Перезагрузка школьной литературы
- Какой у вас мальчик молодец! - говорили прохожие моей Матушке, когда я по слогам читал вывески магазинов "МО - ЛО - КО", "МЯ - СО"...
Где-то классе в пятом, не обнаружив любимого Джека Лондона на страницах учебника, я озадачил маму вопросом:
- А почему в "лит -ре" ( как писали все читаемый предмет в дневниках) не все писатели? Кто определяет, какие писатели будут в учебнике?
- А кто проберется в руководство, тот и определяет...
Аттестат о среднем образовании вручили мне в 1978-м. Без малого, пол-века уж минуло. Любовь моя к чтению только крепла год от года. Помимо художки, периодики, научпопа и поэзии, любил я заглядывать в новые учебники литературы.
1 :)))
- А что, Антон Палыч, местечко- то учебниках литературы мы навечно "застолбили" али как? - Кто его знает, Алексей Максимыч, надо бы духа Гоголя вызвать, уж он бы растолковал...
Менялись обложки... Менялись авторы учебников... Но, писатели - нет! По каким-то неведомым законам они каждое десятилетие они "перекочёвывали" из старого учебника в новый.
Ответ на вопрос "Отчего так?" мне проявился лет 12 -15 назад. Когда я стал изучать причины беЗконечных реформ русского языка. И искать какой язык был более древним: церковнославянский? древнеславянский? древнерусский? Буквица?
Также я читал ранее недоступные или запрещенные книги по истории Руси, России, Сибири, мемуары и воспоминания современников Переворота - 1917, гражданская войны, раскулачивания и расказачивания, культа личности и ГУЛАГа...
2 :)))
Толстой - Чехову:
- Хорошо пишешь, Палыч, но, шипко коротенько... - Да, Лев Николаевич, "Войну и мiр" мне и за всю жизнь не написать...
А ответ на вопрос о живучести писателей - обитателей школьных учебников литературы оказался прост!
Менялся общественный строй, цари, генсеки и президенты. А суть власти (уточню: любой власти!) в Российской империи, СССР и современной России оставалось прежней.
И НаркомПрос, и МинПрос, и Минобр выпускали учебники, которые прошли цензуру идеологических структур власти.
Власть, как правящий класс, "ковала" послушных и управляемых, сначала пролетариев, потом строителей социализма, который никак не хотел плавно перерождаться в коммунизм, потом - интернационалистов...
Современной власти нужны потребители материальных благ и кредитов, а также военные патриоты.
Вот под них-то и заточена вся система среднего образования. Более всего, литература и история.
Каждый школьный писатель или поэт олицетворяет своими произведениями и героями определенный срез эпохи. Конкретные партии, лозунги, программные установки и т.п.
Литература стала если не близнецом, то родной младшей сестрой школьной истории. Со страниц учебников этих двух предметов герои, сюжеты и события перетекают в головы мальчишек и девчонок, формируя историю и культуру нашей страны.
3 :)))
Чехов - Толстому: " Вот мы пишем, пишем, а народ всё страдает..." Толстой:" Горький виноват: пел народу во все уши: "Буря, буря, пусть скорее грянет буря! Вот и накаркал: пронеслась та буря по Россиюшке да народила пролетариев. А им чего делать? Тольком пролетать...
Когда школьники и студенты окунутся в трудовые будни и заботы о хлебе насущном, "перековать" их убеждения будет сложно, затратно и весьма долго...
ТЕПЕРЬ О ГЛАВНОМ
Что открылось мне когда я по-новому переосмыслил авторов школьных нетленок?
Тургенев
С него начался рост так называемой либеральной мысли. Если изъясняться народным языком, то именно Тургенев начал разрушение традиционного многовекового, многопоколенного уклада русской семьи. Когда бабушки - дедушки, мамы - папы и дети жили вместе или вблизи друг от друга. Являлись одним целым, помогая и заботясь друг о друге. Именно Базаров внёс раздрай между отцами и детьми...
Лев Толстой
Свой главный труд "Война и мир" он написал через 52 года после окончания войны 1812 года. Когда большинство участников героев и очевидцев успело состариться. А многие уйти в мир иной. Так была искажена правда о той войне. .
Чехов
Писатель он великий! Спора нет. Но, именно он ввёл в литературу, а позднее в культуру и повседневную жизнь мелкого героя: мещанина, лавочника, клерка... Так, постепенно, образ героя из сказок и былин, могучего могучего и отважного спасителя сирых и обездоленных, являющегося образцом для подражания детей, стал мельчать. Незаметно, со временем, героя заменил обыкновенный обыватель..
Горький
Этот певец и Буревестник революции был обласкан и канонизирован сначала большевиками, а затем и Сталиным. Все герои Горького - это городские жители, рабочие, пролетарии... Вы не найдёте у него рассказы о Хозяине, о Мастере, крепко стоящих на ногах жителях деревни или села, на которых держалась Великая Русь. При помощи Горького Сталин взращивал карманных писателей - пролетариев, которые славили пролетарскую, босяцкую литературу и культуру. И, наоборот, писатели деревенщики вырубались под корень, такие как Есенин, Клюев, Клычков, Ганин, Орешин и другие...
Уважаемые читатели! Мои подписчики и любители литературы, прежде всего отечественной. На мой взгляд, пришло время пересмотреть школьную программу по литературе и часть бессмертных писателей заменить на новое поколение..
А что думаете вы? Очень жду ваши прямые высказывания и неравнодушные советы...
Больше полезных статей о литературе о книгах и писателях на моём канале КНИГОЗОР на Дзен - ссылка внизу авторской страницы
Свидетельство о публикации №125022803908
Галина Кириллова 11 02.04.2025 15:43 Заявить о нарушении
Ильин Юрий Антонович 03.04.2025 06:46 Заявить о нарушении