Святогорская баллада
Спой нам, певец, забытую песню
о временах стародавних.
Сказ без прикрас, без прелести-лести
спой нам, певец благородный.
Как по горам Афона когда-то
хаживал глупый Феодор.
И как сподобился благодати
в монастыре Хиландарском.
Скорбный главою он праздно шатался
по городам, по лесам и по весям.
И угораздило чисто случайно
в храм заглянуть ему, на литургию.
Слушал внимательно, не разумея
горних мелодий ушами тугими.
Но кое-что основательно влезло
в настежь распахнутый разум болвана.
Глас ему был, как потом говорили
люди, которые что-то видали.
Так и застряло в мозгах простофили:
«Крест свой возьми и следуй за Мною».
Долго не думая, дурень направил
стопы истёртые в сторону леса.
Там он срубил перво-наперво пару
как бы его ожидавших осинок.
Перевязав и скрепив их, он сделал
кое-как крест, возложивши на спину.
Так и отправился дальше по свету
с этим крестищем, прохожих пугая.
Где только злая судьба не носила
глупого Федьку, куда не кидала.
Но не смолкало в башке простофили:
«Крест свой возьми и следуй за Мною».
Нет, не бесцельно Феодор шатался
по городам, по лесам и по весям.
Царствия Божия дурень отважно
взялся искать хоть в каком-нибудь виде.
Зря он пытался задать повсеместно
гражданам этот вопрос безобидный.
Сколько ни спрашивал, но не известен
адрес искомый, увы, оставался.
Так и ходил бы, но вот как-то мимо
шёл богомолец и дал ему адрес.
Громче забило в ушах простофили:
«Крест свой возьми и следуй за Мною».
Сказ без прикрас, без прелести-лести
пой нам, певец, на псалтири.
Белкой по древу складывай песню
лесенкой в дальние дали.
О путешествии простофили
до самого Хиландара.
И несказанно сказочной силе
Божественного глагола.
Всю Македонию Федька измерил
вдоль, поперёк и по диагонали.
Двинулся дальше, куда ему сердце
путь указало – в святую обитель.
А на Афоне их много, едва ли
где-нибудь больше найти вы смогли бы.
Там повстречался один настоятель
монастыря и помог-таки Федьке.
Он успокоил: мол, рядом тут, близко
Царствие Божие, азимут верен.
Голос услышал опять дурачина:
«ибо Я сердцем смирен и кроток».
Мудрый игумен пришедшего смерил
опытным взглядом и вмиг разобрался.
«С первой оказией, – молвил, – ты первым
будешь попутчиком и пассажиром.
Ну а покамест, ты чтобы не зря тут
маялся, службу у нас послужил бы».
Так и остался болван в результате
двор подметать да метёлками ведать.
Были, однако, довольны в общине
монастыря, как хозяйничал Федька.
Только твердил про себя дурачина:
«ибо Я сердцем смирен и кроток».
Службу служил он, но ввергнут был в трепет
видом распятия в сумерках храма.
«Кто это, – спрашивал Федя, – на древе
руки раскинул и смотрит тоскливо?»
Мудрый игумен ответствовал кратко
и деловито, что был-де один тут.
Двор подметал, как ты, но за порядком
плохо следил и проштрафился, дескать.
Глупый Феодор застыл неподвижно
от изумления, яко младенец.
Слышит отчётливо так дурачина:
«ибо Я сердцем смирен и кроток».
Сказ без прикрас, без прелести-лести
пой нам, певец, на псалтири.
Птицей по небу складывай песню
тучками в дальние дали.
О похождениях дурачины
до самого Хиландара.
И несказанно сказочной силе
Божественного глагола.
Странные слухи средь братии стали
распространяться про глупого Федьку.
Слышали будто бы, как под стенами
шепчется с кем-то, а с кем – то не видно.
Тащат к начальству: «Ты что за беседы
тайно проводишь и кто посетитель?»
Дурень сказал, что спускается с древа
этот проштрафившийся бедолага.
Умысла злого, мол, нет и в помине
у посетителя, просто болтаем.
Будто спустившийся молвил кретину:
«Крест кто не взял, Меня не достоин».
«Просто болтаете?» – спрашивал Федьку
заинтригованный сим настоятель.
«Да, – говорит, – и притом собеседник
Царствие Божие знает отлично.
Он независимо от обстоятельств
взять и меня обещал самолично».
Мудрость игумена поколебалась
в данный момент, но вернулась на место.
«Может, по дружбе под эту сурдинку
и за меня ты замолвишь словечко?»
Глас-то ведь был не ему, а кретину:
«Крест кто не взял, Меня не достоин».
Просьбу исполнил Феодор, однако
не получил одобрения сверху.
Было отказано за недостатком
святости у пребывающих в схиме.
Долго игумен упрашивал Федьку
о снисхождении к самым сединам.
Но раз за разом спускавшийся с древа
на уговоры их был неподатлив.
Предположительно уговорили
по неотступности, но – то догадки.
Всё-таки глас-то был только кретину:
«Крест кто не взял, Меня не достоин».
Сказ без прикрас, без прелести-лести
пой нам, певец, на псалтири.
Волком по полю складывай песню
тропами в дальние дали.
Пой о паломничестве кретина
до самого Хиландара.
И несказанно сказочной силе
Божественного глагола:
«Крест свой возьми и следуй за Мною,
а кто не взял, Меня не достоин».
Свидетельство о публикации №125022704142