Плебейские песни ВН Попова
В «Плебейские песни» входит 23 произведения. Некоторые из них обозначены жанрово: «Посещение» (сказ, найденный под забором), «Сарина» (цыганская сказка), «Новая песня (воспоминание об Александре Дулове), «Васенька и птицы» (первая часть неоконченной поэмы «Ярмарка»).
Оговоримся сразу, что не все произведения сборника исполнены стихопрозой, есть в книге и вещи рифмованные (например, «Васеньки и птицы») и белый стих, которым написан сказ «Посещение»…
«Плебейские песни» необыкновенно ценны уже тем, что в них мы встречаем незабываемые портреты известных людей: литературоведа Вадима Кожинова, поэта Арсения Тарковского, дочери писателя Александра Куприна, актёра Солоницына, барда Александра Дулова…
Поэт находит для них точные детали, которые застревают в памяти навсегда:
Тяжёлый, словно Каменный Гость,
протопал, звеня славой, Юрий Кузнецов…
Словно привидение: «глазам вовнутрь»,
прошёл совсем молодой Аркадий Тюрин,
по прозвищу: Аркадийнеговорикрасиво.
Просвистел мимо Пётр Вегин,
смуглый, словно мексиканец,
тощий до звона:
«Главный скелет Советского Союза».
…Лев Анненский, похожий одновременно на
Владимира Ильича Ленина
и на билетёршу в трамвае.
Из кабины выходит
Евгений Евтушенко
и умывает руки,
словно прокуратор.
Подходит Личутин,
оглядывается вокруг
и замечает женщин.
– Отвратительные лягвии! –
жалуется он.
Авто остановилось
и из него выпрыгнула
вечно юная Юнна Мориц,
похожая на молодую
Бабу Ягу.
По столу пробежал муравей.
Тарковский улыбнулся:
– Я живу в муравейнике.
В метро я видел
актёра Солоницына:
он был усталый и грустный.
И у него был
целлофановый пакет.
Лицо у Профессора заросшее:
огромная сивая борода,
огромные усы и огромные
бакенбарды.
Посередине этих зарослей
торчал дородный
дворянский нос.
Чуть повыше
расположились сложные глаза:
насторожённо-любопытные
и злые, как у Евтушенки.
Гамма чувств двадцати трёх новелл сборника «Плебейские песни» сложная и разнообразная. Умиление в «Васеньке и птицах», восторженное преклонение и удивление в «Ксении», дурачество и скоморошество в «Посещении» и «Шли по деревне два дурака», печаль и жалость в «Удивлении», очарование в «Д-р», светлая печаль в «Следах»… Но чаще чувствование многослойней, потому что глубина кинематографии Владимира Попова так велика, что в ней читается многое и всегда остаётся место невысказанному.
Возьмём, к примеру, сценарий «Сирени». Стихопроза наполнена послевоенной атомосферой. Общежитие на улочке Гоголя. Тёплый вечер. Гулянка. Котенко с трофейным аккордеоном выходит на улицу. Вокруг него собирается колоритная общаговская команда. Она перебирается поэтом неспешно, с приглядом и вниманием к каждому обитателю улицы, общежития, а в короткой живописной характеристике – незабываемый типаж, знакомый вроде и незнакомый одновременно.
Дедуля Хренов
Сидел на ступеньках,
Курил самокрутку,
Качал головой
И бубнил под нос:
– Вот она, жизнья! Эх, ты!
Мурмелад с кочерыжкою!
Важный Котенко начинает играть, начинается праздник много претерпевшего неизбалованного сытостью и удобствами общежитского братства.
И, - пошли:
губки бантиком,
бровки шалашиком,
взялись за ручки,
плечики подпрыгивают,
спинки выгнуты,
зады оттопырены.
Два шага с притопом!
Два шага с прихлопом!
Кажется, всё это весёлой «брейгелевской» сценкой и завершится. Но нет, автор являет нам вдруг откуда-то невесть взявшегося «безногого инвалида на самодельной коляске». Все персонажи действа обнаруживаю сострадание и жалость. Даже приблатнённый «Серя» даёт инвалиду прикурить «Казбека». Толпа пропитывается сочувствием к горю. Эхо войны врывается в повествование, как в сцене с обгоревшим танкистом в фильме «Зеркало для героя». Инвалид просит попробовать инструмент. Котенко подносит к нему «своё сокровище, словно полное ведро с водою, – боясь расплескать». «Ваня Курский» начинает играть:
Мелодия была незнакомой,
но всем показалось,
что они её где-то слышали.
Что она родилась
в соседней деревне.
А когда «Ваня» запел,
все притихли.
Голос был негромкий,
но такой чистый и задушевный,
что хотелось подойти ближе.
Мелодия и песня инвалида преображают всех. И хотя автора улыбается и в эти минуты, своеобразно изображая переживание каждого обитателя улочки, глубина переживания и симпатия к героям преобладают:
Пел приблатнённый Серя,
Спрятав финку в рукав.
Инвалид завершает пение и игру и удаляется по улице.
Первой заплакала Шура-дура.
Потом заревели близнецы.
Котенко снял аккордеон,
встал по стойке «смирно»
и отдал честь.
Секретарша Уткина
вскрикнула: - Ах!
И уронила томик Тургенева.
Кинематография «Сирени» выпукла, осязаема, просится в кадр, и уже никогда не отпускает тебя, напомнив что-то далёкое-далёкое, близкое и дорогое до слёз.
Трудное, но одновременно счастливое единство нищих, но богатых людей. А за ними, их речами, портретами, пением, переживаниями встаёт мощно и полнокровно наша история.
Так и вся книга «Плебейские песни» бесценна, потому что становится частью опоэтизированной истории, нашей общей судьбы
Свидетельство о публикации №125022807852
Всё больше и больше он мне интересен, хочется прочитать.
Это благодаря Вашим эссе, Николай. Спасибо!
Татьяна Ильина-Шумкина 01.03.2025 17:20 Заявить о нарушении