Пушкин будет жить Беседка с душистой лозой-2

Пушкин будет жить Беседка с душистой лозой-2
Пушкин жив, Пушкин будет жить.

https://proza.ru/2025/02/14/1348  Беседка с душистой лоззой

Мы с вами уже заглянули в ту самую «Беседку с душистой лозою» таинственного  Витольда Ветерского, которая для меня лично стала порталом в век 19 чуть ли не с первых строк.
Обычно говорят о зеркале, сквозь которое мы можем туда добраться, но беседка в старом парке  тоже вполне подходит, не так ли?
Если бы я встретилась с автором, то прямо бы сказала:
 - Сейчас так не пишут, кто вы и откуда взялись?
И наверняка открылась бы какая-то тайна, возможно, совсем неожиданная. Но пока такой возможности нет, хочется просто пристальнее взглянуть на то, что таит в себе этот уникальный, удивительный,  не побоюсь этого слова, текст. В начале не очень понятно, чем он так увлекает, но не остается сомнения в его подлинности. Перелистала собрание сочинений Петра Вяземского, почему-то выбор пал на него. Е. Баратынского не смотрела, хотя именно его ставят рядом с Пушкиным, а то и выше, но другого он склада поэт, совсем другого, а вот от Вяземского с его страстями, многого можно ожидать, но нет у князя Петра ничего такого.
Жанр романа в стихах, прямо скажем, уникален в русской литературе и 19, и 20 веков, он с Пушкина начался, на нем практически и закончился – увы, другие авторы ограничивались поэмами в лучшем случае.
И потому первая версия, которую я бы считала основной – Пушкин не погиб на дуэли, а прожил значительно дольше, тайно отправленный туда, куда прежде ход ему был запрещен – в Париж. Не с этим ли обстоятельством связаны и таинственные похороны, и атмосфера строжайшей секретности, которая  их сопровождала.
Говорят, император чего-то боялся, потому приказал все делать тайно. Но чего мог бояться через 12 лет своего правления Николай 1, повторения 1825 года?
Но теперь, когда император  столько лет пробыл у власти и все было в его руках, вряд ли он мог бояться мифического бунта, к которому не было никаких предпосылок вообще. Тут явно крылось что-то другое. Да и не так плохо он относился к Пушкину, чтобы вот так тайком его похоронить. А об императрице и говорить нечего, она мечтала занять место предшественницы и стать музой поэта, его «гением чистой красоты», а влияние Пушкина на императора было велико.
Но  если предположить, что  Александру Сергеевичу было отведено еще два-три десятка лет жизни, то ведь явно он должен был пересмотреть отношение к своим любимым героиням Татьяне и Ольге. Да и к тем реальным красавицам и умницам, которых привык покорять, а затем – ускользать. И все-таки он продолжал их любить искренне и нежно, и что уж совсем невероятно, желал «как дай вам Бог любимой быть другим». Ни один другой поэт не позволял себе такого благородства и душевной широты, увы.
Но ушел он как раз в тот самым момент (37 лет), когда приходит мудрость, переосмысление жизни и чувств, когда влюбленность и страсть могут перерасти в любовь, настоящую, истинную, навсегда сохранённую в душах, ту, которая  «движет солнце и светила».
Но его «Евгений Онегин» был написан значительно раньше, в молодые годы, когда ничего такого еще не было, страсти и страдания владели душой поэта. Только в последние годы он начал чувствовать что-то сродни именно любви к своей Прекрасной Даме, но в творениях этого чувства отразить  не успел.
Вспомним, что же в романе случилось с его Татьяной? Онегин ее отверг, она продолжает его любить вопреки всему и выходит замуж за нелюбимого, чтобы как-то устроить вполне благополучную жизнь, пусть и с нелюбимым человеком.
Обыкновенная история – так можно было бы охарактеризовать этот поворот. И что остается для автора, чтобы его Татьяна осталась «милым идеалом»?.. Отвергнуть Онегина и жить дальше вполне благополучно.
А не кажется ли вам, что поэт довольно жесток по отношению к своей героине, хотя он оправдывается тем, что Онегин ее не достоин, а потому нет у нее другого выбора. Но как же воспетая им любовь, страсть, нежность, безумства, которые ради нее совершаются? Неужели это удел только  мужчин в том мире?
Законы общества суровы, мы знаем, как поплатилась даже за подозрение в неверности Нина в «Маскараде» у Лермонтова. А Татьяна жила, вероятно, долго, хотя  о счастье могла ли мечтать. Разве это нормально, разве этого достаточно  для горячего и  умеющего любить женского сердца?
Не потому ли в нашей великой русской литературы образы женщин так  печальны и так неполны?
И только в первой половине века 20 го Маргарита решается разорвать этот круг  вполне приличной жизни, опять же с генералом и отправиться на поиски своего счастья. У нее все было, рассказывает нам автор, но была ли она счастлива? Ни одной минуты. Она желает спасти и себя, и роман, проходит все круги ада, и обретает только покой.
Ну согласитесь, печальная оказывается история и на этот раз. И на фоне этого Пушкин по отношению к его Татьяне уже и не кажется таким жестоким, если мы знаем финал истории с Маргаритой Гете, Маргаритой Булгакова. Пушкин ее  защищает, спасает?
А любовь остается иллюзией, хотя она и приносит страдания и разочарования именно от неудовлетворенности, от того, что не было даже  тайного свидания, даже одной ночи, за которую можно все отдать. Вольно или невольно напрашивается другой сюжет, ну хоть что-то яркое, светлое – то, о чем потом будет вспомнить в старости.
Но задумывались ли о том поэты его, Пушкина, круга, те, кто пришли позднее? Если и задумывались, то было все у них еще мрачнее и тяжелее – в силу то ли мужского взгляда на женское счастье, то ли из упрямства и мужской солидарности, увы.

2.
Героиня «Беседки» Ольга – образ, который был и в романе Пушкина. Поэт, как он признается, любил ее, пока не понял, что мила ему Татьяна. А что же Ольга в этом романе Ветерского?.. Замужняя дама, влюбившаяся и потерявшая голову, и она не может устоять перед Сергеем и отдается чувству, не задумываясь о том, что будет дальше. И получает все, что должно последовать – развод, лишение всех благ, изгнание. Но чувства так сильны, что она и потом не раскаивается в сотворенном, более того, хранит верность тем минутам счастья, которые смогла пережить.
А чтобы оттенить все эти  чувства и переживания, мы узнаем историю Анны, ворвавшейся в Париж, не любившей и не знавшей, что это такое, но зато опасных связей и страстей там больше, чем надо. Для меня эротические сцены вполне оправданы, мы должны пережить и понять все, что выпало на ее долю, как она стала такой.
«Как  много тел, как мало душ» - воскликнула Марина Цветаева,. Анна относится к тем, кому души не досталось, увы, а страсти заменяют глубокие и сильные чувства.
Невольно возникает параллель с Анной Ярославной, дочерью Ярослава Мудрого, отправленной в тот самый Париж, чтобы заключить для отца союз с королем того захолустья и столицы разврата. А именно таким был Париж в 11 веке.
И тогда королева Анна узнала все прелести Парижской жизни, о чем и писала отцу. Только разница была в том, что она стала королевой, и ее ничтожный король не посмел бы против нее что-то предпринять, зная про силу князя Ярослава – властелина того мира. Она же смогла наладить все на свое усмотрение, при этом дворе нашла своего союзника и помощника, и в общем-то не бедствовала. Воспитание и положение не позволили ей пережить все те ужасы, которые пришлись на долю Анны в 19 веке.
Но Анна в «Беседке» пробивается иначе, и, увы, дорого платит за то, что она в итоге получила. А любви не было в начале, не было ее и потом, что и сыграло свою роль в ее судьбе.
Встреча Ольги с Анной в Петербурге, предложение сомнительное стать членом ее полусвета, а в сущности борделя, – это параллель с последними сценами Татьяны, когда она со своим мужем выходит в свет, и все в восторге от ее великолепия, внешнего блеска, и пустоты внутренней.
Вероятно, это плата за верность, за то, что не поддалась соблазнам. Будем еще одна подобная сцена - Маргарита на балу, среди отравителей, как финал подобной драмы. Но наша Ольга где-то между ними, она вынуждена принять предложение, блистать на сцене несколько в другой роли и балансировать на той тонкой дорожке, которая ведет в пропасть.
Что ее спасает от падения? Та самая любовь, память и верность. Спасает в самый последний миг, когда и в вино добавлена отрава, и казалось, что все закончилось. «Я стала ведьмой от горя и страданий», – напишет Маргарита, она не успела ею стать по воле автора.

3
Но как всегда и в этом романе нас не могут не интересовать и мужские образы, тех, кто должен, обязан спасти героиню, стать надеждой и опорой. Но и муж, и любимый оказываются, как и везде, почти безучастными к судьбе Ольги – один обижен до самого гроба (в прямом смысле), второй обманут, он и любит, и страдает, и даже на войну уходит, а потом в монастырь собирается, но проявиться в новой своей жизни никак не может…
Здесь все традиционно: и Лаврецкий у Тургенева, и Каренин и Вронский у Толстого, и Райский у Гончарова, да и Мастер у Булгакова, они все начинают рисовать полотно свое, но оно так и остается недописанным, потому что какие-то внешние обстоятельства тому мешают. Появляется то бывшая воскресшая жена из Парижа, а Лаврецкий-то и не разведен, оказывается, сбежать ли на войну или просто отстраниться, спрятаться – это то, на что они решаются в критический момент, когда надо действовать и спасать свою любовь.
37 летний Пушкин не хотел или боялся думать о судьбе такой героини, о том, что она может быть спасена тем, кто осмелился ее полюбить. Он вырывается на дуэль и уходит от всех своих муз, возлюбленных, жены, наверняка испытывая и страшное чувство вины. Но предпочитает тоже уйти.
Но 50-летний Пушкин вероятно не смог бы так просто уйти от такого вопроса. И тому виной могла быть и Идалия Полетика, та самая роковая, замужняя, влюбленная в Дантеса красавица. Это ей удалось из-за тайных своих свиданий стать объектом сплетен, включить в эту игру и сестер Гончаровых, и жену Пушкина в том числе. Но мог ли ее винить  Пушкин, сам поступавший примерно так же, когда был влюблён? Разве не понимал и не оправдывал он ту, которая любит и вряд ли задумывается о последствиях своих действий. Только в этом случае мог появиться образ героини на все пошедшей ради любви. И такие были, чему есть доказательства, только опасались их наши гении и даже не заглядывали за ту маску, где страсти кипели.
Идалия и Анна – это пара персонажей, сыгравших и в романе, и в жизни роковую роль.
Анна у Ветерского – тот самый Демон – толкает Ольгу в бездну, чтобы оправдать себя и доказать, что все они такие, что все она в юности делала правильно, да и просто ее прельщает непреступная красавица – это настоящее женское соперничество, творившее столько бед. Но ангел-хранитель Ольги не дремлет, и в последний момент приходит спасение, откуда уже и не ждали
Только перед смертью у бывшего мужа Ольги чувство обиды отступило, и он вспомнил о той, перед которой все же был виноват во многом. Остается завещание в ее пользу, и Ольга может вернуться туда, откуда была изгнана, жить достойно без страданий и лишений.
Татьяна у Пушкина, если проследить ее судьбу, предположить, что с ней стало – а стала она наверняка Снежной королевой, в душе которой угасал огонь страсти, а огонь любви так и не загорелся. Вот и образ, в итоге, не так и идеален, как казалось молодому Пушкину. Спасал ли он ее или губил. Не потому ли Маргарита у Гете отвергает спасение Фауста, и радуется своей окончательной гибели, приведя героя в замешательство таким поступком. Но спасение и жизнь без любви не для нее.
Ольга у Ветерского, хранившая верность возлюбленному, а не мужу, не предавшая любви, дождалась его, пусть и поздно, но наверняка еще не все потеряно для героев. Сначала в ту самую беседку вернулась она сама, потом там же появляется и Сергей, он все-таки дошел до нее, смог, осилил этот путь.
Мы прошли с героями от тайного страстного свидания вот до этой встречи, и то, что они сохранили любовь в невероятных испытаниях, возможно, подарит им счастье, а не покой и в жизни, и в вечности.

4.
Но кто кроме Пушкина мог все это написать? Может Лермонтов, которого пророчили на его место и считали более талантливым – нет. Демон, коим он себя считал, никогда не перейдет от страсти к любви, Тургенев (знаток женских сердец) с его Лаврецким? Он только и способен подтолкнуть героиню к монастырю и оставит ее там, а та самая Анна, вернувшаяся из Парижа, разрушила все, что она могла разрушить в его жизни, артистично напомнив о той роковой ошибке, которую он совершил когда-то на ней женившись.
Так кто же он, автор романа в стихах «Беседка  с душистой лозою»? Этот вопрос по мере погружения в текст, звучит все чаще и громче.
Но кто бы он не был, для меня очевидно одно: в 21 веке к нам возвращается А.С. Пушкин, зрелый 50-летний. Не говорите мне о том, что это написал «юноша бледный со взором горящим», ну не способен он так чувствовать и так мыслить. Для этого надо пройти значительный отрезок жизни, терять, страдать, любить, главное, любить женщину,  которая тебе доверила свою судьбу.
Пушкин с его оптимизмом и любовью, и страстью возвращается в 21 веке в Россию.
Так возвращался Христос к Великому инквизитору. Кстати, примерно в то же время, когда были написаны эти главы великого романа, Достоевский вернул миру полузабытого Пушкина. И его пламенная речь напомнила о том, кто был с нами, и кто продолжает жить в нашей литературе. Случайность ли два эти события? Конечно, нет, в мир, где царил Демон Лермонтова, снова вернулся Пушкин. А его мировоззрение отличала гармония, свет, страсть и любовь – главные составляющие нашей жизни.
Во времена Достоевского усилия его оказались напрасными, он тоже никому не был нужен, даже вреден и опасен, литература наша шагала в декаданс, становилась все мрачнее и страшнее.
Первый поэт эпохи А. Блок подхватил образ Демона, как и первый художник М. Врубель, и они сделали его настоящим чудовищем в итоге. Массивная фигура среди каменных цветов, герой, который не может найти своего места ни на небесах, ни на земле, оттого и страдает, и разрушает все, к чему бы ни прикоснулся.
Пушкину тогда, увы, снова пришлось уйти в тень, тьма не рассеялась, а бунт бессмысленный и беспощадный и вовсе готов был все уничтожить. Но все мы ждали его возвращения.
И вернулся он «минуя внуков, к правнукам», как пророчил Осип Мандельштам, когда говорил о мифах и сагах древних народов.
Конечно, его не ждут и не узнают и сегодня, с первого взгляда точно не узнают, Демоны творчества сделали свое черное дело. То, что осталось от великой  русской литературы – приводит в уныние, жива ли она еще или уже мертва?
Кажется, еще М.А. Булгаков вынес ей приговор, подарив и Маргарите, и ее Мастеру покой, а не счастье, и его роман не просто так назвали «романом века», железного века. Кажется, что поставлена последняя точка, они  покидают землю, чтобы никогда не вернуться? Порой так и кажется всем нам.

5
Но наступил век 21, и на самиздатовском сайте появляется роман в стихах неведомого пока миру автора. Кто он и откуда?  Хотелось бы это знать, но пока история и вездесущий интернет не дает нам ответа. Одно ясно – это не просто стилизация, очередной текст, это знак для каждого из нас, что та самая златая цепь (символ древнего славянского письма), которую охраняет кот ученый, не порвалась, не прервалась, как нам казалось еще недавно.
То, что автор пока скрывается за маской, тоже символично. Пусть пока останется тайна. Идти в сражение под своим именем не удалось даже юному Пушкину в свое время – от славянской мифологии осталось только вступление к поэме «Руслан и Людмила». Это не только опасно для жизни, но и бесперспективно, увы.
Это мы должны все понять, увидеть за маской лицо, и не «берег зачарованный и зачарованную даль», а реальность иного качества.
А вдруг там именно ОН?
Интуиция мне подсказывает, что появится еще одна глава в романе, и дописывать ее будем не мы, как 10 главу «Евгения Онегина», а напишет сам автор. А потому ему нужно пожелать здоровья и долгих лет. То, как сложится судьба героев «Беседки с душистой лозою» после встречи через долгие годы – что может быть важнее в сюжете повествования, ведь там для них все только начинается.
А теперь немного о знаках и случайностях совсем не случайных.
В своем романе «Геката спасает Одиссея» дописываю главы, где Одиссей послед дальних странствий возвращается на Итаку, готов расправиться со всеми наглыми и беспринципными женихами, жаждущими занять его место.
И вы не поверите, «Беседка» появилась именно в эти дни на моем горизонте. Отступил грозный Посейдон, Одиссей оказался дома, и я открыла страницу Витольда Ветерского, и погрузилась в чтение. И с первых строк многое стало понятно. Это было накануне Дня Святого Валентина – самого светлого праздника для меня, потому что он – о Любви, во всех ее смыслах и проявлениях.
А накануне появилось и мое стихотворение, ставшее песней «Ты моя Муза», обращенное к Ирине Царевой от имени ее Демиурга, ее Мастера Игоря Вадимовича Царева. И многим уже известно, и с моей подачи тоже, что  это счастливый вариант истории Мастера и Маргариты, происходившей у нас на глазах в 2013 году и длящейся до настоящего времени.
Для тех, кто с их историей не знаком, напомню несколько фактов: Ирина ушла от профессора МГУ к молодому поэту и барду, оставив все в своей благополучной жизни, потом всю оставшуюся жизнь они больше не расставались. Вместе писали книги о мифологии, не жили друг без друга, и после ухода Игоря она сделала для него больше, чем это мыслимо – конкурс, книги, сценарии, и память, конечно. Вот что может влюбленная и любимая женщина сделать для своего гений, для своего демиурга.
На мой взгляд, все это звенья одной цепи, литературы, пытающейся вырваться из пут тьмы, из объятий Демонов в смутные и лихие времена, и речь идет о жизни и смерти, о самом ее существовании.
Как Ольга из романа Витольда Ветерского, мы возвращаемся в свое «имение», именуемое великой русской литературой. Кажется, все погибло. Но может быть это только кажется?.. В последний момент, за миг до катастрофы, и ждем любимого поэта, свято веря в то, что он появится…

Послесловие
Увлеченная (как и многие) автором «Беседки с душистой лозою», я пока еще не  заглядывала в стихотворения, размещённые на этой странице.
А ведь это отдельная очень интересная история творчества В.В.
Это отдельная тема для размышлений его критиков. Но пока только один удивительный текст, говорящий о многом, в нем, как в капельке воды отражается вселенная, его вселенная, наполненная любовью, радостью и гармонией.
***
Как долго я тебя искал!
Как долго ты меня искала!..
Душа теряла свой причал
И молча грелась у вокзала.

А мимо ускользали дни,
И нам Пространства не хватало,
Где были б только мы одни,
Дойдя до самого Начала…

На крыльях,
В дымке,
В полусне
Средь облаков и многоточий
Мы, нежно радуясь Весне,
Друг другу заглянули в очи.

И… сразу чище воздух стал!
В сердцах мелодия звучала:
«Как долго я тебя искал!
Как долго я тебя искала!..».

12 апреля 2019


Рецензии