Damnatio ad bestias
В I—III веках н. э. казнь применялась преимущественно для расправы с ранними христианами (лат. christianos ad leones — «христиан львам»), благодаря чему наряду со смертью на кресте стала одной из самых известных причин мученической кончины христианских святых. С принятием империей христианства практика сохранилась против других преступников и была окончательно отменена лишь в 681 году.
В переносном смысле «бросить на растерзание львам» означает «оставить кого-либо абсолютно неподготовленным в одиночестве среди агрессивных противников, практически без надежды избежать физического или (чаще) морального ущерба».
Термин
Термин Damnatio ad bestias означает принуждением к схватке с дикими зверями, это способ «умеренной казни», другим способом которой было damnatio in ludum — принуждение к схватке с гладиаторами.
К Damnatio ad bestias близка казнь Objic;re bestiis (с лат.;—;«растерзать зверями»), когда на арену с безоружным осуждённым выпускали хищников, а иногда жертву бросали в клетку с голодными животными.
Такая казнь применялась обычно к рабам и военнопленным и входила в число «квалифицированных казней» наряду с сожжением (cremacio), распятием на кресте (damnatio in crucem)), утоплением в кожаном мешке (poen; cullei) и умерщвлением на фурке (трезубце, furc;).
Кроме того, существовал род профессиональных бойцов-гладиаторов, называвшихся бестиариями (буквально — «звероборцы»), предположительно набиравшихся по тому же принципу.
Для их подготовки имелись специальные школы, самой известной из которых является римская Утренняя школа, получившая своё название по времени проведения схваток. В «обязательный курс обучения», кроме владения оружием, входила дрессура и изучение повадок и характера зверя.
Бойцы выпускались на арену вооружёнными только копьём и редко — мечом, и одетые в одну лишь тунику.
В представлениях также принимали участие венаторы (лат. Venantio — «охотники»), которые были рангом ниже бестиариев и охотились на выпущенных на арену животных.
Впервые такая профессиональная «охота на львов и пантер» — венацио (лат. venatio) — была устроена Марком Фульвием Нобилиором в 186 году до н. э. в Циркус Максимус по случаю завоевания греческой области Этолии.
В гипогее Колизея сохранились подземные коридоры, построенные при Домициане (втором сыне Веспасиана), в которых перед представлением содержали животных и поднимали их на сцену на лифтах
История и описание
Обычай отдавать преступников на растерзание животным в Древний Рим привезли два полководца: Луций Эмилий Павел Македонский, нанёсший поражение македонцам в 168 году до н. э., и его сын Сципион Эмилиан, разгромивший африканский город Карфаген в 146 году до н. э. Оба ввели новый для Рима (очевидно, заимствованный у карфагенян) метод устрашения народа — публично бросать перебежчиков и дезертиров на растерзание диким зверям.
Римляне оценили его как «чрезвычайно полезный», и вскоре он стал нормой римского уголовного права. Указывают, что первоначально эта казнь была направлена исключительно против иноземцев и дезертиров, и имела в первом случае — характер мести за жестокости пунических войн, а во втором — дисциплинарное воздействие.
Приговорённых к смерти съедением животными привязывали к столбам, а затем на них выпускали зверей, которые их и загрызали.
Кроме того, упоминается, что во время своего второго консульства (55 год до н. э.) Помпей продемонстрировал римлянам на арене целое сражение, в котором 18 слонов противостояли отряду гладиаторов в тяжёлом вооружении.
Казнь Damnatio ad bestias проводилась также с театрализованным оформлением, «палаческой изюминкой».
Страбон описал, как на его глазах в Риме был казнён разбойничий предводитель Селур, чья шайка разоряла окрестности Этны: был сооружён высокий помост, на который, будто на гору Этну, взвели Селура; затем помост рухнул, и осуждённый упал в клетку с дикими зверями, поставленную под помостом.
Героя не дошедшего до нашего времени римского мима, разбойника Лавреола, как рассказывает в своей «Книге Зрелищ» поэт Марциал, распяли на кресте и напустили на него медведя, а орёл расклёвывал у него внутренности; «с живых растерзанных членов кусками падало мясо»:
Леопарды пожирают связанных людей. Фрагмент Злитенской мозаики, I в. н. э.
Как Прометей, ко скале прикованный некогда скифской,
Грудью своей без конца алчную птицу кормил,
Так и утробу свою каледонскому отдал медведю,
Не на поддельном кресте голый Лавреол вися.
Жить продолжали ещё его члены, залитые кровью,
Хоть и на теле нигде не было тела уже.
Кару понёс наконец он должную: то ли отцу он,
То ль господину пронзил горло преступно мечом,
То ли, безумец, украл потаённое золото храмов,
То ли к тебе он, о Рим, факел жестокий поднёс.
Этот злодей превзошёл преступления древних сказаний,
И театральный сюжет в казнь обратился его.
О подобных сценах пишет и Сенека («О гневе», III 3), Апулей («Золотой осёл», IV, 13), Тит Лукреций Кар («О природе вещей»). Петроний Арбитр в «Сатириконе», XLV, упоминает, как зверям был скормлен некий казначей. А Цицерон пишет о том, как некий скупщик на торгах по приказанию казнокрада Бальба был брошен на растерзание хищникам только за то, что имел несчастье быть уродливым.
Порицая эти кровавые забавы, Цицерон также возмущался: «…что за удовольствие для образованного человека смотреть, либо как слабый человек будет растерзан могучим зверем, либо как прекрасный зверь [будет] пронзён охотничьим копьём?».
Случалось, что осуждённых бросали на растерзание ещё до начала людоедских игрищ, прямо в клетки к хищникам. Так, например, Светоний пишет: «Когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для зрелищ, Калигула велел бросить им на растерзание преступников; и, обходя для этого тюрьмы, он не смотрел, кто в чём виноват, а прямо приказывал, стоя в дверях, забирать всех, „от лысого до лысого“».
Казни христиан
См. также: Преследования христиан в Римской империи
Генрих Семирадский. «Светочи христианства» (1876). Сидя в своих садах, Нерон наблюдает за тем, как на столбах поджигают завёрнутых в tunica molesta христиан
Направленность подобной практики против христиан началась в I веке н. э.: Тацит пишет, что во время первого гонения на христиан при императоре Нероне (после пожара Рима в 64 году), в его садах людей зашивали в шкуры животных и бросали собакам: «умерщвление христиан сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения».
Таким образом для христиан быть брошенным на съедение львам оказалось одним из вероятных способов мученичества.
Как отмечают исследователи смертной казни, на растерзание отдавали именно христиан, поскольку «этим способом казнили рабов, провинциалов и вообще лиц низшего класса».
С точки зрения римской юриспруденции, христиане были нарушителями следующих законов:
оскорбители величества (majestatis rei)
для своего богослужения христиане собирались тайно и ночью, составляя недозволенные собрания, а участие в таких collegium illicitum или в coetus nocturni приравнивалось к бунту
отказ чтить императорские изображения возлияниями и курениями
отступники от государственных божеств (;;;;;, sacrilegi)
последователи запрещённой законом магии (magi, malefici)
исповедники недозволенной законом религии (religio nova, peregrina et illicita) (согласно Законам XII таблиц).
Кроме нарушения этих законов, с 104 года издавались специальные государственные эдикты, направленные против каждого, кто просто называл себя христианином, без конкретизации нарушения.
Поэтому неудивительно, что приговор был столь суров, а позже он вообще стал традиционным, став классическим примером «предохранительного клапана» для снятия напряжения народных масс.
Распространённой практикой для римлян стало обвинять во всех бедах первых христиан, которые стали «во всем виноваты». Даже сложились поговорки «Не дают боги дождя, так пойдём на христиан», «Христиан ко львам!», которые кричали с целью отвратить несчастье в случае каких-либо стихийных бедствий — засухи, голода, мора, землетрясений, разлива Тибра.
Генрих Семирадский. «Христианская „Дирка“» (Дирка — древнегреческая царица, поднятая на рога быком, здесь — в переносном смысле)
Подробное описание казни через растерзание зверями сохранилось в мученических актах святых Перпетуи, Филицитаты и их родных:
С наступлением дня торжества все мученики, оставшиеся в живых, должны были быть отведены в цирк. По существовавшему тогда обычаю мужчин хотели одеть в костюмы жрецов Сатурна, а женщин в костюмы жриц Цереры. Но мученики протестовали против этого. Они сказали: «Мы явились сюда добровольно, мы решились пожертвовать жизнью, чтобы только не делать ничего подобного, сохраните же нам нашу свободу». Эта просьба была уважена.
Присутствовавшие христиане отмечают как особую милость, что каждый из мучеников был избавлен от того рода смерти, который был им особенно неприятен. Так, например, Сатур готов был подвергнуться когтям всякого зверя, но для него не было ничего омерзительнее медведя.
Несмотря на это, после того, как он побывал без вреда в когтях леопарда, приказано было выпустить на него медведя. Но случилось, что медведя никак не могли выгнать из берлоги.
Перпетуя вместе с Фелицитатой были отданы на растерзание свирепой корове (ferocissima vacca), и здесь христианская мученица заявила в себе необыкновенную идеальную чистоту женщины. Перпетуя умирала с тем достоинством, с каким умирали самые высокие женские образы классической поэзии. Эта корова бросала несколько времени Перпетую рогами, и, наконец, она упала на арену. Но хотя она была ранена и обливалась кровью, её первая мысль была о том, что рога коровы разорвали её тунику и обнажили её тело, и потому с необыкновенными усилиями воли она оправила разорванную одежду и прикрылась.
Затем она вспомнила ещё, что у неё растрепались волосы. Так как растрёпанные волосы были символом траура, а она считала мученическую кончину особенно радостною, то она собрала настолько силы, что поправила свои волосы и приколола их булавкою.
Константин Флавицкий. «Христианские мученики в Колизее»
Практика стала настолько распространённой, что христианский писатель Тертуллиан (II век) писал, что хорошим тоном для христиан является не посещать театры и цирки, «потому, что там же люди заботятся о предании нас на растерзание львам, советуются о предприятии против нас гонений, избирают лазутчиков для отыскания христиан и для их мучения»
Львов, как правило, привозили из Африки, причём в достаточно большом количестве, несмотря на законодательное ограничение их ввоза.
Менее популярных медведей привозили из Галлии и Германии. Марк Эмилий Скавр, будучи курульным эдилом (58 год до н. э.), «вывел» 150 пантер или леопардов, Помпей — 410, а Октавиан Август — 420, в то время как Сулла выпустил 120 «львов с гривами», то есть самцов. Информации об организации доставки и правилах игр сохранилось немного: из позднего источника (Кодекса Феодосия) известно, что города, через которые проезжал транспорт зверей, предназначенных для устраиваемых императором игр, должны были доставлять этим зверям корм, и задерживаться транспорту в городе больше недели не полагалось. Историки отмечают экологический аспект: «Истребление в римских амфитеатрах несметного множества привозных зверей нанесло огромный ущерб животному миру Северной Африки»
Свидетельство о публикации №125022802503