Сабуровская крепость. Призрак Галантного века

Орловская область стала юбилейным, пятидесятым посещённым мной регионом нашей страны.
(А всего их на данный момент, вместе с Тульской – уже 51 - 32 области, 10 республик, 4 края, три автономных округа и два города федерального значения. В прошлом году по стране было и вовсе проделано 33 тыс. километров пути - От Якутска до Балтийска и от Иркутска до Териберки на Баренцевом море. Впрочем, о том отдельный сказ).

Одной из самых интересных достопримечательностей Орла и окрестностей являются руины Сабуровской крепости – чуть ли не единственной, сохранившейся в Черноземье.

Тут, правда, есть один весомый нюанс – крепость эта – на самом деле крепостью никогда не была, а была вычурной оградой имения местного графа, о чём далее.
Построена она, однако по всем канонам – стены, башни с бойницами (впрочем, слишком широкими для настоящих), а также пирамидальными «пороховыми погребами», на самом деле использовавшимися как ледники.

По протяжённости (почти 2 км) крепость вполне сопоставима с «настоящими» кремлями, такими, как нижегородский или казанский! Удивительно!
Но это – именно стилизация.
Однако, не конца XIX - начала XX веков, когда подобного рода постройки вошли в моду
(скажем, посещённый мной в 2011 году Дворец Ольденбургских в Рамони, Воронежская область),
а конца XVII века.

История постройки одновременно интересна и мрачна, как и вся та блистательная и при этом жестокая эпоха.
Жил-был граф Михаил Федотович Каменский (1738-1809) – полководец, фельдмаршал, участник Семилетней войны и войн с Оттоманской Портой, грамотный вояка и при этом крайне неприятный, вздорный и очень жестокий человек. Жестокость его в том числе проявлялась по отношению к своим солдатам, которых он кусал, иногда прихватывая зубами куски плоти! Такой вот Влад Цепеш орловского разлива. В бытность генерал-губернатором Тамбовского наместничества в одну из просительниц (дворянку!) начал метко бросать щенятами, с которыми до того игрался.
Милейший человек, в общем. Местное дворянство, однако, спорта такого почему-то не оценило.
В виду ретроградства, надо полагать.
В отставке поселился в Орловской губернии, где разошёлся уже вовсю – до смерти порол крепостных, бил жену и сына, восстановив против себя всех и вся.
Постройка крепости считается одной из его диких причуд и очередным признаком самодурства.
Потехой для потехи – самодур в том числе заставлял крестьян устраивать постановочные «штурмы», за которыми лично наблюдал.

С этим, однако, некоторые спорят.
По их версии, помимо «османского синдрома» (графу мерещился набег турок, в конце XVIII века, кстати, ещё вполне реальный), он, ввиду отношения к нему окружающих, вполне мог опасаться реального восстания «горячо любивших» его крестьян. И построил крепость с вполне практической целью и по всем правилам – на холме, с трёх из четырёх сторон окружённом водой. Единственная же дорога из Орла хорошо видна с холма.
Пугачёвщина отгремела буквально десять лет назад..

Однако же, сколь дорожке не виться…
В 1809 году шедший по имению без охраны граф встретился с местным крестьянином,
по одной из версии подговорённым юной любовницей Каменского, кою он никак не хотел отпускать на волю.
Крестьянин, не долго думая, тюкнул самодура и кровопийцу топором.
Ну вот так получилось оно, как-то само по себе.
Как-то вот поскользнулся барин и упал на топор. И так пять раз.
Бывает…
Граф пораскинул мозгами и был таков, к облегчению всех окружающих.
Показателен, кстати, приговор – крестьянина всего лишь били кнутом и сослали на поселение в Сибирь – беспрецедентно мягкий приговор для тех времён, на мягкости которого, по слухам, настаивало орловское дворянство!

После смерти «орловского Цепеша» самодурачиться, самодурствовать и самодурковать продолжил его сын, получивший после смерти отца и брата приличное состояние.
Хотя до демонической остервенелости Влада Це…Каменского-старшего уже, конечно, не дотягивал.
Ударяя, правда, как и его отец, на эротические приключения – скажем, заставляя свою любовницу из крепостных носить на груди свой большой портрет.
В случае гнева барина портрет меняли на такой, где были изображены спина и затылок графа,
и заставляли каждые пятнадцать минут молиться и бить земные поклоны.
Особой же его страстью стал пресловутый «крепостной театр», где граф лично продавал билеты, а при случае чего, порол «провинившихся» крепостных актёров прямо за кулисами.
Высшее общество всячески высмеивало «театральные» потуги самодура, что приводило его ещё в большее бешенство. Итог был закономерен и справедлив – к концу жизни Сергей Михайлович прокутил всё отцовское состояние и окончил свои дни практически нищим, жалостливо, но тщетно выпрашивая
у правительства пенсию.

Sic transit Gloria mundi.
(Была в Риме такая взбалмошная быстроногая красотка - Глория Мунди. Очень быстро, знаете ли, проходила)
Мрачная и кровавая история закончилась.
Как кончается рано или поздно всё.

При новых владельцах усадьба не использовалась по назначению и стала быстро разрушаться.
Ныне от имения не осталось ничего – ни графских особняков, ни фруктового сада. Пустое поле - хоть картошку сажай, хоть Ан-2.
И только ветер гоняет позёмку среди кирпичных стен.
Да иногда, безлунными ночами, в пустых окнах башен мерцают болотными огоньками тени давно ушедшего...

Одно время была инициатива создать на месте руин «Галантного века» музей, но…инициатива так и осталась на бумаге.

Ветер, дожди и снег продолжают свою работу, стирая из истории памятник
самодурству и жестокости сословного общества давних веков.
И мой тост, товарищи, по случаю – за справедливое общественное устройство при республиканской форме правления!


П.С.
От памятников седой древности – к самой что ни на есть современности.
Уже в административном центре Орловской области
прямо на главной площади города, очень оригинально названной Площадью Ленина,
напротив величественного здания правительства области (типовой, но красивый проект – такой же я видел в Новгороде),
находится бело-сероватое строение размером чуть больше продуктового ларька,
с большой красной надписью и стрелкой, указывающей на вход.
А надпись эта – УКРЫТИЕ.

Да, вот так вот удивительным образом, в конце первой четверти XXI века Орёл стал почти прифронтовым городом.

Само укрытие напечатано из бетона посредством 3D-принтера.
Подумалось тут тов. поэту, что гражданин, живший, скажем, в условном 1989 году,
из фразы «скачал в Интернете фото напечатанного 3D-принтером укрытия от атак БПЛА»
не понял бы решительно ничего.
Здание – напечатано?!
Атаки – чего? НЛО?
Не инопланетяне ли, часом, шалят?

В общем, будущее наступило, оно вокруг нас, оно разное, но уж точно совсем другое, нежели представлялось разным там прогрессивным фантастам.

Ну а постройка сия – действительно памятник и отпечаток момента нашей странной и беспокойной эпохи.

Но nichevo, nichevo. Прорвёмся.
Желаю соотечественникам больше тех качеств, которые в избытке у автора этих строк.
А именно – жизнерадостности и феерического упрямства.

Пусть разные там силы бплауют, да хоть забплакаутся, - прорвёмся.

Потому что мы русские, с нами Бог, рок, грог и плавленый сырок.
И не было никого, кто бы это опроверг.


Рецензии