Новизна В. Бабича Путь к гармонии
В поисках настоящего поэта мне пришлось перенестись сначала в самиздат, в других местах поэзия как-то не приживается, а потом, как и выяснилось в славный город Минск, где и обитает Виталий Бабич. И путешествие оказалось очень удачным, интуиция не подвела, для себя я открыла не просто замечательного поэта, хотя и они встречаются в последнее время крайне редко, а философа со своим мировоззрением и очень близкой мне философией В.Соловьева и А.Блока.
Поэты, хорошие поэты, делятся на две категории, прочитал, порадовался, закрыл, и те, к творчеству которых очень хочется вернуться снова и снова. Вряд ли сразу можно охватить вниманием целый сборник, движение происходит постепенно, но появляется желание открыть книгу снова и снова, ведь такая поэзия не линейна, в ней много чего скрыто даже от внимательного читателя. И конечно, хочется поизучать личность самого поэта. Никогда не верила, что человек написавший хорошие, очень хорошие стихотворения не интересен сам, мне лично очень интересен, и вы это прекрасно знаете. Хороший человек может и не писать стихов, но поэт написавший классные стихотворения, не может не быть хорошим человеком, в том нет сомнения.
Пробежавшись по бескрайним сетям интернета, выяснила, что Виталий Бабич в Белоруссии человек известный, занимался многим, и музыка в его власти, и гитара просто поет в умелых руках, и газету университетскую он выпускает, и редактор классный – интернет ничего от нас не утаит. А еще, судя по многочисленным фото – очень артистичная и яркая личность наш герой. А что для меня лично очень и очень важно – поэт, стремящийся к гармонии в жизни и в окружающем мире, и в музыке, и в поэзии. Поэт, растворившийся в природе, как всегда бывало у Б.Пастернака, и одновременно «мыслящий тростник», не песчинка мироздания, а именно человек разумный, а потому стремящийся к гармонии, чего всем нам так не хватает сегодня и просто не остается в этом странном мире.
Но продолжим листать «Новизну» Виталия Бабича, и вникать в каждую строчку:
Обновление
Средь желтизны цветов, тянувшихся до неба,
Там, где река рисует свой вираж,
Казалось мне, что раньше я здесь не был,
Как будто связь времён оборвалась.
Мне пели птицы о Любви и Свете,
И ветер эти трели окрылял —
Я, вдохновлённый, Рай земной здесь встретил.
И новых сил открылся мне причал…
Пусть будни и заботы отдыхают:
Мой ум — от них,
Они же — от сует!
Пусть душу только Радость окружает!
И ничего плохого рядом нет…
И с этим лёгким, светлым впечатленьем
Вольюсь я вскоре в городской поток,
Спокойствием,
Гармонией,
Терпеньем
Наполню быстротечных дней исток…
7 августа
За строчками слышится музыка, даже пение, настолько все гармонично и похоже на поэзию «заговоров и заклинаний», как определил подобную философскую лирика А. Блок.
Поэзия такой была в древности, такой она должна была оставаться и потом, но происходили какие-то разрушительные процессы, лишившие ее той самой музыки. А порой и сами поэты не понимают и не чувствует этого, а то и играют в поддавки со своими читателями, и только немногие из них преодолевают эту высокую планку. Тогда и звучат пронзительные строки, цепляющие, волнующие тех, кто в них погружается.
Это поэзия иного порядка, так непривычна она в нашем мире, где гремят взрывы, и звучит напористая гражданская лирика, как и всегда бывает в смутные времена.
Но если заглянуть в немного грустные глаза А. Бабича на многочисленных фотографиях, то яснее видно, что он точно не от мира сего. Он послан в этом мире, чтобы напомнить глухим и потерянным в этом мареве людям о Вере, Надежде, Любви, что уже само по себе очень много, но еще и о Гармонии, что уж совсем нами никак не воспринимается. А забывшие о ней погружены в хаос, страдания, в чувства с привкусом полыни. В этом нет ничего удивительного, слишком долго и упорно нас к этому вели великие поэты наши От дуэли и гибели А.С. Пушкина, к декадансу, к социалистическому реализму. Все изменилось в тот момент, когда нам вернули творчество поэтов серебряного века, когда оно стало частью, очень значимой частью литературной жизни. Это была настоящая поэзия, но не стоит забывать, в какие времена она появилась на свет. «Рожденные в года глухие, пути не помнят своего» определяет это время З. Гиппиус. И мы, прожили уже четверть нового века, прежде чем что-то начало меняться в мире.
Именно по созидательному пути пытается нас вести В. Бабич, в чем не трудно убедиться.
Следующее стихотворение так и называется «О гармонии», значит предугадано мной, и предсказано им все правильно:
О гармонии
Когда к гармонии пришли душа и тело,
И нет в сознаньи никаких противоречий,
Тогда идёшь вперёд легко и смело
И не сгорают силы, словно свечи,
И всё становится тогда простым и ясным,
Как для ребёнка дважды два — четыре,
И каждый миг рождается прекрасным,
И больше красоты заметно в мире!..
7 августа
Оба эти стихотворения, судя по дате, написаны в один и тот же день в августе, месяце для меня (как и для Анны Ахматовой), очень тяжелом, ведь именно в августе великие поэты, смысл ее жизни, уходят от нас , сначала в страшных муках А. Блок, потом через пару недель расстрелян великолепный Н. Гумилёв – муж Ахматовой, пуля изготовленная рабочим, как он и предсказывал, сразила его наповал.
Август – время размышлений и воспоминаний для многих поэтов, наверное, в это время в последнюю очередь они думают о гармонии. А рецепт счастливой жизни по В. Бабичу очень просто на самом деле:
И каждый миг рождается прекрасным,
И больше красоты заметно в мире!..
И тут же вспоминаются знаменитые Пушкинские строки
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Август уводит нас в осень, но если добиться, достичь гармонии в мире и в душе, то «каждый миг рождается прекрасным. Только когда же мы с вами забыли об этом, почему погружаемся снова и снова в болото уныния? А поэты – в первую очередь.
Мне эта тема так близка, потому что в финале романа о Лермонтове «Смерть поэта – Маскарад» я пришла к таким же заключениям. Демон, каковым себя и считал мятежный гусар, погибает от незримой руки самого Пушкина именно потому, что наш Гений первым почувствовал, к чему приведет творчество того. кто пришел на смену, сильное и разрушительное, если Поэта оставить в живых, если он достигнет вершин небывалых, как и пророчили критики. Это желание убрать Демона, рассеять мрак всегда оставалось в душе нашего героя.
Мне казалось, что это только я так думаю, и очень обрадовалась, перечитав эти строки о гармонии. И ведь в романе века Воланд, вынужденный творить добро, потому что больше некому, дарит героям не счастье, а только покой – начальная стадия обретения гармонии.
Князю Тьмы тоже известна тайна вечная о том, что неспокойный человек не может быть счастлив, тогда для чего все в мире происходит, зачем нам жизнь сама дана?
Лермонтовское «А он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой» собственно о том же самом, только бросая и парусник, и душу в бурю, творец никогда не достигнет желанного, и ему, и всем нам это прекрасно известно. Но Лермонтов тот творец, который о гармонии не имел никакого понятия, ее нет ни в одном его творении.
Виталий говорит о гармонии, он так думает, так чувствует, и остается надежда на то, что он до неё дойдет. И не просто дойдет, но и нас туда приведет.
Когда Константина Кинчева спросили журналисты: - А куда вы ведете тех, кто пришел на ваши концерты, кто поверил вам, он затруднился ответить на этот по сути главный вопрос для музыканта, что меня в тот момент очень удивило. Вожак, властелин душ, понятия не имеет, куда идти, ну совсем как в русской сказке: «Поди туда, не знаю куда, принеси то. не знаю что. Не потому ли я так надеюсь на лучший исход у Виталия Бабича?
Стихотворение « Наедине с собой и миром» мне и вовсе показалось для нашего автора программным, посудите сами:
Наедине с собой и миром
Наедине с собой и миром
Душа вела свой диалог,
Устав от голода и пира,
От безмятежья и тревог.
Она хотела отрезвиться
Свободой —
каплей Бытия,
Водицей чистою напиться
Из Вдохновения ручья.
Она желала помолиться
Во храме
собственного «Я»
И от иллюзий отстраниться,
Как от потухшего огня…
Как ориентир среди дорог,
Как сотканная жизнью лира,
Душа вела свой диалог
Наедине с собой и миром…
30 октября
А не кажется ли вам, дорогой читатель, что это поэзия совсем иного измерения, чем привычная нам лирика? До таких откровений доходил очень юный М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Выхожу один я на дорогу», когда ему было чуть больше 20 лет, потому его и считали старшие товарищи гением.
Но в том случае в голосе поэта звучала все-таки трагедия одиночества, оторванности от мира, отрешенности, надрыва.
У Ю. Левитского есть строчки именно о Лермонтове:
Каким же ветром обдиралась эта кожа,
какое пламя видел он, какую тьму,
чтоб, словно жизнь безмерно долгую итожа,
в конце сказать —
«и зло наскучило ему»!
И вдруг мы перечитываем строки нашего поэта, и ничего такого там нет и в помине «печаль моя светла» - снова повторяю я Пушкинские строки.
Она хотела отрезвиться
Свободой —
каплей Бытия,
Водицей чистою напиться
Из Вдохновения ручья.
Разве это не состояние комфорта, отдыха, покоя предшествующего гармонии? А значит, это качественно новый этап – снова путь от Демона к /Ангелу, от Лермонтова к Пушкину
Мне вообще показалось, что это и есть монолог Ангела-хранителя, вырвавшегося из грешного мира, чтобы немного передохнуть.
И вспомнились строки Олега Чертова о том, что с самого начала творения мира Ангельская братия была отправлена туда, чтобы узнавать друг друга, чтобы среди чужих были родные души, они снова и снова встречались в менявшемся мире, находя друг друга в разных временах и пространствах. Если допустить, что наш поэт один из таких посланников, то немного легче становится на душе, и верится в то, что все еще будет, что объединившись со своими светоносными собратьями, он сможет дойти и нас довести до той самой гармонии.
А кому не хочется верить в такой поворот, за темным Средневековьем пришла же эпоха Возрождения. И не то ли это самое время наступает и для нас тоже, если история движется по спирали?
У лирического героя Виталий Бабича есть Душа, - это самое главное, потому что мы знаем, убеждаемся в том, что в этом мире «так много тел и так мало душ» (М. Цветаева) А разве не за ними свет и грядущее, не потому ли их стремится убрать и править от их имени Великий инквизитор? Но если такое случится, то рухнет мир и погаснет свет, мы просто заплутаем в темноте. То, что борьба света с тьмой продолжается в наше время особенно яростно, понимает и чувствует прекрасно каждый из нас. И нельзя допустить, чтобы тьма поглотила свет и не оставила нам шанс на жизнь и творчество.
Но из всего контекста лирики Виталия Бабича понятно, что такие творения и такие поэты рассеют мрак своими сточками, усилием воли, преображением мира, о чем нам и говорит сам поэт, в своем стихотворении, где в центре повествования весна. И тут уже поворот времени, поворот пространства, наполненный новым светом, новыми событиями и людьми. Ожидание перемен со знаком плюс, ожидание новизны, заложенное даже в названии этого сборника, сбывается, сон становится явью. Автор обещает нам позитив и гармонию во всем. И снова Блоковское – если стереть случайные черты, то жизнь окажется прекрасной. Такая заявка есть и в этом стихотворении:
За поворотом
Как много скрылось слабостей и силы
За поворотом быстротечных дней!?
Глаза Весне воскреснувшей молились,
А ноги шли по мерзлоте камней…
Былая боль уже казалось тенью,
Река надежд текла из ручейка…
Мечта тянулась к свету и цветенью,
Реальность — окружение цветка!
Как мало будет впереди потерей,
Как много будет пройдено высот!?
Как важно, чтобы счастье не старело,
Пройдя за каждый новый поворот…
6 марта
Ну и конечно вспоминается предание о перстне царя Соломона, на который он смотрел в трудные минуты, и где было написано «Все пройдет».
Он обещает нам не стареющее счастье за каждым новым поворотом и ту радость великую, которая и согреет души, и поможет идти дальше.
Перелистывая страницы новых сборников стихотворений поэтов которых мы для себя открываем и хотим оставить на книжной полке, снова возвращаться и перечитывать, важно найти не просто интересные и созвучные строчки, которые отзовутся в наших душах, это тоже дорого всем нам, но если поэт способен изменить в нас что-то, показать, как и куда нам надо двигаться. Опираясь на традиции русской классической поэзии, выбрать самый светлый путь к звездам, а не в бездну, то только поэт будет удостоен внимания и заставит нас ожидать новые творения.
В первой статье я уже говорила о том, что Вечная Женственность, Прекрасная Дама философа Владимира Соловьева и его ученика А. Блока, уже мелькала на страницах книг В. Бабича, вот и хотелось бы взглянуть на нее с близкого расстояния, и посмотреть на отношение к ней автора. Хочется узнать, каким будет поэтический роман лирического героя с такой дамой.
А. Блок потряс мир своим циклом «Стихи о Прекрасной даме», но потом как раз свернул за поворот, где ждала нас совсем другая картина. В его циклах появлялась то Снежная королева, то страстная Кармен. А от этого романтического и прекрасного образа осталась только развенчанная тень. А очень жаль, что все так вышло. Хочется надеяться, что наш поэт останется верен самому пленительному образу в русской литературе, сможет больше, шагнет дальше. Не он ли ратует за гармонию во всем, а именно любовь движет солнце и светила, ее негасимое пламя, об этом не стоит забывать нам всем, и в поэзии, и в жизни она невероятно важна, просто необходима. Вот и остаемся мы в поисках Прекрасной дамы в лирике Виталия Бабича
На вопрос одного из поэтов Омска, почему я ничего не пишу о его творениях, которые мне в общем-то нравятся, я так и ответила: «потому что не нашла там Прекрасной дамы, единственной и неповторимой».
Очень надеюсь, что у Виталия Бабича она все-таки появится, как и у любого поэта его масштаба.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №125022602132