Из Дневника Иоанна т20 июнь-сент 1876
Также и о государе я иногда думал недобро и осуждал его в сердце своем за некоторые дела, хотя это и не мое дело. Согрешил я пред Богом и пред священною и превознесенною особою царскою. Я о своем приходе не радею, много в нем, без числа много неисправностей, а у государя – необозримая Россия под его державою; изволь тут быть исправным."
Курил сигару.Согрешил, искушая долготерпение Господне 2-го июля вечером, покурив сигару32, когда давно я знал, что мне не должно осквернять уста свои прихотью. Вот теперь ко мне возвратилась глухота, сделался шум в голове.
Если так близок к нам диавол, то думаем ли мы, что от нас далек Господь, Матерь Божия, святые Ангелы и святые угодники Божии? Нет, они еще ближе к нам, если мы бережемся грехов, если живем верою, упованием, любовию, со вниманием и страхом Божиим. «Вселюсь в них и буду ходить в них.
18-го июля. От стакана пива сделалась у меня сильная головная боль во всю ночь, а я выпил стакан поздно вечером, в двенадцать часов, после сочинения проповеди. Вредно пиво. Оно сильно тяготит сердце при сильной головной боли, дурманит – делает человека неспособным к молитве и умилению, делает пленником врага-диавола. Заметь это для себя и других.
Когда я обвинил сам себя в случившейся ссоре и в крепком уповании молил Господа призреть милостиво на мое покаяние – ибо милосердие Его не преодолевается никакими беззакониями человеческими, – тогда я сподобился дивного посещения Божия, и беззаконие мое мгновенно отъято, и грех мой очищен, я сподобился мира, свободы, дерзновения; я почувствовал к жене доброе расположение и снисхождение, приписав грех ее общей человеческой слабости, злобе, глубоко насажденной диаволом, алчности общечеловеческой, лености и нерадению о едином на потребу – о спасении души. Я думал: если я, священник, часто поучающийся в слове Божием, причащающийся часто Святых пренебесных Таин, постоянно обращающийся в служении Богу, так часто впадаю в злобу, зависть, противление и своенравие, во внутреннее прелюбодеяние, хотя и невольное, но подготовленное и возращенное во мне моим вольным лакомством, чревоугодием, пиянством, то что сказать о моей жене, не читающей никогда слова Божия, не ходящей никогда к службам Божиим, однажды в год, и то ради формы только, причащающейся Святых Таин, никогда не беседующей о Боге? Она и подавно исполнена всякого греха и как трость ветром колеблемая. Но, Господи! Да не увеличу я никогда более зла в членах моего семейства, ни в других людях – своим злом, своею злобою и своим противлением злу, ибо и без того много, без числа много зла в мире Твоем. Да, оно есть безумство, беснование, нелепость. Да побеждаю зло благим: кротостию, смирением, услужливостью, ласковостью, терпением, самоотвержением, любовию, все терпящею, все покрывающею.
На женщин смотри с большим уважением и с чистой любовью, как на орудия величайшей благости Господней, ибо они своею особенною любовью сберегают, предохраняют, питают младенчествующих человеков, как не могут мужчины, или по крайней мере немногие: они нас зачинают, чревоносят, нами болят при рождении, по рождении крепко заботятся, трудятся, ночей не спят, научают первым обязанностям жизни – вере в Бога, молитве, добру. Вообще, на женский пол должно смотреть с большим уважением как на орудие особенной благости Божией, на их любовь и красоту как на отблеск любви и красоты Божией, но не прельщаться ими, ибо это извращение порядка Божия и природы. Аминь.
Долго и сильно я каялся во глубине души, сильно молился благодатию Христовою – и благодать Божия победила мои злобы .
Август. Господь вселяется в нас Своею услаждающею благодатию не иначе, как изгнав чрез наше покаяние сласть плотскую из чрева и от сердца. Когда благодать Святого Духа вселится в сердце, сласть плотская угасает, исчезает: обе они жить вместе не могут; одна раздражает, другая умиротворяет.
Сентябрь. Вспомнил я слово святого Максима о любви – что кто сердится на брата, хотя бы за обиду его, тот не имеет любви.
22 сентября. Сегодня поутру во время утрени и ранней обедни я был сильно возбужден против протоиерея за вырубленные в саду его деревья, но я покаялся, избавился от муки смятения и тесноты и совершил обедню добре по благодати Божией. Вечером, пред молитвой у Бурачка опять взяла неприязнь к отцу Павлу – молитвою опять победил и спасся. Слава Господу!
Иконы суть книги в лицах.
Октябрь. Теперь, Господи наш, Господи, будем умолять Тебя о новых щедротах: пошли нам богатые милости и щедроты Твои для поддержания наших соборных певчих, нечем содержать их, Господи! Для Тебя, Господи, ничто не велико: всё якоже ничто и всё легко и удобно, – для нас трудно, почти невозможно изыскать эти средства, Тебе же, Господи, только рещи – и будет. Рцы убо, Господи, всесильное и всещедрое слово Твое и да удивиши на мне милость Твою. Аминь.
Если протоиерей Матфей, богатый богатством мира сего, идет истинно работать Тебе в сане монашеском, убо достойно и праведно, да положит капитал для содержания певчих, храма, в котором, служа, он нажил богатство. Рцы убо ему, Господи! И да не убежит от нас. Обаче Твоя воля.
Но искренним к ним доброжелательством и молитвою пламенною о них к Богу можно из них сделать добрых людей, хотя не всех, а некоторых; можно и волков претворить в агнцев.
Но о недостатках ближнего надо жалеть и молиться, как о своих немощах, и добром побеждать зло, сохраняя всегда любовь к ближнему, искренность, кротость, терпение, доброжелательность, покорность (если он старший или начальствующий).
Солидарны ли вы с Евангелием в мыслях, чувствах, желаниях, в стремлениях, словах и делах всякий день, час, минуту? Если солидарны, то с вами я безопасно сведу дружбу, ибо это полезно мне для достижения цели моего странствования на земле, для покоя и блаженства души моей. Но если у вас нет ничего общего с Евангелием, то не будет ничего общего и у меня с вами. «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» [2Кор.6:14–15].
Прочь ненависть к иноплеменникам туркам! Она противна Евангелию. Господи! Обрати их к познанию Твоему; как древле язычников; научи их истине Твоей, вере и любви Твоей – и они люди, и в них есть, еже по образу.
Свидетельство о публикации №125022807751