберете вы, герой, вне всяких сомнений, относится к классическим трикстерам.
   Чеширский кот
Чеширский кот — трикстер, стоящий на границе нормального и бессознательного. Сам себя обладатель волшебной улыбки признает вне существующих норм, но при этом остается, как ни удивительно, единственным разумным существом среди всех обитателей Страны чудес. Возможное наказание за трюки и проделки, а также недопустимое свободомыслие вовсе не пугают кота.


Какой символ трикстера?
Лиса выступает в роли трикстера в фольклоре многих народов. Славяне считали её символом хитрости, коварства.

Самый известный трикстер — братец Кролик из «Сказок дядюшки Римуса».


Архетип

В созданной К. Г. Юнгом аналитической психологии трикстер — это один из архетипов коллективного бессознательного. В современной литературе трикстер сохранился как архетипический персонаж, не обязательно божественный или сверхъестественный.

В позднем фольклоре трикстер предстаёт как:

    сообразительный озорной человек (антропоморфные трикстеры) или
    существо, которое пытается противостоять опасностям и проблемам окружающего мира с помощью различных уловок и хитростей (зооморфные трикстеры).

Например, во многих сказках верховный правитель выбирает своей дочери жениха, устраивая различные испытания. Храбрые герои, принцы и рыцари не могут эти испытания выдержать. Тогда появляется простой бедный крестьянин, который с помощью своей сообразительности и ума без борьбы, каким-нибудь необычным способом дурачит чудовищ, злодеев и избегает прочих опасностей. Таким образом, наименее желательный кандидат проходит все испытания и получает награду. Более современными примерами такого типа являются Багз Банни и маленький бродяжка Чарли Чаплина.



Другие примеры трикстеров

    Локи в киновселенной Marvel.
    Том Сойер в романе Марка Твена "Приключения Тома Сойера"
    Питер Пэн в романе Джеймса Барри "Питер Пэн и Венди"
    Алиса в "Алисе в стране чудес" Льюиса Кэрролла
    Барт Симпсон в мультсериале "Симпсоны"
    Дональд Дак в мультфильмах Disney.
    И даже Гарри Поттер!

Примером озорного человека является образ Коровьева. В сериале Бортко «Мастер и Маргарита» Коровьев во время фокусов в Варьете ловит ртом последнюю из всех карт, залетевших ему в рот. Когда он разворачивает эту карту публике, то на ней оказывается Джокер, то есть Шут. Таким образом Коровьев, как одна из граней Воланда-архетипа, является трикстером. Когда надо исправить навязчивое, но глупое положение дел, Коровьев-трикстер вырывает из дела неудобные страницы ради справедливости.

Что такое политический трикстер?
Переводится оно как «обманщик». В контексте политического лидерства, считает автор, «трикстер» далеко не лжец, а скорее лицо, которое не подчиняется общим правилам поведения, установленным для политических деятелей, а ведет себя так, как пожелает.


Почему людям нравятся трикстеры?
Почему нам так нравятся герои-трикстеры, которые с легкостью ...
Во-первых, они служат в роли катализаторов, то есть изменяют сложившийся порядок и заставляют меняться окружающих. Во-вторых, трикстеры привносят веселье и юмор в существующий мир. Они шуты и призваны смешить всех вокруг. Иногда они шутят самостоятельно, а иногда сами становятся объектами насмешек.


Что такое трикстерский роман?
Характеризуется как «демонически-комический дублер культурного героя, наделенный чертами плута, озорника». В качестве трикстера может выступать божество, дух, человек или антропоморфное животное, не подчиняющееся общим правилам поведения. Трикстерский роман появляется в Испании XVI—XVII вв.

Трикстеры в литературе

В литературе персонаж выступает и создателем, и разрушителем, оказывая влияние на развитие сюжета не прямолинейно, а через игру смыслов, слов и образов. Двойственная природа трикстера часто приводит к тому, что его действия, казалось бы, иррациональны и даже разрушительны, в конечном счёте способствуют появлению чего-то нового, непредсказуемого и прекрасного.

Современные авторы, обращаясь к архетипу трикстера, используют его как инструмент для исследования тонкостей человеческой психики и общественных механизмов. Трикстер может быть как ироничным критиком социальных условностей, так и свободным мыслителем, который своими поступками показывает – мир не подчиняется жёстким правилам, а развивается благодаря непредсказуемым поворотам судьбы.

Чтобы лучше понять, как работает архетип трикстера, обратимся к конкретным персонажам. Вот шесть ярких примеров.
Мерри и Пиппин из «Властелина колец» Толкина
Табаки из «Дома, в котором…» Мариам Петросян
Джокер из комикса «Бэтмен. Убийственная шутка» Алана Мура
Локк Ламора из «Хитростей Локка Ламоры» Скотта Линча
Локи из «Американских богов» Нила Геймана

 Нил Гейман
Американские боги

Локи в романе Геймана – это трикстер-вирус. Он мутирует, подстраиваясь под новые эпохи, и заражает других богов своей жаждой перемен. Он не служит ни добру, ни злу – он служит переменам.

Его интриги – это эксперименты над людьми и богами. Он сталкивает их друг с другом, чтобы проверить: кто выживет, когда рухнут старые мифы? Локи не создаёт хаос – он ускоряет эволюцию, заставляя всех играть по новым правилам.

Он как вирус в коде реальности: его действия кажутся разрушительными, но без них система закостенеет. Локи напоминает, что даже боги должны меняться – или исчезнуть, став музейными экспонатами в мире, который их забыл.






Как понять, что я трикстер?


Ключевыми чертами трикстера, по мнению Е. М. Мелетинского, считаются лукавство, хитроумие, коварство, жестокость, способность к трансформациям или перевоплощению. Трикстер всегда творец и разрушитель, обманщик и жертва обмана, а его поведение определяется инстинктами и собственной импульсивностью.





   


Рецензии