Читал я историю Рима
Праздная сытость народа - такое мечталось.
Что же я вижу? Всё в Риме это случилось:
Сытый народ был и праздный и климат отменный,
Были в столице и бани прекрасные видом,
Библиотеки свободные тоже имелись.
Но вот поди ж не стал народ этим получше,
Видимо падшую душу в себе мы имеем.
Вместе с плодом из неё сорняк растёт бурный.
И коль дадим мы ей просто свободу и хлеба,
Пьянство и похоть не исчезают однажды.
Как же мечта ты моя вдруг сокрушилась!
Сам же признаюсь мечтал о лёгкой я жизни,
Вольность , свобода - где малым ты сытый.
Только вот плебс на мате не стал этим лучше.
Тема мне эта важна, к ней вернусь не однажды.
Буду её в черепке песочить сквозь время,
Буду себя вопрошать: неужели ты подлый?
Только свиньёю быть можешь, если свободен?
Я же признаюсь довольство бы всем пожелал бы,
Чтобы мне с вами быть, в одинаковой доле.
Нет, я к себе всёж доверие каплю имею,
Я шахматист и философ и ритор я зычный.
Сам себе вправил рисунок и строгий и чистый,
Без репетиторов жил, в себе всё имея.
Гений я пришлый, но тут прожил вертухаем.
Сам научился молитвою долгою мыться.
Знаю, что там в сердцевине есть что то и в благо,
Знаю, что мог бы пожалуй философом быть я,
Мог бы имея достаток, не искать уже роскошь.
Главное радость найти и с ней укрепится!
Мне бы хотелось хотя бы таким себя видеть.
Так неужели и холод и голод и войны,
Всё отдалённо имеют какую то пользу?
В нас сокрушают они надменность, и гордость.
Сытый и тёплый, так быстро теряет вдруг скромность,
Быстро надменность ему возвращается с хамством.
Только культурой себя обуздай, себя самолично,
Только себя непрестанно как пса держи на цепи ты.
Если душа велика, то так и скажи ты:
Нет ничего моего здесь и гол, как сокОл я.
И не привязывай сердце своё к вещам мимоходным.
Мне вот казалось, что климат тут слишком суровый,
Но воспитал он в нас терпеливость и стойкость.
Как всё не просто, когда ты копнёшь всё поглубже.
Если уж сытость, довольство, свободное время
Вдруг породило хамство и пьянство, то я прям растерен.
Правда ли то, что сытость и праздность великое не созидают?
Что же нам рабство тогда восхвалять и тяжесть лишений?
Или так скажем : умеренный труд будет во благо.
Надо умеренность всюду искать, в ней видимо счастье.
Всюду гармонию надо искать, ей подчиняясь.
Есть поговорка такая : хочешь узнать человека,
Дай ему власть и наружу , всё тайное выйдет.
Мне это важно и буду ещё не однажды,
Я проверять доводы эти рассудком.
Свидетельство о публикации №125022605724
да и я видимо космополит и мне сверху все едино, так что выходит про Рим читать приятнее ,даже времен пред империи и империи. Плебс тогда был полуголодный- работы не имел она в Риме была редкостью образ жизни праздный. Жилье сьемное в домах до 4 этажей с очень тонкими стенами и очень малыми комнатами никаких туалетов горшок вываливали в окно был матрас все в насекомых может горшок и плошка очень скудно. но ходили в термы где то с часу дня и до ночи зазывали не то трубами. Потом цезарь даровал и сады свои народу для прогулок.Да в термах были и библиотеки но их народ посещал очень мало больше интересовался что поесть кухней кабачками. в термах старались угодить и нахваливать богатого, чтобы пригласил поесть на трапезу. ну и зрелища всякие скачки и гладиаторские бои там они пьянели от зредища. Кто поумнее и цивилизованнее при гуманитарном отправлялись в свою загородную виллу и жили там например Гораций был он не очень то и богат обед его был недорогой.
По сравнению с теми временами мы имеем более приличное жилье, которое может иметь личную библиотеку. Но термы были вполне раскошны и даже бесплатны. То есть народ приходил в свои комнатушки только переночевать- примерно так и би би си в фильме показывало.
Если себя перенести в те времена в положение плебса, то вряд ли бы я имел внутренней силы вырваться из этого круга, ну может быть если хоть быть патрицием и иметь свой отдельный дом и сад и библиотеку- всего этого начисто был лишон плебей но в термах он мог при желании посещать библиотеки. Но Колизей из него уже человека не делал.
Осипов Юрий Геннадиевич 06.03.2025 11:24 Заявить о нарушении