ДАО
(Нань-цюань).
“Дао - это ноуменальная обитель, обладающая качеством единства.”
См. Феномен и ноумен; Единая Жизнь
ДАО («ТАИНСТВЕННОЕ СОГЛАСОВАНИЕ»)
См. Благородный человек
ДАО (КТО НЕ СЛЕДУЕТ ДАО)
“Жизнь того, кто не следует Дао, кончается раньше срока.”
(Лао-цзы «Книга о Пути и Силе», 30 стих).
См. Описание мира; Путь Лао-цзы; Дао и Дэ; Привязанность к вещам («преданность вещам»); Изменение себя (люди с трудом поддаются изменению)
ДАО (ТАО)
“Тао (Дао) – одна из основных категорий китайской
Философии. В конфуцианстве –
Путь идеального, правителя,
Нравственного совершенствования, совокупность
Морально-этических
Норм. В даосизме –
Закономерность всего сущего, порождающее
И организующее начало.
Мир рассматривается как «воплощение» Дао.”
ДАО (ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК)
“Люй сказал:
«Почему великое Дао трудно познать и трудно осуществить?» Чжун сказал
В ответ: «Окольными путями и низкими способами
Легко добиться эффекта, и в миру их множество.
Они передаются от одного к другому. Хотя их никто не понимает,
Они входят в обычай и наносят вред великому Дао».
Люй сказал: «А кто уже познал окольные пути и низкие способы,
Может ли тот сподобиться
Узнать о великом Дао?»
Чжун сказал в ответ: «Корень Дао –
Отсутствие вопросов, корень вопросов отсутствие согласования.
Коль скоро истинное начало
Определено, великая простота уже рассеялась. Дао
Рождает Единое. Среди тьмы вещей
Самая одухотворённая, самая ценная – человек.
Только человек доискивается принципа тьмы вещей
И исчерпывает природу
Собственной единичности; доискиваясь принципа и исчерпывая природу,
Осуществляет своё предназначение,
Блюдёт во всей полноте предназначение
И сохраняет жизнь, тем самым
Соединяется с Дао,
По крепости становится равным Небу и Земле и, подобно им, обретает
Долговечность». Люй сказал, вопрошая:
«Небо и Земля вечны, они существуют искони, и им не будет конца.
Человек же живёт
Самое большое сто лет,
Даже достигшего семи десятков лет
Редко встретишь. Почему Дао
Существует только для Неба и Земли, а от человека отдаляется?»
Чжун сказал в ответ: «Не Дао отдаляется от человека,
А сам человек
Отдаляется от Дао.
А отдалившийся от Дао
Не знает
Способов пестования своего предназначения. А не знающий
Этих способов тратит силу несвоевременно.
А тратящий силу несвоевременно не постигнет пружины Неба и Земли».
[Выдержки из книги «Чжун Люй чуань Дао цзи»].
Что же называется «пружиной Неба и Земли»?
Да это законы движения Неба и Земли.
Человек живёт между Небом и Землёй, человек – это маленький Космос,
Микрокосм.
Человек испытывает влияние макрокосма
И находится под его контролем,
И если при изучении Дао не понимать законов
Неба и Земли, действовать несвоевременно
И без знания определённых методов,
Изучение будет безуспешным. Когда полируешь грубую природу,
Сама собой проявляется изначальная природа.
Когда отказываешься от суетности сердца,
Тебе остаётся истинное сердце.
Надо вернуться к естественности.”
См. Естественность или спонтанность
ДАО (У-ВЭЙ)
См. Недеяние – свобода от дел; Сердце (путь сердца – древнее учение Дао)
ДАО ВОИНА – БУШИДО
“Особый образ жизни [самураев],
Известный под названием
Бушидо [яп.] – «Дао воина», который, в сущности, представляет
Собой Дзэн, применённый к искусству войны.”
См. Дзэн (гуань)
ДАО ДЭ ЦЗИН
“«Дао дэ цзин»
(кит.). Буквально, «Книга о Совершенстве Природы». «Книга
Пути и достоинства» или «Книга о Пути и Силе», написанная великим
Философом Лао-цзы. Это своего рода космогония,
Включающая все основные доктрины
Эзотерического Космогенезиса.
Как выразился известный китаист
Гийом Потье: «Человеческая Мудрость никогда не применяла язык
Более святой и глубокий».”
См. Эзотерическая философия; Книга
ДАО И ДЭ
“Дэ – это, собственно, не определённый образ поведения
Человека,
А возможности, которыми он обладает.
Человек Пути, достигший Дао,
Обладает «высшим Дэ», высшей силой духа, благодаря которой
Он способен совершать действия,
Выходящие далеко за пределы
Воображения обыденного сознания.”
См. Медитация – достижение «пределов мира»; Свет (стать светом)
“Дэ (кит. иероглиф «дэ» имеет значения:
Духовная чистота, безупречность, сила духа, благословение свыше,
Милость, истина,
Идеал, свойство, качество; содействовать, делать правильным,
Подниматься,
Восходить, выражает собой
Саму жизненную силу, это то,
Благодаря чему можно воспринимать мир и действовать в нём...”
См. Путь Лао-цзы; Настроение духа; Путь Дао; Дао – путь
ДАО И ДЭ (БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ)
“Надо научиться быть
Человеком, то есть совершать хорошие дела и не совершать плохих.
Это называется накоплением Дэ:
Накапливая мастерство и накапливание Дэ,
Потом естественно вступаешь на Путь.”
“В наследии «Лао-цзы» сказано:
«Побеждающий
Себя становится сильным». В «Книге Перемен» есть слова:
«К Дэ приходят благодаря
Верности и чести».”
См. Совершенствование (люди пренебрегают Дао)
ДАО И ДЭ НЕЛЬЗЯ КУЛЬТИВИРОВАТЬ ИЛИ ИМИТИРОВАТЬ
“Неопределимое Дао является разумом,
Который оформляет мир, причём с искусством, превосходящим
Возможности нашего понимания.”
“Когда человек научился отпускать свой ум так, что тот начинает
Действовать со всей присущей ему от природы цельностью и спонтанностью,
В человеке начинает проявляться особого рода свойство или сила,
Которую называют дэ. Дэ есть естественная и спонтанная сила,
Свойство, которое нельзя культивировать или имитировать
Каким-либо сознательным образом.”
“В конечном счёте получается, что дэ – это немыслимая
Искусность и творческая сила
Естественной и спонтанной деятельности человека – сила,
Которая блокируется, когда пытаются овладеть ею посредством
Какого-то формального метода
Или приёма.”
См. Подражание духовности; Естественность или спонтанность
ДАО И СТРАДАНИЕ
См. Сверхчеловек (страдание сверхчеловека)
ДАО НЕ ИМЕЕТ ИМЕНИ
“Лао-цзы говорит, что всё,
Что может быть отнесено к категории «того»
Или «этого», не может быть дао. Дао не имеет имени.”
См. Путь Лао-цзы
ДАО ПОСТОЯННО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ НЕДЕЯНИЕ
“Дао постоянно осуществляет недеяние.
Однако нет ничего такого, что бы оно не делало.”
(Дао дэ цзин 37).
См. Недеяние – свобода от дел; Книга Дао дэ цзин
ДАО РАЗУМНО
“Между субъектом и объектом, организмом и окружением,
Ян и Инь проявляется гармонизирующее и стабилизирующее отношение,
Называемое Дао, – которое разумно,
Но не потому, что наделено эго, а потому что это
Ли [кит.], органическая структура.”
См. Инь и ян; Радость (лэ)
ДАО СВОБОДНО
“Великий порядок свободен от распорядка.”
(Лао-цзы «Книга о Пути и Силе», 28 стих).
См. Недеяние – свобода от дел; Планирование; Дао и Дэ; Непривязанность (не связан)
“Дао всегда свободно от стремления
К делам, а также свободно и от безделья.”
(Лао-цзы «Книга о Пути и Силе», 37 стих).
См. Покой учит главному; Путь Лао-цзы; Знание без слов; Медитация – достижение «пределов мира»
ДАО – ВЕЧНОЕ НАСТОЯЩЕЕ
“Вечное настоящее и есть «вневременное»,
Неспешное течение
Дао...”
См. Настоящее
ДАО – ПРЕДЕЛЬНАЯ ОТКРЫТОСТЬ
“Дао – это пустота, предельная открытость, которая не есть ни идея,
Ни факт, ни сущность и потому не может быть предметом
Какого бы то ни было знания.
Оно есть скорее присутствие пространства,
Которое делает возможным наличие всех вещей...”
См. Пустота – источник
“Правда дао –
Не идея, не опыт, не факт, не данность,
А способ отношения к миру: предельная открытость
Предельной открытости
Бытия. Дао –
Путь «тайного опознания» реальности,
О которой
Никто не может помнить.”
См. Отношение к миру
ДАО – ПРОСВЕТЛЕНИЕ
“Дао –
Это совершенное просветление:
И всё, что мы можем сказать о дао,
В равной мере относится и к просветлению.
Дао выходит за пределы
Логического понимания и сферы деятельности интеллекта.”
См. Просветление – «увидеть своё лицо до рождения»; Самадхи-праджня
ДАО – ПРОСТОТА
“Даосские мудрецы стремятся
К мистическому тождеству с великим образцом природы, безличным Дао,
Которое достигается посредством медитации и транса.
При достижении единства с природой и её Дао мудрец лишается
Имени и формы, становится простым, и, как это ни парадоксально,
Приобретает дэ, которое можно перевести
Как «добродетель» или «сила».
В состоянии ничегонеделания (у-вэй) он достигнет всего,
Когда непроизвольно соединится с природой и обретёт
Свою исконную Самость.”
См. Транс; Простота – полнота; Мудрость (дайен-кети – зеркало мудрости); Мудрый человек устраняет знание о мире
ДАО – ПУТЬ
“«Дао» (путь, дорога, средство, способ, идея,
Основание; говорить, проистекать из,
Держать путь из,
Вести за собой, течь)...”
См. Путь Лао-цзы; Дао и Дэ; Воин следует воле Дао; Путь Дао
ДАО – ПУТЬ (ПРЕБЫВАНИЕ В ПУТИ И СЛОВЕСНОЕ СООБЩЕНИЕ)
“Любопытно, что в классическом китайском языке это слово обозначает
Одновременно пребывание в пути и словесное сообщение. Дао –
Это и движение человеческого духа, и его само-свидетельствование,
Возможное лишь там, где человек доверяет себе и, следовательно,
Требующее искренности. Дао есть сам акт про-из-растания и про-из-речения человека,
В котором человек
Сам себя превосходит и себя познаёт,
Сам живёт
И сам оценивает свою жизнь.”
См. Само; Слово (сказанное к месту слово)
ДАО – ПУТЬ (ЧЕЛОВЕК ПОДОБЕН НЕБЕСАМ И ЗЕМЛЕ)
“На этом пути (высший) человек становится подобен небесам и земле;
Он не во вражде
С ними. Мудрость его обнимает всё сущее, и Дао его
Вносит порядок
В мир; поэтому никогда он не блуждает
И не ошибается.
Во всём он деятелен, но не позволяет себе увлечься
Чем бы то ни было.
Радуется он небесам и умеет познать судьбу,
А потому
Сердце его свободно от тревог и забот.
Доволен он,
Что бы с ним ни случилось, доброта его непритворна, а потому обладает он
Способностью любить.”
(И цзин. Большой комментарий 1.4.3).
См. Доля (благонравный не мечтает о лучшей доле); Мудрость – отсутствие отождествления; Радость (лэ); Судьба (быть довольным судьбой)
ДАОСИЗМ
“Даосизм – это учение, рождённое и выросшее
На китайской почве.
Его прямая и самая общая функция среди людей нижнего
Из трёх миров состоит в познании законов природы, пестовании жизни,
Профилактике болезней и продлении жизни;
В том, чтобы на основе гармонизации
Человека и природы, человека и общества принести развитие в процветание
Нации, расцвет цивилизации
И прогресса.”
ДАОСИЗМ (2 ВИДА ПОВСЕДНЕВНОСТИ)
“Учитель Даньян произнёс: «Вы никогда не должны забывать
О повседневных делах.
Есть два вида повседневности – внешняя и внутренняя. Внешняя
Повседневность замечает
У других много ошибок, а себя похваливает
За уже приобретённое Дэ, ревнует к мудрости, завидует таланту.
В устремлениях её нет светлого огня,
Мысли суетные, появляется желание всех победить, представление о своём
«Я» ложное, ненависть и любовь
Различаются только на словах.
Внутренняя повседневность забывает о подозрительности, но не забывает
О внутреннем. С ней плывёшь, как на облачке: она очищает
Сердце, освобождает его от желаний, нет ни привязок,
Ни препятствий, ни приукрашивания,
Ни выдумок –
Истинная чистота и истинный покой, вольность и независимость».”
См. Ревность
ДАОСИЗМ («ЗАРОЖДАЮЩЕЕСЯ» И «СОКРОВЕННОЕ»)
“Чтобы воспитать человека требуется много лет. Когда говорят
О квинтэссенции внутреннего и внешнего мастерства,
Всегда имеют в виду «зарождающееся» и «сокровенное». Зарождающееся –
Это что-то едва заметное, мельчайшее,
Это предзнаменование
События
И его ключевой момент. Сокровенное –
Это нечто тончайшее, глубинное,
Это самая суть. В «Лао-цзы»
Говорится: «В древности умелые мужи
Доходили до сокровенного и тайного,
Скрытого и всепроницающего».
В «Гуань Цзы» говорится:
«Чтобы сердце было на месте,
Думай о том, чтобы мог понимать не только в грубом.
Чтобы уйти от грубого,
Разбирайся в сокровенном и тайном,
Потому что в совершенствовании главное –
Дойти до сути». Чтобы овладеть зарождающимся и сокровенным,
Совершенствуют
Природу сердца и жизнь. Вершка недостанет –
Потеряешь
Тысячу вёрст. Не разберёшься в зарождающемся
И сокровенном – не достигнешь высшего мастерства.”
См. Дзэн (30 лет изучения Дзэн); Сердце – место Сущности; Сокровенное
ДАОСИЗМ («И ЦЗИН»)
“И конфуцианцы, и даосы почитают
«И цзин» – «Книгу Перемен». Причём конфуцианцы
Сосредоточивают своё внимание
На философских принципах,
Содержащихся в «И цзин». Они на протяжении
Нескольких тысячелетий комментировали
Эту книгу
И написали огромное множество произведений
О философских принципах. Даосы же, уделявшие главное внимание
Инструментам и методам познания,
Подходили к «Переменам» более утилитарно.”
См. Книга Перемен
ДАОСИЗМ («ИСКУССТВО ЩИТА»)
“Когда используешь «щит», чтобы скрыть свою форму,
Зачем отворачиваться и прятаться [т.е. двигаться с места]? Не только ночью
Тот, кто смотрит,
Не увидит, но и средь бела дня обычный человек этой формы
Углядеть не сможет.
«Щит» – это искусство прикрываться щитом,
В котором используется приём,
Неизвестный обычным людям, для сокрытия своей формы. Видится
«Отсутствие», а в «отсутствии» есть «наличие»,
Очень большое «наличие»
Или очень маленькое: люди смотрят, но всё равно не видят.
Главное в этом приёме – перемены,
Это – магическая техника, которой владеют
Только люди «среднего из трёх миров».”
См. Вещи (кризис человечества)
ДАОСИЗМ («СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В ВЫПЛАВЛЕНИИ»)
“Термин,
О котором следует упомянуть, – «совершенствование в выплавлении»
(Сю лянь). В традиции даосского самосовершенствования используются
Терминология и образы алхимии.
Это связано с тем, что развитие
Даосских техник шло по пути создания
«Пилюль», «снадобий» и «эликсиров» из растений, металлов и минералов,
Которые должны были обеспечить адептам здоровье, долголетие
И даже бессмертие.
Уже тысячу лет существуют техники внутренней алхимии.
Это алхимия духа, человек здесь должен выплавить собственное единство,
Единство бессмертного микрокосма, из отдельных
Составляющих его энергий
И частей.”
См. Смирение Хэ Датуна
ДАОСИЗМ («ТРИ ТРУПА» И «ТРИ ЧЕРВЯ»)
“В даосизме считается, что внутри тела существуют
«Три излишества», называемые также «тремя трупами».
Все они вредны для человека. Верхний труп зовётся
Излишеством Украшенного – это любовь к драгоценным вещам;
Средний труп зовётся Излишеством Простого – это любовь
К вкусному; нижний труп называется Излишеством Крепости – это любовь
К плотским утехам. Также даосы полагают, что в человеческом теле есть
«Три червя». Верхний червь живёт в мозгу, средний –
В светлом дворце (Минтан)
Между бровями,
А нижний – в желудке. Это тоже демоны –
Отравители человека. Три червя живут за счёт ци пищи,
И если хочешь их извести, нужно прервать ци пищи,
А если хочешь
Уничтожить «три трупа», надо вовсе
Отказаться от еды.”
ДАОСИЗМ (БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ)
“Патриарх Люй (Дунбинь)
Создал «Стелу ста знаков», в которой поётся: Пестуй ци
И заветы молчания блюди,
Покори своё сердце отсутствию дел,
А смутится покой – патриархов своих помяни.
Больше них в безмятежности кто преуспел?
Мыслям истинным должно вещам отвечать.
Чтобы им отвечать,
С заблужденьями надо проститься
И сердечной природы хозяином надобно стать.
Овладеешь природою сердца – и ци воротится.”
См. Безмятежность
ДАОСИЗМ (ВОЗВРАЩЕНИЕ К МЛАДЕНЧЕСТВУ)
“Когда погрузишься в покой,
Посторонние мысли устраняются, покой
Доходит до предела
И рождается движение.
В это время
В голове начинают появляться различные видения.
А закрыв глаза, можно разглядеть чрезвычайно отчётливые картины.
Эти картины –
Не иллюзия. Просто мозг начинает воспроизводить действительные картины,
Виденные в прошлом, – это и есть воспоминания.
Обычно люди, вспоминая
Прошлое, не видят таких чётких изображений,
Но когда овладеешь мастерством погружения
В покой, это становится тебе доступно. Постепенно ты сможешь увидеть
И некоторые очень давние события,
Которые ты никак не мог зафиксировать
С помощью памяти, но теперь ты и их будешь видеть
Отчётливо. Эти события можно отодвигать всё
Дальше в прошлое, вплоть
До детских лет. А происходит это потому, что в твоём
Мышлении возник обратных ход.
Это и называется возвращением к младенчеству
В воспоминаниях о прошлом. Когда мышление
Идёт назад,
Говорят, что «вспоминают», а на самом деле «смотрят назад»,
Видят отчётливые изображения. И этого не надо бояться,
Пусть оно изменяется
Как угодно, но непременно
Надо смотреть внимательно, нельзя ни в чём допускать небрежности.”
См. Вспоминание
ДАОСИЗМ (ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ИНТУИЦИИ)
“В даосском тренинге мышления
Ключевой момент – высвобождение
Интуиции. Интуиция –
Высшая форма движения мысли.
Но её не приобретёшь ни из
Мирского жизненного опыта, ни из
Книг.
Она формируется постепенно
Только в процессе совершенствования
В выплавлении.
Лишь после этого
Её можно использовать активно. Некоторые вещи
Нельзя передать словами или на письме, их можно
Почувствовать, и только лично.
Интуиция,
Просветление, мгновенное озарение. Наверное, каждый
Человек на собственном опыте испытывал на себе действие этих факторов.
Их существование не отрицает никто.
И люди, совершенствующиеся в Дао,
Сосредоточены именно на этих
Скрытых возможностях человеческого мышления.
Покой способен порождать мудрость.
Многие люди,
Занимающиеся сидячей медитацией и закладывающие основы
Совершенствования в выплавлении, знают это по своему опыту.
Так называемые «возлелеивание единого, сохранение покоя и искренности»
И «безмолвная неподвижность» –
Отнюдь не просто глупое сидение от скуки, подобно камню
Или деревянному столбу. Пустота не значит,
Что ничего нет; неизменность не значит, что всё мёртво.
Наоборот,
В пределе пустоты, покое и искренности скрываются
Основы тьмы вещей, пружины творчества. Это исконное состояние
Ума, корень сердечной природы. Благодаря своей чистоте, покою, ясности,
Высокому единству, отсутствию заблуждений и слепоты, спонтанному
Недеянию оно представляет собой самое замечательное состояние
Человеческого мозга. Что же касается людей, обладающих основами
Совершенствования в выплавлении, то при условии
Сохранения сверхспокойного состояния ума,
Интуиция у них, может проявляться
Не только во время медитации,
Но и тогда,
Когда они погружены в напряжённую работу.
Все даосы
Обладают способностью предчувствия. «Достижение
Предела пустоты, сохранение
Покоя и искренности» – это высокое состояние
Человеческого головного мозга. Отсюда рождается
Интуиция. Интуитивное мышление не недостижимо, его можно
Совершенствовать в выплавлении.
Слова древних:
«В глубоком и постоянном
Безмолвии приходит понимание» –
Высокое обобщение,
Относящееся к интуитивному мышлению.”
См. Интуиция; Предвидение; Пустота не пуста; Созерцание – ясное зеркало; Суетные мысли
ДАОСИЗМ (ДУХ В ТЕЛЕ)
“Нужно контролировать сердце
И пестовать природу сердца,
Сосредоточивать ум
И собирать дух
В любой самой отвратительной обстановке
[В жаре или холоде, на кладбище, на помойке и т.д.]
И заниматься не отвлекаясь.”
“Человек Беспредельного Дао сказал: –
Древние говорили, что дух в теле всё равно что государь
В стране. Если дух беспокоен внутри, вовне теряется форма. Это так же,
Как государь теряет разум
Наверху, в стране начинается смута внизу. Благородный муж знает:
Чтобы укрепить форму,
Надо опираться на дух, а духу для существования нужна форма.
Поэтому совершенствование природы
Сберегает дух, стойкость сердца сохраняет целостность тела. Когда форма
И дух близки друг другу,
Это на пользу
И лицу, и подкладке.
Умение жить разумно – это чистая пустота и спокойная
Гармония,
Уменьшение корысти и ограничение желаний.
Внешние вещи перестают волновать сердце; шэнь и ци
Чисты;
Бескрайняя невозмутимость, тихое безмыслие сохраняются
С помощью единого, пестуются с помощью гармонии; мир и порядок
С каждым днём возрастают;
За этим следуют общее благоденствие и великий лад.”
См. Благородный муж; Дух и человек; Третий глаз («пещера небесного глаза»)
ДАОСИЗМ (ИЕРОГЛИФ ДАО)
“Учитель сказал: – Великое Дао прежнего неба не имело
Формы и образа,
Не имело ни начала, ни конца. Произвольно его изобразили иероглифом Дао.
Он таит в себе массу значений. В иероглифе Дао
Сначала пишутся две точки: левая представляет
Солнце, а правая – Луну, они обнимают
Друг друга, как инь и ян на схеме великого предела.
Эти две точки – образ Солнца и Луны в небе,
Воды и огня на земле. А в человеке это два его глаза. Ниже
Двух точек пишется иероглиф и – «единое».
Это единое задаёт всему пример. Ещё ниже пишется иероглиф цзы – «сам»,
То есть ты сам.
Значит, небо и Земля, солнце и луна, тьма вещей собираются в тебе самом,
Дао не отдельно от тебя самого.
Все эти линии вместе составляют
Иероглиф шоу, то есть голова. Его смысл в том, что изучение Дао –
Первое и важнейшее дело
В Поднебесной, хорошее дело.
Последним пишется иероглиф цзоу, то есть идти.
Чтобы вокруг тебя само собой вращалось колесо закона, веди
Себя в соответствии с Дао,
И Поднебесная пойдёт в соответствии с Дао.
Это и есть значение иероглифа Дао.
Учитель продолжил рассказ: –
Наша китайская религия даосизм была
Создана Лао-цзы.
Квинтэссенция учения в иероглифе Дао:
При постижении законов Дао
Главное – покой.
Секрет иероглифа «покой» в том,
Что его принцип неисчерпаем: вверху он может помогать
В творении сущности вещей, внизу может обнимать
Собой всё; Небо, Земля, Человек в нём иссякают.
Мирской человек умеет только говорить о покое,
Но не способен по-настоящему
В него погрузиться, потому что не отыскивает корня и источника покоя.
Источник покоя же – пустота.”
См. Покой; Внутренний свет; Пустота – источник
ДАОСИЗМ (МАСТЕРСТВО РАВНОВЕСИЯ)
“Мастерство равновесия
Относится к мастерству внешнего движения
И возникло благодаря эволюции более древнего искусства дыхания.
Оно состоит в том, что совершенствующийся, используя взаимосочетание
Круговых движений конечностей и тайных приёмов дыхания,
Через мысли, через дыхание
Ии через поры тела обменивается энергией ци
С растениями, животными, людьми,
А также с другими природными объектами.
В названии,
Принципах и приёмах этого мастерства
Воплощена глубокая философская идея
Рассмотрения отношений человека с другими предметами внутри системы
С точки зрения целостности макросистемы,
Осмотрительного и всестороннего регулирования этих отношений,
Достижения целей пестования жизни, здоровья и долголетия
При предпосылке ненанесения вреда равновесию
Целого, путём выявления
И широкого использования ци, нужной для себя, и создания
Нового равновесия
Между собой и внешним миром.”
См. Философская идея
ДАОСИЗМ (МАСТЕРСТВО УКРЕПЛЕНИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ)
“Внутреннее мастерство укрепления
Умственных способностей
Подразделяется на «три мастерства»
И «девять приёмов». «Три мастерства» –
Это «Мастерство трёх бессмертных» (мастерство
Сидячей медитации в покое), «Мастерство
Равновесия» (мастерство внешнего движения) и «Мастерство
Сна» (промежуточное мастерство).
«Девять приёмов» – это «приёмы
Диагностики болезней», «приёмы
Лечения болезней», «приёмы
Передачи одухотворённости», «приёмы
Утверждения сердца», «приёмы
Утверждения государя в воскресении из мёртвых», «приёмы
Превращения в бессмертного», «приёмы
Прерывания терзаний души» и «приёмы
Поддерживания образов».
«Приёмы укрепления умственных способностей»
Подразделятся на девять шагов: первый
Шаг – возвращение к младенчеству в воспоминаниях о прошлом,
Второй – ясное различение истинного и ложного,
Третий – очищение духа шэнь и воли,
Четвёртый шаг – знание своих перспектив,
Пятый – голодание ради жизни,
Шестой – переодевание в новую одежду,
Седьмой – наблюдение и раскрытие небесного механизма,
Восьмой – обращение в космическом мире и, наконец,
Девятый шаг – восхождение на Луну, чтобы высматривать дорогу.”
См. Совершенствование (люди пренебрегают Дао); Умственное развитие
ДАОСИЗМ (ПОДВИЖНИЧЕСТВО ВЕЛИКОГО ДАО)
“Человек как родовое существо, по воззрениям даосов, подобен Космосу,
Это «Монада полной информации» о Космосе
Как упорядоченной Вселенной. Разные уровни существования Космоса
Имеют микроаналоги в человеке:
Не в одном его трёхмерном теле, а в человеке
Как целостном живом существе, микрокосме.
Стать микрокосмом,
Привести все проявления своей жизни в гармонию с Космосом –
Вот в чём состоит подвижничество
Великого Дао.”
См. Микрокосм – человек
ДАОСИЗМ (ПРЕУМНОЖЕНИЕ ЗАСЧИТЫВАЕМЫХ ЗАСЛУГ)
“Для совершенствующегося в Дао первое дело – расширение
И преумножение
Засчитываемых заслуг, которые зависят
Не от уровня мастерства, а от количества сделанных
Добрых дел.
В спасении всего живого надо следовать Дао, а не Небу, здесь
Совершенствование сердечной природы важнее
Совершенствования тела.
Делать добрые дела
И не ждать
Вознаграждения за них – это служит накоплению Дэ,
А будет высоко Дэ,
Будут высоки и заслуги.”
См. Сознание (расширение сознания); Бескорыстная деятельность
“Некогда патриарх Люй всегда говорил:
«Если человек способен верно служить своей стране, быть
Почтительным сыном и братом
В семье, если ему верят друзья, если он справедлив к младшим,
Не распущен, требователен к себе
И этим способствует упорядочению вещей,
Если тайными добрыми делами благоприятствует Небу, любит людей
И почитает духов, то стоит ему только подумать об этом,
Как он будет вместе
С нами, хотя бы мы ему и не были видны».”
См. Заслуги
ДАОСИЗМ (У ЧЕЛОВЕКА 10 ДУШ)
“По традиционным представлениям китайцев, у человека десять душ –
Семь небесных душ хунь,
Которые после смерти поднимаются вверх и могут стать духом шэнь,
И три земные души «по», которые уходят в землю и могут стать демоном гуй.”
См. Жизнь после смерти
ДАОСИЗМ (УЧЕНИЕ ДАОСОВ-БЕССМЕРТНЫХ)
“Учение даосов-бессмертных –
Течение религиозного даосизма, включающее
В себя философско-этические аспекты
Вв сочетании с физико-физиологическим комплексом (с элементами
Алхимии, гимнастики, дыхательных упражнений, диеты, сексуальной
Практики и т.д.),
Направлено на достижение бессмертия, которое понимается как вознесение
На небо
И приобщение адепта
К бессмертным небожителям.”
См. Бессмертие достигается; Небеса Сукхавати
ДАОСИЗМ (УЧЕНИЕ ЧИСТОЙ ВОДЫ)
“Учение Чистой воды – разновидность религиозного даосизма
С элементами магической
Практики.”
ДАОСИЗМ И БУДДИЗМ
“Даосизм и буддизм ищут ответы на одни и те же вопросы: как человеческую
Эфемерность трансформировать в космическую вечность?
Как человеческую ограниченность
Трансформировать в космическую безграничность?
В чём сущность Космоса? Будда называл её пустотой, Лао-цзы – Дао.
В чём высший идеал
Человека? Буддисты говорят –
Во вступлении через нирвану в мир предельной радости. Даосы говорят –
В достижении через совершенствование в выплавлении высшего
Из трёх миров, в превращении в небожителя.
Музыка разная –
Работа одна и та же,
Это равно драгоценно.”
ДАОСИЗМ – ПУТЬ
“Согласно даосизму, основой миропорядка является Дао (Путь). Пути
(Дао) следуют небо, звёзды, планеты, Земля,
Одушевлённые существа
И неживые предметы. Движение по этому пути
Неизменно. Никто и ничто не может уклониться
От предначертанного ему дао. Все несчастья
В жизни людей происходят от попыток уклонения от его предначертания.
Поэтому задача человека – постичь своё индивидуальное дао, понять,
Вв чём заключается его истинное предназначение.
Основной стержень даосизма – учение
О бездействии («у-вей»), призыв вернуться к простоте и естественности,
Для чего людям необходимо
Освободиться
От себялюбия и общественных цепей (мнений, правил,
Условностей, ритуалов),
Закрепощающих дух.”
См. Предрассудки и предубеждения
ДАОСИЗМ – ПУТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ
“Даосизм – это чисто
Китайский путь освобождения, который, слившись
С индийским буддизмом
Махаяны, породил дзэн-буддизм.
Даосизм – это освобождение
От конвенций [обычного мирского образования] и высвобождение
Творческой силы «дэ». Всякая попытка описать
И сформулировать его в словах
Или в последовательных мыслительных знаках с неизбежностью
Приводит к неминуемому его искажению.”
См. Буддизм Махаяны; Дзэн-буддизм
ДАОСЫ
“Даосы – последователи Лао Цзы
(VI в. до Р.Х.), положившего своей книгой «Дао дэ цзин»
Начало религии даосизма, определяющей мир, как проявление
Великого творящего Принципа –
Дао,
А жизнь сознательного индивидуума – как познавание Дао
И достижение гармонии, полного слияния с Дао
Через созерцание,
Отказ от страстей и скромную деятельность на общее благо.”
См. Гармония – счастье; Мудрый; Покой учит главному; Путь Лао-цзы; Знание без слов; Освобождение от «я»; Свет (стать светом); Довольство
ДАОСЫ (10 ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТ СУЩНОСТИ ДАО)
“Сущность Дао поколения даосов обобщили в виде 10 его характерных черт:
1.Чистого небытия,
2.Беспримерной чистоты,
3.Спонтанности,
4.Простоты,
5.Примитива,
6.Лёгкости,
7.Чистого покоя,
8.Недеяния,
9.Мягкости и слабости,
10.Не соперничества.
Когда эти черты воплощаются в человеке, это и есть высшее Дэ.
Высшее Дэ – это антропоморфизация Дао.
Воплощение Дао
В человеке и есть по сути Дэ.”
См. Дао и Дэ
ДАОСЫ (3 ГРУППЫ, 6 СТУПЕНЕЙ)
“По правилам даосизма, человек, следующий Великому Дао,
Называется человеком Дао,
Он «телом и душой подчинён принципу», следует только Дао,
Следование Дао считает своим служением, потому называется даосом.
В древности Даосы
Делились на шесть ступеней:
1) истинные небесные даосы;
2) даосы – святые небожители;
3) даосы, живущие отшельниками в горах;
4) даосы, оставившие семью;
5) даосы, живущие в семье;
6) даосы, приносящие жертвы вином.
Ещё даосы имеют имена, соответствующие тому, как они следуют Дао.
В целом можно разделить даосов
На три группы:
Первая – даосы, живущие отшельниками в горных пещерах, которые
Преимущественно работают
Над выплавлением и постижением Дао,
Превращая своё тело в объект экспериментов, обобщают
Опыт по достижению долголетия и осваивают
Законы изменения
Всех вещей в Космосе.
Вторую группу составляют даосы, созерцающие Дао;
Они похожи на сотрудников
В современных научных институтах;
Их главная задача
Заключается в том, чтобы хранить, приводить в порядок и изучать
Даосские классические книги,
Исследовать по ним теорию даосизма.
К третьей группе относятся даосы, живущие в семье, называемые также
Мирянами.
Они совершенствуются дома и, из-за различных помех социального
Характера, естественно, не могут сравниваться
По мастерству с даосами, живущими в горах.”
ДАОСЫ – ВЫСОКИЕ ЛЮДИ
“Велика Поднебесная, и в ней всегда есть высокие люди. Великая
Прямота подобна кривизне, великая
Ловкость подобна не искусности, великое
Красноречие подобно косноязычию, великая
Мудрость подобна глупости.”
См. Благородный человек; Простота; Естественность
Свидетельство о публикации №125022602659