Февраль 2025 года. 26 день

   
Зима. Подобно кружевам,
Метель, стеная, отгудела.
И обессилевшее тело,
Поразбросала по холмам.

И тишина. Неслышно луч
Сдвигает тени на сугробах,
Проходы ищет на дорогах,
Пасёт по небу стаи туч.

Петляют заячьи следы.
А рядом строчкою лисица,
Ему во след спешит – стремится,
Не нарушая красоты.

И больше ничего кругом!
На время выключено время,
Его не давит душу бремя,
Природу очищает сон.

Протоиерей Игорь Бобриков
26 февраля 2025 г.


Рецензии
В ЧЁМ СМЫСЛ ЖИЗНИ ( ПРИТЧА )

Один богатый человек,
пресытившись благами
мира,
на свой вопрос искал
ответ:
в чём смысл жизни
в этом мире?

К учителю он своему,
с вопросом этим
обратился
и просьбу высказал ему:
секретом чтобы
поделиться.

- Пойдём с тобою в
монастырь,
к монахам, они ближе к
Богу,
сердца и души их чисты,
-
и с ним отправились в
дорогу.

Но как-то вот случилось
так:
они в пустыне
заблудились.
Найти маршрут уже
никак
у них совсем не
получалось.

И изнурённые жарой
заметили, что на исходе
у них вода, в посуде той,
что пользовались ей, в
походе.

Старик совсем уж
изнемог,
от жажды силы уже нету
и сожалел, что он не
смог
помочь найти ему
ответа.

Воспитанника своего,
он попросил его
оставить
в пустыне этой самого,
чтобы от "тяжести"
избавить.

Воды остаток, взять с
собой,
чтобы хватило
возвратиться
ему, теперь уже домой,
и чтоб с пути теперь не
сбиться.

И ученик вспомнил
тогда
всю ту заботу и
вниманье,
что уделял ему всегда,
его Учитель
в воспитании.

Его приподнял, посадил,
достал бутылку он с
водою,
и всю оставшуюся влил
в уста Учителя, с
любовью!

Не дал от жажды
умереть
он воспитателю сегодня,
он радость смог
олицезреть
И милость снизошла
Господня!

Он понял, жить - это
любить,
прощать, давать, добром
делиться,
от неудачи оградить,
и к совершенствию
стремиться!

В душе он радость
ощутил,
он без неё всю жизнь
томился,
час перемен в ней
наступил,
и взгляд на жизнь вмиг
изменился!

На руки взял он старика
и так уже пошёл
обратно,
теперь та ноша не тяжка,
и нёс его он аккуратно.

- Куда мы? - вопрошал
старик,
- Назад, домой, -
ответил парень,
- Я жизни смысл познал
за миг,
и очень Вам я
благодарен!

( Александр Кравцов 2 )

Эрнст Непомнящий   28.02.2025 00:30     Заявить о нарушении
Состав новгородского хлеба XIV века, согласно раскопкам, включал четыре хлебных злака: рожь, пшеницу, ячмень и просо. При этом преобладала рожь. 1

В зависимости от вида выпечки применялась либо смесовая мука (рожь-пшеница), либо максимально «чистая» ржаная, пшеничная или ячменная мука. 4

В неурожайные годы при выпечке хлеба в муку подмешивали сосновую заболонь, мох, ячменную солому, толчёную рыбу, клевер. В целом в составе такого эрзац-хлеба добавки могли достигать 30–40% от его веса.

Эрнст Непомнящий   28.02.2025 05:29   Заявить о нарушении
Хлеб еще в домонгольское время стал основной пищей и приобрел современный вид. В XIII-XV вв. все те же четыре хлебных злака: рожь, пшеница, ячмень, просо - по-прежнему упоминаются летописцами и определяются среди раскопочных зерен ботаниками. Летописные сведения о продажной цене хлеба обычно относятся ко ржи: хлеб преимущественно был ржаной (О продуктах земледельческого и промыслового хозяйства см. также в главе А. Д. Горского "Сельское хозяйство и промыслы".).

Эрнст Непомнящий   28.02.2025 05:39   Заявить о нарушении
В материалах новгородских раскопок зерна этих четырех злаков обильно представлены (См. А. В. Кирьянов. История земледелия Новгородской земли X-XV вв. (По археологическим материалам). МИА, № 65. М., 1959.). Рожь решительно преобладает. Те же четыре злака упоминаются и в берестяных грамотах, чаще всего рожь!)

Эрнст Непомнящий   28.02.2025 05:41   Заявить о нарушении
Сергий Радонежский, по словам его "жития", "просфиры сам печаше: преж бо пшеницу толчаше и меляше и муку сеяше и тесто месяше и квасяше" (Житие Сергия. ПДПИ, вып. 58. СПб., 1885, стр. 79.). Здесь перечислены все основные стадии производства хлеба. Можно упомянуть в связи с этим миниатюру Никоновской летописи (См. А. В. Арциховский. Древнерусские миниатюры как исторический источник. Изд-во МГУ, 1944, стр. 89-90 и рис. 28.), в которую входит сокращенная переделка названного жития. Хотя миниатюра относится к XVI в., она, вероятно, как и другие рисунки Остермановских томов летописи, восходит к более древним образцам. Текст гласит: "...толчаше, и меляше, и хлебы печаше". Изображено сначала толчение зерен в ступе, которое должно предшествовать размолу на ручных жерновах, затем самый размол (жернова такие же, как в археологических находках). Хлебопечение производится в большой русской печи, туда укладываются большие круглые хлебы. Подобная миниатюра имеется и в известном лицевом "житии" Сергия. Печеные хлебы изображены в миниатюрах Никоновской летописи, их форма всегда круглая, цвет желтый или коричневый, приподнятость квашеного теста показана.

Эрнст Непомнящий   28.02.2025 05:42   Заявить о нарушении
Форма и размер хлеба были до некоторой степени постоянными величинами. Это видно из того, что в числе платежей документы неоднократно называют хлеб счетом, а не весом. Например, в новгородской вечевой грамоте сиротам Терпилова погоста (около 1411 г.) говорится: "...давати им поралье посадницы и тысяцкого по старым гражртам, по сороку бел, да по четыре сева муки, по десяти хлебов" (ГВНиП, стр. 146.).

Эрнст Непомнящий   28.02.2025 05:43   Заявить о нарушении
В уставной грамоте церкви Ивана на Опоках (грамота восходит в основном к XII в., но дошедший ее текст датируется XIII-XV вв.) сказано: "...а игумену Онтоновского монастыря взяти дару полтину, а пошлины от него идеть 40 колачей, 40 хлебов" (ДАИ, т. I. СПб., 1846, стр. 5.). Это первое упоминание слова "калач"; в последующую эпоху так назывался лучший сорт хлеба. Слово это общеславянское. Хлеб исчислялся еще ковригами, например в летописи под 1422 г. сказано: "...и толми бысть тамо дорог хлеб, яко на едином ковризе, дати полтына" (Псковская II летопись) (ПСРЛ, т. V, стр. 24.).

Эрнст Непомнящий   28.02.2025 05:46   Заявить о нарушении
В новгородской берестяной грамоте № 363 (рубеж XIV-XV вв.) свекор поручает невестке испечь колобью, то есть колобок. Для этого надо взять "солод ржаный" и "муке колко надобь" (А. В. Арциховский. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1958-1961 гг.). М., Изд-во АН СССР, 1963, стр. 58-59.). Словарь В. И. Даля дает для слова "колоб" значения: "круглый хлебец, толстая лепешка". Невестка должна испечь колоб и не жалеть на него муки. Солод - бродильный продукт из начавших прорастать, а затем высушенных зерен хлебных злаков. Наиболее обычен ячменный солод, применяемый в пивоварении, но наряду с ним доныне бытует ржаной солод, о котором идет речь в грамоте. Именно он применяется в хлебопечении, что соответствует тексту грамоты. Его примешивают к ржаной муке для придания хлебу особого привкуса.

Эрнст Непомнящий   28.02.2025 05:47   Заявить о нарушении
В Новгороде при раскопках неоднократно встречены деревянные пряничные формы, покрытые различными узорами. Пряники, несомненно, пекли на меду.

Конечно, из ячменя делали ячневую крупу и из проса - пшенную крупу. В новгородской грамоте середины XV в. в корм сборщиков дани "черноборцев" включено "сито заспы" (ГВНиП, стр. 39.). Это слово в северных диалектах, по словарю В. И. Даля, означает крупу.

Эрнст Непомнящий   28.02.2025 05:49   Заявить о нарушении
Вероятно, была и гречневая крупа: гречу знают новгородские писцовые книги конца XV в. Они, собственно говоря, относятся к последующей эпохе, но все упоминаемые там поля гречихи едва ли появились только при Иване III. Впрочем, надо иметь в виду, что гречиха вообще культура сравнительно недавняя и, по словам В. Л. Комарова, "в Европу проникла чуть ли не в XV в." (В. Л. Комаров. Происхождение культурных растений. Изд. 2-е, доп., М.-Л., Сельхозгиз, 1938, стр. 205.). Это как будто подтверждено и новгородскими раскопками: в слоях X-XIV вв. зерен гречихи нет вовсе, а в слое XV в. они имеются (См. А. В. Кирьянов. УК. соч., стр. 341.).

Точная дата распространения этой культуры остается спорной.

Эрнст Непомнящий   28.02.2025 05:51   Заявить о нарушении
Многие, кто поддался порыву, купили себе землю, «гектарчик» и пытались там жить. В результате, когда закончились деньги, уехали в город снова работать, потому что жить только землёй, без большого запаса финансов вначале, без поддержки друзей не так просто. Зная многие экообщины, я вижу, что жизнеспособны лишь те из них, которые создаются или ярким духовным лидером, или идейным и грамотным бизнесменом. Таким, например, как Андрей Барков из Краснодарского края. До своей смерти он создал Агрокомлпекс «Солнечный», вокруг которого собрал последователей экоидей и выращивал пшеницу без «химии» безпахотным способом на 2000 гектарах земли. У них был коровник на 600 кров и они гордились, что ни одной коровы не убили. Производимый хлеб из проросшего зерна без дрожжей завоевал много медалей на международных конкурсах и пользовался спросом в гипермаркетах Сочи и Краснодара. А из пшеничного белка продолжатели дела Баркова до сих пор делают вегетарианские колбасы в Северском районе Кубани, которые теперь продаются почти по всей России.

Эрнст Непомнящий   28.02.2025 05:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.