Имя на снегу. Обзор и номинации
Ну вот и завершился наш снежный конкурс, оставив после себя приятный привкус свежего снега. Конечно, снега как такового этой зимой выпало очень мало, но зато на нашем конкурсе выпало много снежных стихов. Настолько свежо и привлекательно звучат новые лирические стихи, что кажется, будто они нападали с небес, как снежинки, приземляясь на чистые листы... И я очень рада этому снежному стихопаду.
Необычно романтичная у нас нынче была тема. Это свойственно состоянию влюблённости, особенно в юности: писать имя своей любви на всём, везде, где только можно: на песке, на снегу, на скале, на скамейке, на окне... Это вечно и неизбывно. Как там было у классика:
"Татьяна пишет на стекле
заветный вензель О да Е".
С удовольствием окунулась в чтение, погружаясь в созерцательный и символичный мир зимней поэзии. Радостно, что такие интересные новые стихи появились на свет благодаря нашему конкурсу. Почти все стихотворения – своеобразные лирические медитации авторов: иногда неожиданные, но конкурс тем и хорош, что стихи оказываются такими разными.
Конечно, вы все большие молодцы и я просто не могу отпустить вас без маленьких подарков: без поэтических номинаций и отзывов на ваши стихи. Давайте вместе тщательно рассмотрим ваши новые работы. По сложившейся у нас традиции прилюдно говорю только о достоинствах стихов (критика уместна в личку, по запросу). Как всегда, в подарок каждому автору предназначен экспромт в тему с использованием строк из его нового творения. Итак, пойдёмте по странице, как по белоснежному снегу, читать про имена...
1
Галя БОТЬКОВА
СПАСИ ДА ПРИГОЛУБЬ
Зима, спаси да приголубь
меня, чьи чувства огрубели.
Вновь имя неба на снегу
рисуют новые метели.
Сотрут небрежно и опять
пушистой кисточкой выводят,
чтоб рыхлый снег в ладонях мять
и превращать в сырую воду.
А имя? Было или нет?
Сплыло бесследно грязной жижей.
Теперь рисуется портрет
абстрактных выдуманных вишен.
Тех, что в сравнение пойдут
с давно пропавшим белым снегом...
Я вспомню имя и маршрут
и отзовусь беззвучным эхом.
Красивую картину нарисовал стихами автор: зримо, ярко, неизбито и с настроением. А какой прекрасный образ:
"Вновь имя неба на снегу
рисуют новые метели" (с)
Приятно, что наш лонг открывает трогательное стихотворение со столь изобретательными рифмами. Впечатлило то, с какой щемящей поэтической нежностью автор обращается к зиме и рассказывает о хрупкости чувств, памяти и изменчивости жизни. С помощью образов зимы, снега и метели удалось передать ощущение зимней тишины и внутренней опустошённости лирической героини, настроение ускользающего времени, уходящих воспоминаний и тихой, безнадёжной тоски. Эмоциональная отстранённость и внутренняя потерянность ЛГ и есть главная тема стихотворения. Интересно, что зима представлена не только временем года, но и метафорой внутреннего состояния героини. Эта пора и сурова, и нежна: она может "спасти да приголубить", но при этом безжалостно стереть следы прошлого. Воспоминания неуловимы и эфемерны – это подчёркивает мотив снега, рисующего и сразу же уничтожающего имя на снежной поверхности. Особенно понравился выразительный образ вишен: "портрет абстрактных выдуманных вишен" – как символ иллюзий и призрачных надежд, которые со временем исчезают, как сам снег. Это усиливает ощущение утраты, растворяющейся в холодной бесконечности зимнего пейзажа. Плавная, напевная интонация, чередование коротких и удлинённых строк , мягкие рифмы ("метели" – "огрубели", "ладонях мять" – "превращать") создают ощущение покоя, которое сменяется тревожным шёпотом исчезающих слов. Финал пронзительный: немота и невозможность вернуть утраченное:
"Я вспомню имя и маршрут
и отзовусь беззвучным эхом" (с)
Стихотворение с философским подтекстом. Оно поднимает и раскрывает тему забвения. Имя, выведенное на снегу, а затем смытое грязной жижей, символизирует не только исчезновение памяти о ком-то, но и метания лирической героини в поисках утраченного смысла жизни. Это – о хрупкости человеческих привязанностей, попытках удержать прошлое и осознании его неизбежного растворения, как снега...
Экспромт – в подарок автору:
~
"Зима, спаси да приголубь
меня, чьи чувства огрубели" (с)
Я помню снежный поцелуй
ещё с декабрьской колыбели.
Ведь в декабре я родилась –
под громкий вой дикарки-вьюги.
С тех пор крепка меж нами связь:
забыть нельзя нам друг о друге.
~
Автору Гале БОТЬКОВОЙ за стихотворение "Спаси да приголубь" присуждается номинация "ГОЛУБКА ЗИМА".
2
Аля ВОРОНКОВА
НА СНЕГУ ИЗ ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ…
Там, где звёзды спят и стены
Белокаменной Москвы,
Вьюга стелет гобелены
Перед входом на мосты,
Из снегов у лестниц парка
Лепит сказочный пельмень…
Здесь же шумно, нудно, жарко
И бесценна в полдень тень;
Здесь в садах живут жар-птицы,
Хлеб легко найти, постой…
Вроде бы, не стоит сниться
Ничему из жизни той,
Что за тридевять вселенных
Мне подарена была
Средь даров Руси бесценных,
Где народ не держит зла,
Вьются косы длинных речек,
В рожь влюбляются ветра;
Где тебя, мой Человечек,
Я оставила вчера…
Не вчера, к чему неправда? –
Много-много вех назад!
…Здесь в любимцах серенада
И янтарный виноград,
И бежит тропинка к морю…
Жаль, что к морю – не к тебе!
Потому с
Судьбой не спорю,
Что осталось всё в мольбе
Неуслышанной?
Невнятной?
Ты прости меня вдали
Дорогой, родной, понятной.
…И прощеньем жизнь продли!
*
Снова сон, где свет Отчизны
Манит в радость, вышину!
…На снегу из прошлой жизни
Имя
Я твоё пишу.
Вот сразу чувствуется, что автор хорошо владеет словом. Невероятно красивое стихотворение, необыкновенно искреннее и чувственное, цельное и законченное. Нежностью и светлой ностальгией пронизаны строчки, в которых говорится о памяти и о надежде, о том, что даже через расстояния и годы можно остаться верной своим чувствам. Лирическая героиня живёт воспоминаниями, которые переносят её через пространство и время: от шумного настоящего к тихой, снежной Руси прошлого.
Это тонкое, атмосферное, эмоциональное и проникновенное стихотворение я прочитала не единожды, смакуя. Понравились образы, рифмы и находки, прекрасный, завораживающий слог автора. Стихотворение построено на контрасте двух миров: мира нынешнего, раскалённого и душного, где "шумно, нудно, жарко", где даже тень в полдень становится бесценной, и далёкой, почти сказочной тенью родины, полной простоты и душевного тепла, и светлого, тёплого прошлого. Белокаменная Москва, снег, длинные косы речек, ветер во ржи – все эти чудесные образы минувшего несут в себе романтический оттенок и ощущение утраченного, невозможности вернуться в прошлое. Особенно выразителен образ "снега из прошлой жизни", на котором героиня пишет имя – как символ памяти, надежды и неугаснувшей любви. Ассоциативно вспомнилось пушкинское "Я помню чудное мгновенье", но здесь память не только о возлюбленном, но и о целом мире, который остался где-то там, за "тридевять вселенных". Через символы снега, имён и тропинки, которая ведёт к морю, но не к любимому, передана горечь разлуки, но не утраченной любви. Плавный, напевный ритм как нельзя лучше выражает задумчивость и мечтательность героини. Чередование длинных и коротких строк придаёт музыкальность и создаёт эффект воспоминаний, которые то накатывают волной, то ускользают. Мягкое звучание и аллитеррация ("где тебя, мой Человечек, я оставила вчера…") усиливают лиричность и печальную интонацию. В тексте красиво переплетены мотивы тоски, прощения и неизбежности судьбы. Лирическая героиня осознаёт, что прошлое не вернуть, и продолжает внутренний диалог с тем, кого потеряла:
"Не вчера, к чему неправда?
– Много-много вех назад!" (с)
Она молит его о прощении, надеясь продлить жизнь через очищение души. Завершающие строки и кульминация стихотворения – это сон, манящий светом Отчизны. Красивый финальный жест – написание имени на снегу – превращается в символ вечной связи с прошлым. Спасибо автору за эту глубоко лирическую, ностальгическую исповедь о потере, разлуке и тоске по ушедшему.
Экспромт – в подарок автору:
~
"Там, где звёзды спят и стены
Белокаменной Москвы" (с) –
там неслышно и степенно
не со мной ходили Вы.
Что ж, туда не возвратиться –
сводят сны нас невзначай.
Вам в моём саду жар-птица
салютует по ночам.
~
Автору Але ВОРОНКОВОЙ за стихотворение "На снегу из прошлой жизни" присваивается почётная номинация "ЖИВОПИСНЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ГОБЕЛЕН".
3
Лина СВЕТОВА
ПЕРВЫЙ СНЕГ В НОВОМ ГОДУ
Снег сыпал нежность. Неужели
задержит вдох на сутки хоть?
Бог записал в еженедельник
на память каждую щепоть
и время чётко обозначил:
со снегом будет новый год,
и подписался "Бог" прозрачно,
и даже шаркнул нам ногой.
А мы, словив тепло снежинок
и свежесть местных новостей,
мешали стылые чаинки
и прошлогоднюю метель.
Смеялись сонно сумасшедше
в лицо проныры-января,
а снегопад лапшичку вешал
на уши серым фонарям...
Понравилось всё, включая разнородные рифмы, мягкую иронию и язык, которым написано это стихотворение ("лапшичку"!). Тёплый юмор, акварельная образность, метафорическая глубина, тонкое осмысление начала нового года – очень симпатичная снежная зарисовка. Смотря на мир через призму зимнего снегопада, автор создаёт атмосферу почти сказочного, сакрального момента, в котором снег становится символом обновления, нежности и времени, находящегося в руках высшей силы. С первых строк это природное явление приобретает одушевленные черты:
"Снег сыпал нежность...".
То есть снегопад у автора не просто погодное явление, а мягкое, бережное прикосновение к миру, словно подарок, застывший во времени. Хорошо показана хрупкость момента: задержит ли снег вдох "на сутки хоть"? Чувствуется ироничное, но всё же трепетное отношение к мгновению, которое может исчезнуть в любой момент. Появление в тексте Творца добавляет неожиданную, но органичную деталь:
"Бог записал в еженедельник" (с) .
Хорошо, что этот образ не давит своим пафосом, а наоборот, как бы овеян лёгкостью: Бог не просто фиксирует событие, но даже "шаркнул нам ногой", что делает его живым и близким к людям. Хочется отметить также зимний символизм и игру с контрастами: удачное сочетание лёгкости и глубины, тепла и холода. Контраст нежных снежинок и "стылых чаинок", свежести новостей и "прошлогодней метели" создаёт эффект перехода из одного состояния в другое: старый год ещё не отпущен, но новый уже вступает в права. И "вишенка на торте" – олицетворение января в финале как проныры, которому смеются в лицо, олицетворение фонарей, на уши которых снег "вешает лапшичку". Новый год наступает, но без громких фанфар, а с лукавой улыбкой и лёгким ощущением абсурда. Живое, наполненное тонкой иронией стихотворение останавливает момент, давая читателю возможность взглянуть на привычное (первый снег января) под новым углом: как на чудо, за которым стоит лёгкая, почти небрежная, но неизбежная рука судьбы. Спасибо автору за волшебные и добрые стихи.
Экспромт – в подарок автору:
~
"А мы, словив тепло снежинок
и свежесть местных новостей" (с)
до самых тоненьких прожилок,
до самых пяток, до костей
прониклись нежным снегопадом.
Он расцветал под нашим взглядом.
Казалось, сказка нынче рядом.
Смотри: чтоб летом не забыть,
чтоб снежность с нежностью любить.
~
Автору Лине СВЕТОВОЙ за стихотворение "Первый снег в новом году" присваивается номинация "РАССЫПАННАЯ НЕЖНОСТЬ".
4
Лена ОЛИВВЛА
НАЧАЛО ЯНВАРЯ
Красавец важный на снегу
хватает жадно клювом гречку.
Я с ним у речки бесконечно
стоять, наверное, могу.
Неслышно имя повторять
твоё... А просто захотелось.
Декабрь минувший не был белым,
сейчас – начало января.
Здесь тишина, которой нет
в набитой транспортом столице.
Большая мраморная птица
сама идёт навстречу мне.
Плюс два, плюс три, плюс пять, дожди –
прогноз погоды на неделю.
Я не смотрю ненужный телек,
есть информация в сети.
Ну что, пора прощаться с Пти?
Приду в четверг, потом – в субботу.
Хотя, мне будет неохота,
к примеру, в дождь сюда идти.
Красивое, очень женственное стихотворение, окунающее в атмосферу созерцательности и тонкого лиризма. Живость повествованию придаёт то, что лирическая героиня дала своей любимой птице имя – короткое и звучное: Пти. Стихотворение безупречно по технике: его отличают чёткий ритм и качественные разнородные рифмы, богатый зрительный ряд. Мастерски передано зимнее настроение через детали: "важный красавец" на снегу, тишина у реки, мраморная птица, идущая навстречу. Эти образы создают ощущение неспешности прогулки и медитативности. Особенно выразителен переход от внешнего мира к внутренним переживаниям. Повторение имени на фоне зимнего пейзажа выглядит как признание в тоске или ностальгии. Контраст столичной суеты и природы подчёркивает стремление к уединению и неторопливому разговору лирической героини с самой собой. Интересно, как в стихотворении переплетаются разные времена: недавнее прошлое, настоящее и будущее. Декабрь не был белым, январь только начался, а впереди прогноз погоды, планы и сомнения. Очень понравился живой и человечный финал: несмотря на привязанность к прекрасной птице, погода может внести свои коррективы в намерения лирической героини. Думается, что она всё же придёт к своей Пти...
Несмотря на свою кажущуюся лёгкость, стихотворение произвело глубокое впечатление. Оно будто бы приглашает нас на короткую прогулку в зимний день, чтобы и у читателя была возможность побыть на природе, от души подышать свежим воздухом и задуматься: о тишине, о времени и о себе, о простых радостях жизни...
Экспромт – в подарок автору:
~
"Красавец важный на снегу
хватает жадно клювом гречку" (с)
Мои он будет слушать речи –
и не останусь я в долгу.
Ведь я... я с ним – в своём кругу.
Он жадно мякиши клюёт,
от спешки зёрнышки роняет...
А что же нас соединяет?
Вот этот пруд, вот этот год.
Лебяжий род, крылатый род.
~
Автору Лене ОЛИВВЛА за стихотворение "Начало января" присваивается номинация "МРАМОРНАЯ ПТИЦА".
5
Галя БОТЬКОВА
СНЕЖНОЕ ИМЯ
На метелице ранимой,
на открыточке лубочной,
в снежных снах рисую имя.
Получается не очень.
Исчезаешь, улетаешь
в сумрак стылых зимних строчек.
Я тебя сто раз читаю
и леплю слова в стишочек.
Пусть совсем-совсем не складный,
словно раненый журавлик.
Не ругай за это, ладно?
Обними,
тогда исправлюсь.
А эта нежная и хрупкая лирическая миниатюра похожа на снежинку. Стихотворение словно написано дыханием на замёрзшем стекле – легко и невесомо, но при этом в нём чувствуется глубокая внутренняя боль. Строки и междустрочия наполнены ощущением хрупкости чувств, стеснительности и надежды на прощение. Это попытка запечатлеть ускользающие эмоции и удержать воспоминание. Автор использует образ снега как символ эфемерности, исчезающей памяти и неуловимых чувств. Имя, написанное на снегу, как память о человеке, стирается. Лубочная открытка отсылает к чему-то наивному и простому, но в то же время тёплому и живому. "Ранимая метелица" – не просто природное явление, а отражение внутреннего состояния лирической героини, её переживаний. Стихи, которые она лепит из слов, кажутся ей несовершенными, "словно раненый журавлик" – это очень трогательный образ боли, неуклюжести и чистоты.
Импонирует, что стихотворение написано простым и искренним языком, без вычурности. Короткие строки создают ощущение нерешительности и поиска нужных слов.
Особенно выразителен финал как просьба о принятии, о том, что исправиться можно только через любовь и понимание:
"Обними, тогда исправлюсь" (с)
Стихотворение о тоске, нежности и страхе потерять важную связь напоминает трепетное письмо, написанное в зимнюю ночь, когда слова даются с трудом, но их всё равно хочется сказать... Спасибо автору за это чувственное лирическое стихотворение, которое, несмотря на малый объём, несёт в себе глубокий эмоциональный подтекст.
Экспромт – в подарок автору:
~
"В снежных снах рисую имя.
Получается не очень" (с)
За страницами моими
и в просветах между строчек
я руками чувство грею
и хочу обнять воочью.
Снежный мой, пойми скорее,
что снежинки – многоточья...
~
Автору Гале БОТЬКОВОЙ за стихотворение "Снежное имя" присваивается номинация "СНЕЖНЫЕ СНЫ".
6
Сергей ИВАНОВ 126
ИМЕНА
Я не пишу имён, имея право
Писать и не писать на всём подряд.
Хоть на снегу, не выдержав обвала –
Лавины из имён, стоящих в ряд,
Хоть на листе бумажного покрою,
Хоть на граните памятных столпов.
Я не пишу имён, хотя порою
Все имена вписать туда готов.
Я не пишу имён, имея право
Писать и не писать про всё подряд.
Но я прошу ни много и ни мало –
Пусть имена со мной поговорят.
О том, что не писать совсем не сложно,
Да нет причины всякой пачкотне –
Забыть и не писать, тогда, возможно,
Однажды не напишут обо мне.
Хорошее стихотворение – не нежное девочковое, а сильное мужское. Строки ритмически выверены, но несмотря на это, звучание плавное, проникновенное. Простота формы здесь сочетается с глубиной содержания, что делает произведение запоминающимся и вызывающим отклик в душе.
Здесь затронута глубокая тема памяти, значимости слов и оставленного следа. Автор рефлексирует над своим правом писать или не писать имена, осознавая их весомость и важность. Стихотворение основано на противопоставлении: с одной стороны, возможность зафиксировать чью-то судьбу, имя на бумаге или камне, с другой – осознанное воздержание от этого действия. Рефрен "Я не пишу имён, имея право…" как бы подчёркивает внутреннюю борьбу лирического героя и его серьёзное отношение к памяти и забвению. Очень понравилась в финале мысль о том, что отказ от имён может привести к забвению самого автора. Это тонкое напоминание о хрупкости человеческой памяти и о том, что слова обладают силой сохранять или стирать историю.
Экспромт – в подарок автору:
~
Имён я мог прославить мириады,
ведь их за жизнь я встретил целый ряд...
Но понял, что тревожить их не надо.
"Пусть имена со мной поговорят"! (с)
~
Автору Сергею ИВАНОВУ 126 за стихотворение "Имена" присваивается почётная номинация "ЧЕСТНЫЙ РАЗГОВОР".
7
Агата БАХРУШИНА
ОБИДА
Нас на контрольной враз пересадили
Так, чтоб списать не смели у друзей.
А Толик сам пошёл и сел с Мадиной,
Теперь конец любви и дружбе всей.
Снег за калиткой синеват и млечен,
Собаки громко лают во дворах.
Зашла домой и утащила кетчуп,
Чтоб на снегу писать «Толян – дурак».
Я только написала имя Толик,
Потом решила руки отогреть
И замерла: кормушка – птичий столик
И стайка красногрудых снегирей,
И снег такой пушистый, мягкотелый,
Что хочется его поцеловать,
И почему-то сразу расхотелось
Писать в сугробах глупые слова.
Исчезли вдруг обида и досада,
Растаяли в красе и блеске дня.
А Толик здесь, стоит у палисада,
Без шапки и пальто, и ждёт меня.
Живая, увлекательная история из школьной жизни. Интересный сюжет легко прорисован – и оживает. Стихотворение отличают лёгкий слог, светлые интонации, тонкий психологизм и блистательный финал. Детские эмоции переданы с удивительной точностью: сначала разочарование и желание отомстить – а потом вдруг внезапное прозрение, смена чувств под влиянием красоты окружающего мира.
Автор создаёт выразительный контраст между двумя состояниями лирической героини. Вначале – обида, которая кажется всепоглощающей: настолько, что девочка даже берёт кетчуп, чтобы написать колкое послание в снегу. Но прекрасная природа (пушистый снег, красногрудые снегири) внезапно переключает её внимание, напоминая о простых радостях жизни. Этот момент "очищения" – освобождения от обиды смотрится очень естественно и правдиво. В финале Толик стоит без шапки и пальто и явно жалеет о том, что случилось. Это словно снимает остатки обиды и говорит о том, как быстро и легко в детстве могут меняться чувства. Стихотворение напоминает, что обиды – мимолётны, а добрые чувства и красота мира могут их растворить. Спасибо автору за это тёплое и живое, трогательное стихотворение с искренним детским взглядом на мир.
Экспромт – в подарок автору:
~
"Я только написала имя Толик,
Потом решила руки отогреть" (с) –
И вот уже у нас в дому застолье:
серебряная свадьба, жизни треть...
~
Автору Агате БАХРУШИНОЙ за стихотворение "Обида" присваивается номинация "РАСТВОРИВШАЯСЯ ОБИДА ".
8
Никита ПУТЯТИН
***
Закружила, задурила,
Улыбнулась и ушла.
Конопатая задира
Всех раздела догола.
После осени и пляски
Сиротливо стынет лес;
Ждёт морозы да с опаской:
Крут февральский базилевс!
А его супруга — вьюга
Шепчет деревцам про смерть:
Вырывает корни дуба –
Приглашает на концерт!
Три денечка и не стало
Рощи детства моего.
На снегу одни прогалы –
Надпись: «Больше ничего!»
Лаконично и экспрессивно. Стихотворение понравилось своей динамичностью и метафоричностью, энергетикой, резкими переходами и яркими, почти живописными образами. Оно начинается с образа осени – легкомысленной, игривой, будто капризного ребёнка, который, поиграв, исчезает, оставляя после себя оголённый лес. Этот образ сразу задаёт настроение – беспокойное и тревожное. Дальше – ожидание зимней стужи, воплощённой в "февральском базилевсе" и его супруге-вьюге. Зима показана не просто как время года, а как могущественная, беспощадная сила. Она не только меняет природу, а вступает в открытое противостояние с ней – вырывает деревья, "приглашает на концерт", где звучит тема гибели. В финале лес, как символ детства, исчезает за три дня и на снегу остаётся страшная надпись: "Больше ничего!". Этот трагический итог как осознание безвозвратных потерь. А само стихотворение словно вихрь, который сначала увлекает в игру осени, потом обрушивается мощью зимней стихии, а в конце оставляет чувство опустошённости. Вихрь и есть.
Экспромт – в подарок автору:
~
"Конопатая задира
Всех раздела догола" (с)
Стужей сковано полмира –
вот такие, брат, дела.
Но весна придёт – не зря же
нам поёт в угаре Лепс.
Подойдёт она и скажет:
"Чао, снежный базилевс!"
~
Автору Никите ПУТЯТИНУ за стихотворение "Закружила, задурила" присваивается почётная номинация "СНЕЖНЫЙ БАЗИЛЕВС".
9
Галя БОТЬКОВА
САКРАЛЬНЫЙ МИР ИМЕНИ
Увлечённо с мокрым носом,
рот открыв от умиления,
распахнув глаза оленьи
сея правду, как философ,
снег своё рисует имя
на деревьях, на дорожках,
на одёжках, на сапожках
кистью снов неуловимой.
Монограммы, закорючки
завитушки да спиральки...
Имя – это мир сакральный
с дальним космосом созвучный.
По холсту легко шагаю.
Снег немного недоволен...
Под абстрактностью символик
прячет имя меж строками.
А здесь интересный зимний абстракционизм, под слоем которого скрывается тайна. Разгадать её непросто. Очень понравились красивые дактилические рифмы и многогранный, многоликий образ снега, который прорисован живо и ярко: снег-художник, снег-творец, снег-философ, который оставляет на земле свои знаки – своё имя. Тут и красота, и глубинный смысл. Первая строфа переносит в атмосферу детского восторга перед зимней сказкой: снег рисует свои узоры на деревьях, одежде, сапогах – всюду. Живописный эпитет "кистью снов неуловимой" создаёт ощущение лёгкости и магии момента. Во второй строфе образ снега опять трансформируется: его знаки приобретают сакральное значение, становясь сродни древним письменам или таинственным символам. Удачно использованы игра слов и метафоры:
"Имя – это мир сакральный
с дальним космосом созвучный" (с)
Здесь подчёркивается мистическая связь между земным и вселенским.
Хорошее, многозначное стихотворение, глубину которому придаёт мастерское сочетание визуальных и философских мотивов. И замечательно, что автор оставил пространство для размышлений, предлагая поискать свой ключ к пониманию "сакрального мира имени".
Экспромт – в подарок автору:
~
"Распахнув глаза оленьи
сея правду, как философ", (с)
снег идёт... Я – в умиленьи,
в мыслях – тысяча вопросов
к мягкой, трепетной пороше,
к снегу – нежному, как манна...
— Как зовут тебя, хороший?
— У меня имён немало...
~
Автору Гале БОТЬКОВОЙ за стихотворение "Сакральный мир имени" присваивается номинация "НЕУЛОВИМАЯ КИСТЬ СНОВ"
10
Лина СВЕТОВА
ВОРОБЬИНЫЙ КОСМОС
Глазками зыркал бесхвостый воробушек,
хохлилась бурая грязная блуза.
Прямо к руке дочирикал без робости
в ритме февральского белого блюза.
Эх, покормить бы! Да в сумке – ни крошечки.
Вольная птичка подачки не просит.
Кто я для милой? Простая прохожая,
та, что гуляет бульваром без пользы.
Птаха в снегу нацарапала лапками
имя, а, может, наивную просьбу.
Крылышко мягкое, душенька зябкая,
в целом – манящий божественный космос.
А это стихотворение поражает своей нежностью и глубиной, скрытой за простыми, повседневными образами. Трогательная встреча лирической героини с маленьким бесхвостым воробышком на заснеженном бульваре превращается в момент тихого откровения: мгновение, в котором повседневность соприкасается с чем-то большим, почти сакральным. Образ воробья передан очень живо: его робость сменяется доверием, он словно выходит навстречу человеку, оставаясь при этом независимой, "вольной птичкой". В этом маленьком существе заключена целая вселенная – его собственный "космос", полный хрупкости, надежды и тайных знаков. Особенно поэтичен момент, когда воробей оставляет след на снегу: "имя, а, может, наивную просьбу". Это тонкий символ: возможно, сама природа вступает с человеком в диалог, оставляя послания, которые мы редко замечаем. Ритм стихотворения плавный, мягкий, словно лёгкий февральский ветер. А метафоры – особенно вот эта: "крылышко мягкое, душенька зябкая" – придают тексту тонкую лирическую грусть. В этом произведении нет бурных эмоций, но оно проникает в душу своим тихим очарованием и заставляет задуматься о хрупкости жизни, случайных встречах и особой поэзии в самых простых мгновениях.
~
"Птаха в снегу нацарапала лапками
имя, а, может, наивную просьбу". (с)
Что-то по-птичьи...
— Подруга крылатая,
вот тебе с дерева сладкие гроздья!
~
Автору Лине СВЕТОВОЙ за стихотворение "Воробьиный космос" присваивается номинация "ФЕВРАЛЬСКИЙ БЕЛЫЙ БЛЮЗ".
11
Агата БАХРУШИНА
ИМЯ НА СНЕГУ
Недолго музыке играть,
И горевать, и улыбаться.
Уже в пути святой грааль
Средневекового аббатства.
Уже звонят колокола
И кони прядают ушами,
Чуть слышно лодка подплыла
И в гальку врезалась шершаво.
И всё, что было до всего,
Пришло в потоке озарений,
Когда засыпал снег-севок
Потустороннюю деревню.
На вечно левом берегу,
Что так нелёгок на помине,
Осталось имя на снегу,
Твоё нетающее имя.
Стихотворение впечатляет своей глубиной и образностью. Автор создаёт атмосферу зыбкой грани между реальностью и вечностью, между жизнью и её отражением в памяти. Уже с первых строк ощущается скоротечность бытия: музыка, эмоции, даже сам "святой грааль" – всё в пути, в движении, в неумолимом течении времени. Образы колоколов и коней придают тексту динамику, словно звучащий где-то вдалеке набат. Особенно выразителен момент с лодкой, врезающейся в гальку: это почти кинематографический кадр, наполненный звуками и тактильными ощущениями. В третьей строфе снег-севок как символ обновления или забвения покрывает "потустороннюю деревню". Здесь возникает мотив перехода в иной мир, где прошлое сливается с настоящим. Финальные строки звучат пронзительно и загадочно. "Имя на снегу" — это одновременно знак памяти и её эфемерность, ведь снег тает, но автор подчёркивает: это "нетающее имя". Значит, речь идёт о человеке, чьё присутствие остаётся неизменным в душе лирической героини, несмотря на то, что прошло много времени. Спасибо автору за ощущение светлой печали и напоминание о вечности и хрупкости всего земного.
Экспромт – в подарок автору:
~
Как в заколдованном кругу
стою, кругом холодный иней.
"Осталось имя на снегу,
Твоё нетающее имя". (с)
~
Автору Агате БАХРУШИНОЙ за стихотворение "Имя на снегу" присваивается номинация "ЗВОНЯЩИЕ КОЛОКОЛА".
12
Нина ПИГАРЕВА
ИЕРОГЛИФЫ НА СНЕГУ
Календарная зима наступила.
Снега не было и нет. Вот немилость.
Мёрзнут голые кусты и деревья.
Словно в сером зипуне вся деревня.
Не грусти, моя родная сторонка,
Скоро сменится твоя одежонка.
Но у Зимушки, видать, свои взгляды –
На белёсые скупилась наряды.
Устыдившись Зимка-барыня будто,
Накануне года Нового утром
В знак любови к деревенскому люду
Пух лебяжий раструсила повсюду.
На снегу уже гляжу: две сороки
Чертят наскоро пунктирные строки
Недалёко от садовой кормушки.
Интересно, что слагают болтушки.
Надо сделать эксклюзивное фото
И знакомому послать полиглоту!
Очень красиво нарисован зимний пейзаж:
"В знак любови к деревенскому люду
Пух лебяжий раструсила повсюду..." (с)
Тёплое, слегка игривое стихотворение – о зиме, которая запаздывает, но всё же приходит, укрывая деревню долгожданным снегом. Автор с любовью описывает родные места, наделяя природу человеческими чертами: зима стыдится своего опоздания, а деревня словно ждёт обновления, как новую одежду.
Особенно яркий момент – появление сорок, оставляющих на снегу загадочные "пунктирные строки". Этот образ делает стихотворение живым и необычным: птицы выступают здесь своеобразными авторами, оставляющими послания на белом холсте зимы. Финал с доброй ироничной ноткой – желание сфотографировать следы и отправить их полиглоту – добавляет стихотворению лёгкость и современный оттенок. Оно словно напоминает, что даже в привычных зимних сценах можно найти удивительное, если смотреть на мир с интересом и воображением. Ритмика плавная, строфы читаются легко, а метафоры делают текст образным и запоминающимся. Стихотворение дарит приятное ощущение уюта, ожидания праздника и детской радости от первого снега.
Экспромт – в подарок автору:
~
"Календарная зима наступила.
Снега не было и нет. Вот немилость" (с)
На планете холода, но терпимо.
А вчера пурга во сне мне приснилась.
Ничего, грустить напрасно не буду.
На холсте зимы пишу закорючки.
Никакая то не блажь, не причуда:
я прошу немного снега у тучки.
~
Автору Нине ПИГАРЕВОЙ за стихотворение "Иероглифы на снегу" присваивается номинация "ЗАГАДКА ДЛЯ ПОЛИГЛОТА".
13
Ольга БУРЫГИНА
"СЕРДЦЕ" НА СНЕГУ
Позволить другому сделать нас счастливыми означает сделать счастливым и его.
П.Коэльо
Не обещал он с неба звёзд,
Не пел ей стансы под луной,
Но сердце выложил из роз –
В любви признанье под окном.
И зимний день вдруг потеплел -
Февраль растроган был до слёз.
И ветер стих, с восторгом млел,
Вдыхая запах алых роз.
А наш романтик, как Пьеро,
Бросал влюблённый взгляд в окно.
В ответ избранница рукой
Махнула, прошептав: «Чудной!»
Во двор сбежалась детвора:
"Ой, сердце прямо на снегу!»
И дружно принялись спасать,
Чтоб не замёрзло – по цветку
Тотчас же взяли, и бегом
к себе домой, цветы согреть.
Смотрели детям вслед с теплом
Она и он: хотелось петь,
Что много ангелов вокруг –
Добро и радость в жизнь несут,
И ни к чему бояться вьюг,
Любовь метели не спугнут.
Ворчал с досадой лишь мороз:
что замечтался вдруг февраль.
А ветер с облаком из грёз
унёсся в призрачную даль.
Красивый лирический сюжет, ассоциативно напомнивший песню "Миллион алых роз": "Утром ты встанешь у окна: "Что за богач здесь чудит...". Вот и это стихотворение как сказка. Оно наполнено теплом, романтикой, светом и добротой. Автор рисует нежную сцену признания в любви, где чувства выражаются не в пышных словах, а в искреннем и трогательном жесте: алые розы на белом снегу выложены в форме сердца. Лирический герой – романтик, скромный, но глубоко чувствующий человек, а его возлюбленная – слегка насмешливая, но, очевидно, что она тронута его поступком. Этот момент делает стихотворение живым и естественным, передавая тонкую игру чувств.
Особенно приятно, что в этой истории появляются дети: они интуитивно стремятся сохранить красоту и тепло, разобрав себе розы, чтобы согреть их у себя дома. Розы – символ любви и счастья. Таким образом в стихотворении выражена идея о том, что добро и любовь имеют продолжение, находят отклик в сердцах окружающих. Образ природы, словно участвующей в этом волшебстве, тоже добавляет лиричности: февраль "растроган до слез", ветер "млеет" от восторга. В финале же мороз, ворчащий на февраль, и ветер, улетающий "в призрачную даль", подчёркивают сказочность происходящего. Стихотворение написано плавно, с лёгким ритмом, создающим ощущение гармонии. Оно оставляет тёплое послевкусие и напоминает, что любовь, доброта и искренность способны согреть даже в самый холодный день.
Экспромт – в подарок автору:
~
"Ворчал с досадой лишь мороз:
что замечтался вдруг февраль", (с)
но миллиона алых роз
для милой женщины не жаль.
~
Автору Ольге БУРЫГИНОЙ за стихотворение ""Сердце" на снегу" присваивается номинация
"ЛЮБОВЬ, НЕ СТРАШАЩАЯСЯ МЕТЕЛЕЙ".
14
Елена ИТЕЛЬСОН
ТРАМВАЙНЫЙ ВЕРЛИБР
... Давно, много лет назад,
Когда в нашем городе были
Настоящие снежные зимы,
Мы ехали с тобой вместе
Сквозь весь город
В обледеневшем трамвае
С заснеженными стеклами.
И писали на этих заснеженных стёклах
Имена друг друга,
Рисовали рожицы и смеялись.
Куда и зачем мы ехали тогда – не помню.
Трамвай кряхтел от холода и снега,
Нас иногда спрашивали, где мы едем –
Спрашивали усталые пассажиры.
И мы сквозь написанные на стекле наши имена
Говорили названия улиц.
И улыбались друг другу,
Всем пассажирам
И уже стемневшим улицам.
Когда мы поняли, что почти приехали,
Я решила стереть наши имена
С трамвайного заснеженного стекла.
И ты сказал:
— Не надо! Пусть останется!
И не забудь надеть рукавицы.
...Мои руки всегда горячи,
Твои всегда были холодны.
Стих очень глубокий, философский – читается с интересом и побуждает читателя проникнуться ностальгической теплотой и тонкой лиричностью. Автор создаёт живую картинку – почти кинематографическую картину зимнего вечера, когда двое молодых людей едут в старом трамвае, оставляя на запотевших стёклах следы своих чувств. Простая, но ёмкая образность передаёт атмосферу того времени: холодный трамвай, заснеженные улицы, усталые пассажиры и тонкая незримая душевная связь между героями. Каждая деталь – будь то скрип трамвая, надписи на стекле или фраза "Не надо! Пусть останется!" – наполнена глубоким смыслом. И становится ясно, что это не просто поездка, а символ воспоминаний, которые остаются в душе, даже если стереть их с окна. Особенно пронзительно звучат финальные строки: "Мои руки всегда горячи, твои всегда были холодны". Этот контраст передаёт не только физические ощущения, но и возможное различие в характерах, эмоциональном восприятии мира, а, может быть, и саму природу любовных отношений между лирическими героями. Стихотворение написано в форме верлибра, что придаёт ему лёгкость и естественность, словно это действительно поток воспоминаний, пронёсшийся сквозь время, как тот самый трамвай сквозь заснеженный город.
Экспромт – в подарок автору:
~
"Трамвай кряхтел от холода и снега":
мне было жаль его скрипучий нрав.
Была любовь, а вовсе не игра.
Остались имена – уже победа.
Ты вышел, только я всё еду, еду...
~
Автору Елене ИТЕЛЬСОН за стихотворение "Трамвайный верлибр" присваивается номинация "ЗАСНЕЖЕННАЯ ЛЮБОВЬ".
15
Елена КОШЕВАЯ
***
На чистом снежном полотне
Я вижу образ твой размытый –
Лишь о тебе все мои мысли,
Мои мечтанья о тебе.
Я имя напишу твоё
На мраморе искристо-белом.
О, что с душой моей наделал –
В ней и в метель весна поёт?
Смотрю на россыпь снежных букв
На белоснежном одеяле –
И вспоминаю в тихой спальне
Сплетенье наших страстных рук.
А если имя, как слеза,
Стечёт от солнечного света.
Оно останется навеки
И в сердце и в моих глазах.
Красивое и живописное стихотворение: тишина, чистая снежность и любовь. Воздушное настроение стиха рождает добрые приятные эмоции. И хочется прикоснуться к этому счастью влюблённости, царящему в строчках, оставив грусть на дне, в междустрочьях. Много благородной музыки и тёплых, ностальгических эмоций в этих строках. Лёгкое перо, очень светлый чистый стиль, красивая искренняя грусть не оставили меня равнодушной. Нежная любовная лирика, пронизанная романтикой, всегда трогает. Образы снега, света и весны создают атмосферу мечтательности и глубоких чувств. Метафора снежного полотна, на котором написано имя любимого человека, символизирует хрупкость воспоминаний, их мимолётность, но в то же время их неизгладимость в сердце лирической героини. Финальные строки усиливают этот эффект: даже если имя исчезнет, оно навсегда останется в душе женщины. Плавный поэтический ритм строк перекликается со светлыми чувствами лирической героини. Спасибо автору за поэзию романтического направления, за это искреннее признание в любви, оставленное на снегу, но навсегда запечатлённое в памяти.
Экспромт – в подарок автору:
~
"На чистом снежном полотне
Я вижу образ твой размытый" – (с)
Я слышу голос в тишине...
Скажи: ты помнишь обо мне?
Неужто наши дни забыты
и всё занёс печальный снег?
Под ним не тает... имярек...
~
Автору Елене КОШЕВОЙ за стихотворение "На чистом снежном полотне" присваивается номинация "СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ".
16
Вера ШИРШОВА
УЗОРЫ НА ОКНЕ
Конец января поманил обещаньем
Скорой весны, и земля со стараньем
Ослабила хватку, а крокус и рад:
Украсил собою унылый наряд
Дачных газончиков, парка и сквера —
В оттепель, в юность наивная вера.
Я знала, я знала: так вечно не будет,
Ветра в феврале ещё землю остудят,
Ещё погуляют метели шальные,
Поборются с тьмою кромешной ночные
Огни фонарей во дворе, на бульваре,
Мне окна метель заметёт, как в угаре.
Но стихнет ненастье. Холодное солнце
Осветит и небо, и сердце до донца
Сквозь окна балкона, сквозь зимнее чудо,
За ночь возникшее как ниоткуда,
Сквозь с/нежный узор — будет рамочкой рама! —
Свет пробивается ранний упрямо.
Я имя впишу в тот узор. От мороза
Пальчики стынут — банальная проза.
О, здесь не изменится времени ход:
От первопричины и только вперёд.
Атмосферное стихотворение "Узоры на окне" – узорное под стать названию: оно наполнено зимним очарованием и тонкой игрой контрастов между холодом и теплом, мимолётностью и вечностью, реальностью и мечтой. Автор великолепно передаёт смену сезонов, переход от робких надежд на весну к неизбежному возвращению зимней стужи. Особенно впечатляет, как противопоставляются природные явления и внутренние переживания: метель не просто заметает окно, но становится символом временных трудностей, а утренний свет – как символ упорной веры в лучшее.
Образ "с/нежного узора" кажется очень удачным — в нём слышится двойственность: снежность и нежность, что подчёркивает атмосферу стихотворения. А финальные строки с размышлениями о времени придают произведению философскую глубину.
Стихотворение оставило тёплое, немного ностальгическое, но всё же светлое ощущение. Оно напоминает, что даже среди зимней стужи можно найти место красоте, вдохновению и надежде. Мне нравится нестандартный оптимизм стихотворения и его энергетика.
Экспромт – в подарок автору:
~
"Я знала, я знала: так вечно не будет,
Ветра в феврале ещё землю остудят", (с)
Но будет сражаться за царство весна,
представ вдохновенной и сильной весьма.
~
Автору Вере ШИРШОВОЙ за стихотворение "Узоры на окне" присваивается номинация "ЗИМНЕЕ ЧУДО".
17
Лина СВЕТОВА
ТРЕВОЖНЫЙ СОН
Когда не промчались несчастья мимо,
когда лишь «за что» в мозгу,
какое вытаптывать милое имя
на чёрном, как ночь, снегу?
Хожу, собираю в ладони снежинки –
горячие угольки –
и добрых, придуманных мною, фламинго
с надеждой кормлю с руки.
Они прижимаются розовым боком,
глотая колючий снег.
Обидеть боюсь милоту ненароком
и прячусь в тревожном сне.
Лёгкие живые строки, хоть и грустном. Умные, необычные по мыслям и образам, заставляющие думать и сопереживать. Мне понравились мысли, стиль, эмоции и сравнения. В этом стихотворении чувствуется тонкая, щемящая грусть и ощущение беспомощности перед несчастьем. Лирическая героиня прячется в сон, защищающий её, как окоп, от суровой реальности. Героиня словно находится в пространстве между явью и сном, реальностью и иллюзией, отчаянием и надеждой. Стихотворение впечатлило своей глубиной и образностью, тонкими метафорами, передающими состояние тревоги, боли и попытки найти утешение в мире грёз. Сколь многие из нас нынче стремятся найти утешение в другом, придуманном ими, лучшем мире! Думаю, что символика здесь играет большую роль: чёрный снег – как знак горя, символ утраты и безысходности, а снежинки-угольки – интересное, контрастное сочетание холода и жара, боли и воспоминаний.
Больше всего тронул неожиданный образ фламинго – нежных, выдуманных существ, которые питаются этим тревожным миром. Они становятся символом надежды и хрупкости внутреннего мира лирической героини. Их доверчивость и розовая теплота подчёркивают её уязвимость и страх разрушить хоть что-то светлое. Особенно трогательна строка о страхе: "обидеть милоту ненароком" – это подчёркивает ранимость героини и её отчаянное стремление сохранить хотя бы что-то светлое. Стихотворение оставило послевкусие задумчивости и лёгкой тоски, но в нём есть и проблеск надежды: в этом тепле ладоней героини, в её заботе о воображаемых фламинго. Последняя строка особенно сильная: желание спрятаться в тревожном сне подчёркивает невозможность найти покой в реальности. Стихотворение оставляет ощущение балансирования героини между болью и надеждой, между воображением и суровой правдой жизни. Оно заставляет почувствовать эмоции, а это уже – мастерство.
Экспромт — в подарок автору:
~
"Когда не промчались несчастья мимо,
когда лишь «за что» в мозгу," (с)
летят на помощь ко мне фламинго –
и я им помочь могу.
Кормлю их "снежинками-угольками",
"надеждой кормлю с руки". (с)
Волшебная сила пребудет с нами –
всем горестям вопреки!
~
Автору Лине СВЕТОВОЙ за стихотворение "Тревожный сон" присваивается номинация "ВОЛШЕБНЫЕ ФЛАМИНГО".
18
Марина ЮРЧЕНКО ВИНОГРАДОВА
ПРИВЕТ ИЗ ДЕТСТВА
Кружит, кружит снегопад.
Сад небесный полон света.
Шубка новая – до пят.
Шапка модная надета.
Вместо кисточки – рука.
Белым набело – по белу.
Ты лети, моя строка,
чтобы сердце не робело.
Ты гори, моя печаль,
полыхай огнём рябинным!
Мне минувшего не жаль,
что смела ладонь судьбины.
Как пылает на снегу
имя – ярче, чем в тетради.
Начертать своё могу
рядом с ним – а вдруг поладим?
Вот и славно без преград.
Плюс два сердца по соседству.
Может быть, он будет рад
получить привет из детства.
Век отчаян. Мир суров.
Всех ли вывезет кривая?
Я надеюсь, что здоров,
и надеждой оживаю.
Мне навстречу снегири
как вальяжные вельможи.
Пара... Верю, фонари:
невозможное возможно.
Лёгкий ритм, простые, но выразительные образы (снег, рябина, снегири), светлая ностальгия, трепетная любовь к детству и желание сберечь в себе ту детскую искренность и чистоту... Тёплое воспоминание: как на снегу, словно на чистом листе, рождаются слова – от полноты чувств, добрых чувств. Здесь ощущение радости от маленьких, но значимых моментов: дружеского единения, любви и надежды. "Ведь это всё любви счастливые моменты", –
ассоциативно вспомнился Окуджава. Красивое, романтичное и душевное стихотворение приглашает читателя вспомнить, как просто быть счастливым, когда душа открыта миру, когда человек влюблён. Несмотря на суровость времени, слово на снегу – имя любимого – становится символом веры в лучшее.
Небольшой экспромт – в подарок:
~
Как сияет снежный двор!
Я автограф подарила.
Вижу жизни торжество
в нежной паре снегириной.
"Век отчаян. Мир суров.
Всех ли вывезет кривая?" (с)
Но из множества миров –
твой с надеждой открываю...
~
По решению редакции площадки автору Марине ЮРЧЕНКО ВИНОГРАДОВОЙ за стихотворение "Привет из детства" присваивается номинация "РАСТУЩАЯ СТРОКА".
19
Елена КОШЕВАЯ
НА ПОЛОТНЕ, НА СНЕЖНОМ...
На полотне, на снежном
Я имя напишу.
Оно – моя надежда,
Души моей приют.
Вокруг метель бушует,
Но сердцем торжествуя,
Застенчиво пишу я
То имя на снегу.
Мне с ним тепло, как летом.
Пусть даже на снегу –
Но им душа согрета –
Оно – от вьюг приют.
А если снег прольётся
Слезой от света солнца,
Пусть в сердце остаётся
Любви моей уют.
Небольшое, но очень тонкое и изящное стихотворение: трепетное, нежное и образное. Тёплые, светлые строки воспринимаются легко, без грусти, ведь несмотря на бушующую метель в сердце героини уют. Стихотворение символично. Образ снега как чистый лист, на котором запечатлено дорогое имя – символ надежды и внутреннего приюта для души. Даже в метель лирическая героиня ощущает тепло и покой, словно само имя любимого человека обладает согревающей и успокаивающей силой. Особенно трогательны строки о том, что даже если снег растает, имя и чувства останутся в сердце. Эта мысль подчёркивает идею вечности любви и её независимости от разных внешних обстоятельств.
Стихотворение звучит легко и мелодично, создавая ощущение искренности и глубокой привязанности к любимому человеку. Оно оставляет после себя приятное послевкусие и немного задумчивое настроение, словно отражая самую суть любви – хрупкой, но вечной. Красиво, нежно, чувственно.
Экспромт – в подарок автору:
~
"Вокруг метель бушует", (с)
но мне неведом страх,
когда тебе пишу я
послание в стихах.
Как много чувств, эмоций:
в душе они поют!
"Пусть в сердце остаётся
Любви моей уют". (с)
~
Автору Елене КОШЕВОЙ за стихотворение "На полотне, на снежном..." присваивается номинация "ПРИЮТ ДЛЯ ДУШИ".
20
Анастасия СЕМЕРЬЯНОВА
***
Питер заметает – всё в снегу!
Вьюге улыбаются атланты.
Мы с тобой на левом берегу,
В блеске ускользающих бриллиантов.
Улицы – как книжные листы,
Пишутся шагами том за томом.
Здесь оставим мы свои следы –
В месте совершенно незнакомом.
С неба припорошены слова,
Новая появится страница.
Знаем мы – там наши имена!
Спрятались в заснеженной столице.
Стихотворение заворожило своей атмосферностью и образностью. Петербург предстал не просто зимним городом, а живым, мистическим пространством, где история и настоящее переплетаются в снегопаде, а улицы становятся страницами, заполняемыми шагами лирических героев. Впечатлила метафора улиц как "книжных листов" – это тонкое и изящное сравнение передаёт ощущение сопричастности к чему-то большому и вечному. Город как будто вписывает новых героев в свою великую историю, а снег бережно хранит их следы, словно строчки, которые со временем могут исчезнуть, но останутся в памяти. Финал оставил ощущение лёгкой загадочности и романтики: имена спрятаны в заснеженном городе, но останутся в его истории. Это придаёт стихотворению особое очарование и глубину. Спасибо автору за атмосферную и символичную лирику, в которой есть не только любовь к городу, но и философское размышление о следах, что мы оставляем в жизни.
Экспромт – в подарок автору:
~
"Питер заметает – всё в снегу!
Вьюге улыбаются атланты". (с)
Не скучай, великий город, ладно?
Я ещё приеду, я смогу!
~
Автору Анастасии СЕМЕРЬЯНОВОЙ за стихотворение "Питер заметает – всё в снегу" присваивается номинация "УЛЫБАЮЩИЕСЯ АТЛАНТЫ".
21
Марина БЫСТРОВА-ДОКС
СЛЕД
Мы не гуляли вместе по аллеям,
И не встречали над рекой рассвет,
Не целовались, от любви хмелея,
И на траве не оставляли след.
То имя, припорошенное снегом,
Растаяло под солнечным лучом,
Осталась нерастраченная нега,
Отложенная жизнью на потом.
С другими путь земной судьбою связан,
А мы, как параллельные в дали,
Пересечёмся, может быть, не сразу,
Вот только сомневаюсь, нужно ли?
Маяча отголоском в изголовье,
Подсказывает опыт неспроста:
О, не встречайтесь с первою любовью!
Она теперь не та, совсем не та…
Тонкая искренняя лирика, пронизанная атмосферой лёгкой грусти и ностальгии по утраченной любви, размышлениями о прошлом. Автор мастерски передаёт чувство неизбежности времени, которое стирает даже самые яркие воспоминания, подобно снегу, тающему под солнечными лучами. Особенно сильное впечатление произвёл образ параллельных линий, которые по законам геометрии никогда не пересекаются. Это удачная метафора отношений, которым не суждено было продолжиться. Финальная строфа звучит как мудрый совет, полный горечи и принятия: прошлое должно оставаться прошлым, и встреча с первой любовью, возможно, и не принесёт ожидаемого счастья. Ассоциативно пришло на ум стихотворение Юлии Друниной "Не встречайтесь с первою любовью". Простое, но наполненное смыслом стихотворение вызвало глубокий эмоциональный отклик, знакомое и близкое чувство лёгкой, щемящей грусти и оставило след в душе...
Экспромт – в подарок автору:
~
"То имя, припорошенное снегом,
Растаяло под солнечным лучом" (с)
Я не пойду по призрачному следу,
но я не позабуду ни о чём.
~
Автору Марине БЫСТРОВОЙ-ДОКС за стихотворение "След" присваивается номинация "НЕРАСТРАЧЕННАЯ НЕГА".
22
Анатолий СЕМКИН
ПРЕДВЕСЕННЕЕ
Улыбнулся февраль-попрыгун
Дню берёзками.
Расписалась весна на снегу
Первослёзками.
Солнце чаще гостит на верхах
Синей мельницы.
Значит скоро пора отдыхать
От метелицы.
Нужно срочно помочь воробью
Горемычному
Написать лапкой слово: "Люблю!".
Да, по-птичьему.
Рассмеялся февраль-хохотун
Небу в зарево:
" Нет, сегодня я всё замету.
Завтра – заново!".
Красиво, коротко и ёмко, с надеждой на будущее. Это лирическая зарисовка философского плана, но так живописно прорисована картина автором, что всё видится воочию. С удовольствием погрузилась в ауру этого творения. Оно очень лёгкое для восприятия: тонкое, звонкое и прозрачное, словно акварельное. Звучит красиво и мелодично. Изящный слог, умный ироничный стиль и яркое описание способствуют тому, что читается на одном дыхании. Автор искусно передаёт ощущение первых вестников весны – первоцветов, используя игру слов ("первослёзки"), создавая яркие и необычные образы. Февраль он увидел в образе "попрыгуна" – неустойчивого, переменчивого месяца, который уже улыбается весне. Особенно трогателен в финале образ воробья, который лапкой "пишет" слово "люблю": это придаёт стихотворению тепло, усиливая весеннее настроение. На мой взгляд, творение совершенно весеннее: оно звучит по-весеннему свежо и воздушно и оставляет светлое, радостное ощущение. Такая лирика – словно маленький лучик солнца среди последних зимних дней...
Экспромт – в подарок автору:
~
"Солнце чаще гостит
на верхах Синей мельницы". (с)
Этот лучик в горсти –
от весенней умелицы.
Всем метелям назло,
в пику ветру и холоду,
скоро будет тепло,
ярко, зелено-молодо!
~
Автору Анатолию СЕМКИНУ за стихотворение "Предвесеннее" присваивается номинация "РОСПИСЬ ВЕСНЫ".
23
Наталья ВАСИЛАШКО
НЕ НУЖНО СЛОВ
Февральский вечер. Двое у подъезда.
Глаза в глаза, сейчас не нужно слов.
— Пора...
— Останься!
— В небе сто созвездий.
А наше где созвездие "Любовь"!?
— Я отыщу! Должно быть где-то рядом!
— Летим!?
— Конечно! На меня смотри!
В ответ порвалось небо снегопадом.
— Не уходи!
— Закрыто изнутри...
— Не холодно?
— Я думаю о звёздах.
— А я о нас.
— И где моя звезда?
— Смотри! Сияет ярко.
— Слишком поздно...
— Ты хочешь: звёздам всем я имя дам?!
— Попробуй! На меня смотри. Ну, жду я!
Сменился звездопадом снегопад...
К утру на снежном насте
имя "Юля"
Из крошек звёздных выложил чудак.
И снова вечер, двое у подъезда...
Живое, трогательное атмосферное стихотворение, наполненное романтикой и грустью. Всё зримо представляется: красивый зимний вечер, когда падает снег... И на фоне всего этого зимнего великолепия пара влюблённых. Они беседуют друг с другом. Хотя, наверное, эти двое больше молчат, чем говорят... Автору удалось передать нежность, боль и силу чувств двух людей, которые прощаются и вот-вот расстанутся. Метафоры звёзд и снега подчёркивают настроение. Простой, но глубокий диалог лирических героев тоже вызывает эмоции. Вопрос о созвездии "Любовь" кажется символом надежды и поисков чего-то большого и вечного. Но реальность, как всегда, оказывается сложнее грёз и мечтаний: дверь "закрыта изнутри", и эта фраза звучит особенно пронзительно. Очень понравилась выразительная концовка: на снегу остаётся имя "Юля", и это имя – символ счастья, света и мечты. Оно сияет как напоминание о том, что даже если время ушло, чувства могут оставить след, подобно звёздам, свет которых доходит до нас спустя годы...
Стихотворение вызвало лёгкую грусть и размышления о любви, судьбе и о том, как важно успеть сказать главное.
Экспромт – в подарок автору:
"Февральский вечер. Двое у подъезда.
Глаза в глаза, сейчас не нужно слов" (с)
Пытаться разлучить их бесполезно.
Всё это называется: любовь.
Автору Наталье ВАСИЛАШКО за стихотворение "Не нужно слов" присваивается номинация "СОЗВЕЗДИЕ ЛЮБОВЬ".
*********************
Не устаю восхищаться вами, дорогие авторы. Творите на радость себе и другим! До новых встреч (следующий тематический конкурс состоится в апреле)!
Автор идеи и ведущая конкурса Марина Юрченко Виноградова.
Красивый коллаж – работа Лены Оливвла.
Свидетельство о публикации №125022805167
Вера Ширшова 04.03.2025 22:25 Заявить о нарушении
С искренним уважением и неизменной симпатией Марина.
Не Поэт Не Прозаик 07.03.2025 10:52 Заявить о нарушении