с нежностью о снежном
птицей в окно стучит.
Снег на ладони тает
лучшею из защит.
Город по вертикали
облако рвёт к земле.
Стынет печатать палец
или - душа болеть.
Стали за дверью санки,
той, что в тебе, внутри.
Выйдет из санок Санта,
красной звездой сгорит
в пепел от папиросы,
льдинками - в звень драже. -
Стол для гостей выносит
белая полночь-гжель.
Катится век игрушкой
ёлочной - льнёт душа. -
Спрячется под подушку -
вылинять не мешай.
Памятью оседая,
сказку прядет тропа.
Между капельных заед
грифель мазнёт строфа
или скользнёт случайно
в сердце - гляди, лечись
тонкой настройки тайной... -
Вот ты и снежно чист!
«Снежное»
Автор Ирина Кабачкова.
О чём последний стиш? Набор фраз для рифмы? Стали за дверью санки - это как понимать? Может встали?©
О чём это? Высокая поэзия или графомань? Мы не доросли ещё до таких стихов? Есть ли красивости, вторичность речи и образов?
Ну что ж давайте разбираться. Для начала посмотрим на структуру и образы. Тут много абстрактных метафор: «тонкой настройки тайна», «город по вертикали облако рвёт к земле», «Санта сгорит красной звездой в пепел от папиросы». Похоже на попытку создать глубокий смысл через нестандартные сочетания слов. Графомания обычно характеризуется бессвязностью, повторяющимися штампами, отсутствием оригинальности. Здесь образы хоть и сложные, но есть попытка оригинальности. Хотя некоторые моменты, как «снег на ладони тает лучшею из защит», могут показаться натянутыми. А что с вторичностью речи? Есть ли заимствованные или шаблонные образы? Например, «память оседая, сказку прядет тропа» – здесь «прядет тропа» звучит необычно, возможно, оригинально. Отдельные моменты напоминают романтическую или символистскую традицию, но без прямого заимствования. Просканируем на красивость. Стиль поэтический, с упором на эстетику: «белая полночь-гжель», «льдинками - в звень драже». Это попытка создать визуальные, красивые образы, но иногда они могут быть слишком перегружены. Да, есть тяга к эстетизации, но это не «пустая» красивость — она работает на создание холодной, хрупкой атмосферы зимы и внутренних переживаний.
Вопрос: высокая поэзия или графомань? Нужно оценить баланс между оригинальностью и нагромождением образов. Возможно, автор стремится к глубокому смыслу, но некоторые образы сложны для восприятия, что может оттолкнуть читателя. Вторичность не явная, но есть элементы, которые могут казаться заумными без четкой структуры. Некоторые образы теряют связь с читателем из-за избыточной абстрактной метафоричности. Текст напоминает коллаж из впечатлений, но не все элементы складываются в целостную историю или эмоцию, что может восприниматься как хаотичность.
Предварительный вывод, после беглого осмотра - стихи находятся на грани. Для одних это высокая поэзия с уникальным стилем, для других – графомания из-за сложности и неоднозначности. Читателю требуется определенный уровень восприятия, чтобы оценить такие тексты.
Проведите пациента в прозекторскую - будем препарировать. Без меня не начинайте. Я только возьму осциллирующую секционную (анатомическую) пилу и сразу же начнём.
Взззззззззз! Вззз! Взз! ---- Крак!
Вот детальный разбор стихотворения по несколько раз обкатанной мной схеме, с акцентом на его многомерность и символико-философскую основу:
Верхний (жанровый) уровень
Стихотворение принадлежит к лирико-философской лирике с элементами сюрреализма и символизма. Характерные жанровые черты: Отсутствие точной рифмовки, свободный ритм, наверное, ближе к верлибру? Не знаю. Смешение бытовых деталей («папироса», «санки») с мифологизированными образами («Санта, красной звездой сгорит»). Преобладание метафорического языка над нарративом: текст не рассказывает историю, а создаёт эмоционально-образный поток («Стынет печатать палец или - душа болеть»). Переклички с поэзией обэриутов (Хармс, Введенский) в сочетании абсурда и глубокого подтекста, а также с позднесоветским метареализмом (Пригов, Жданов).
Проблематический уровень
Ключевая проблема, как сохранить «тонкую настройку» души в мире, где всё превращается в пепел, лёд или абстракцию («грифель мазнёт строфа»)? Через образы тающего снега, льдинок, «тонкой настройки» подчёркивают неустойчивость мира и психики («палец стынет печатать / или — душа болеть»). Через город, рвущий облака «по вертикали», который противопоставлен скрытой «двери» внутри человека — метафоре детства, памяти, подавленных эмоций. Через мотивы горения («Санта сгорит»), исчезновения («память оседая»), выцветания («вылинять не мешай») указывают на необратимость времени.
Психологический уровень
Эмоциональное состояние - меланхолия с элементами тревоги. Холод («снег», «льдинки», «стынет палец») доминирует, но сквозь него пробивается тепло ностальгии («санки за дверью», «ёлочная игрушка»). ЛГ словно разделена: её тело «печатает» (механическое действие), а душа «болит» линяет пока катится век или «льнёт» к чему-то неосязаемому, тем самым включая защитные механизмы. «Лучшая из защит» — возможно, побег в детские воспоминания («стали (в том смысле, что давно там стоят) санки, за той дверью, что в тебе, внутри»).
Философский уровень
Существует ли гармония в хаосе? «Тонкая настройка» — аллюзия на антропный принцип мироздания, но здесь это не космический закон, а хрупкое человеческое умение чувствовать. Что остаётся от времени? Век, катящийся «игрушкой ёлочной», — намёк на иллюзорность прогресса, цикличность истории. Даже «грифель» (символ творчества) лишь «мазнёт строфу» случайно, а не по воле автора — идея фатума в искусстве. В этом просматривается экзистенциальный пессимизм, смягчённый верой в очищающую силу искусства («сказку прядет тропа»). Мир распадается, но поэзия может зафиксировать его мимолётность.
Уровень мировосприятия автора
Через этот текст проведены черты авторского видения картины мира. Дуализм. Реальность для автора — сочетание грубой материи («город по вертикали») и тонких, почти мистических состояний («тайна», «душа»). Хрупкость выше прочности («тонкая настройка» как идеал). Сакрализация повседневности. Бытовые предметы («папироса», «стол») становятся частью метафизических процессов (горение Санты-звезды, «полночь-гжель»). Искусство — способ сохранить ускользающую реальность («строфа» как след грифеля на бумаге). Вера в преображение. Даже разрушение («горит», «оседает») ведёт к очищению («снежно чист»), что указывает на влияние буддийских идей или христианского апокатастасиса. Детство и память — последние убежища от дисгармонии взрослого мира.
Это стихотворение — попытка выразить невыразимое: конфликт между хрупкостью человеческой души и давлением внешнего хаоса. Автор видит мир как лабиринт образов, где даже боль и холод становятся материалом для творчества. Философски текст близок к экзистенциализму (абсурд бытия), но с романтическим акцентом на спасительной роли воображения. Чем сильнее реальность дробится на метафоры, тем ярче в ней проступает надежда — как снег, который, тая, очищает.
Не доросли ли читатели?
Это вопрос не «недоразвитости», а готовности погрузиться в сложный текст. Стихотворение требует активного соучастия. Если воспринимать текст как медитацию на тему зимы, памяти и внутренних метаний, он обретает глубину. Если же искать в нём строгую логику — может разочаровать.
Кому «не доросли»? Тем, кто ищет в стихах прямых смыслов и простых эмоций. Это поэзия для тех, кто готов разгадывать её как ребус, где ответ — не слово, а состояние.
Свидетельство о публикации №125022702445
Может быть вас заинтересует ТП 2022, полуфинал 1. В этом выпуске Галина Даниэлевна очень по делу разбирает стихи Ирины. Там можно услышать и о красивостях, и о том, откуда ноги у чего растут.
Если сказать коротко о разборе: "Если вам что-то показалось, то скорее всего вам не показалось".
Приятного просмотра!
Валеева Мария 27.02.2025 15:03 Заявить о нарушении
Спасибо за рекомендацию — с удовольствием посмотрел разбор Галины Даниэлевны. Поэзия, как и её интерпретация, всегда рождает множество перспектив, проекций, мнений. Если вы увидели в том, что я здесь наплёл избыточную субъективность, это повод задуматься. Возможно, я слишком увлёкся раскапыванием метафорических слоёв, и увидел то чего нет (так бывает, и не только со мной), но искренне старался вникнуть в текст. Пытался разобраться в нём с чисто дилетантской позиции, позиции читателя.
«Если вам что-то показалось, то скорее всего вам не показалось» — отличный повод вспомнить, что стихи часто работают как зеркала: мы видим в них и авторский взгляд, и отражения собственных мимолётных впечатлений.
В целом поэзия Ирины - не моё. Я не могу (нет, в принципе могу конечно) это объяснить. Не цепляет. Вот и объяснил.) Видимо я из большинства. Из толпы. Из тех кого «вообще не берут в космонавты или только по ошибке )».
«Я не обязана писать то, что вам нравится. Я пишу то, что нравится мне.»
Кабачкова Ирина Николаевна 24.12.2022 07:43
И с этим трудно не согласиться.
Мария, если у вас есть конкретные замечания или тезисы из разбора Галины Даниэлевны, которые стоит обсудить — давайте порассуждаем вместе! Поэзия тем и прекрасна, что в ней нет окончательных ответов, только бесконечные вопросы.
Благодарю за честность!
Дмитрий Куваев 27.02.2025 18:03 Заявить о нарушении
Мне понравилось, что каждая метафора и каждый приём должен работать на общую тему, раскрывать её. Что строку и слово можно рассмотреть с позиции, а зачем они автору в этом тексте? Может быть он просто хотел показать, что он ещё и вот так умеет, и приёмами владеет? Когда в общем потоке все давят, что самый правильный путь в нагромождении метафор, трудно не удержаться и не начать бежать вслед за всеми, стараясь писать интереснее, нестандартнее. Но если этот путь чужой, то можно на нём потеряться. Когда все громко хлопают, трудно не начать хлопать вслед за всеми.
Какие-то такие мысли возникли от просмотра.
Спасибо за общение!
Валеева Мария 27.02.2025 18:25 Заявить о нарушении
Дмитрий Куваев 27.02.2025 19:39 Заявить о нарушении
Валеева Мария 27.02.2025 19:50 Заявить о нарушении