Социальные категории по Русской Правде

Знать и привилегированные слуги

    Знать в Русской Правде представлена князем и его старшими дружинниками — боярами. Князю идут штрафы, имущество которого защищают некоторые статьи, и именем которого вершится суд.
    Привилегированное положение имели тиуны, огнищане — высокопоставленные княжеские и боярские слуги, а также княжеский старший конюх («конюхъ старыи» статьи 18—21 Краткой Правды).


Рядовые свободные жители

    Основное действующее лицо Русской Правды — муж — свободный мужчина. По статье 1 Краткой Правды (близко содержание статьи 1 Пространной Правды) если за убитого никто не мстит, платится вира в 40 гривен, «аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ».
    Русин — житель Киевской Руси; дружинник: гридин — представитель боевой дружины.
    Купчина — дружинник, занимавшийся торговлей.
    Ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом.
    Мечник — сборщик штрафов.
    Изгой — человек, потерявший связь с общиной.
    Словенин — житель словенской, то есть новгородской земли (Древнейшую Правду Ярослав даровал новогородцам), в данном контексте — рядовой житель.



Зависимое население

    Привилегированное положение среди зависимых людей имели княжеские кормильцы, а также княжеские сельские и ратайные старосты (ратать — пахать, пахотный староста): «А въ сельскомъ старост; княжи и в ратаин;мъ 12 гривн;» (статья 22 Краткой Правды).

Низшее положение занимали смерды, холопы, рядовичи и закупы. За убийство смерда, холопа и рядовича взимался штраф в 5 гривен (статьи 22 и 23 Краткой Правды):

    смерд — крестьянин, в этом контексте зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь;
    холопство могло быть обельным (полным) или закупным. Обель — пожизненный раб. Женский род — роба;
    закуп — свободный человек, взявший купу — кредит, и попавший в зависимость до тех пор, пока не отдаст или не отработает этот долг;
    рядович — лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по «ряду», то есть договору.

В Русской Правде отражено право-привилегия, охранявшее положение знати и других лиц: наказание за причинение им имущественного вреда, двойная вира за убийство высокопоставленных слуг.

По мнению А. А. Горского, в IX веке и позднее на Руси ещё не сложился феодализм западноевропейского образца как таковой, а существовала система поборничества. Господствующим классом являлась не общинная знать, сведения о которой отсутствуют, а дружинная корпорация во главе с князем. Боярами именовались представители и потомки «старшей» дружины, а не общинная знать.


Рецензии