Восьмая книга дехканина андрея дебабова

     В конце января 2017 года, в заключительной части литературного вечера, организованного подмосковным литобъединением «Угреша» (г. Дзержинский) с успехом выступил лауреат премии имени Я.В. Смелякова поэт Андрей Сергеевич Дебабов, представивший свою новую книгу стихов «Ан Дехканин. Ночи с Гульнарой. 1001 песнь». Этой же книге была посвящена презентация, состоявшаяся 15 ;апреля ;2022 ;года в Центральном Доме литераторов, на которой присутствовали читатели, ценители творчества поэта и представители поэтического бомонда столицы. Там я и получил экземпляр издания с дарственной надписью поэта, ставший поводом к продолжению цикла «Книга с автографом». Это был первый сборник, с которого началось знакомство читателей со своеобразными песнями-ночами
      Учитывая уникальный жизненный и профессиональный опыт автора, можно уверенно предположить, что восточный колорит авторской идеи возник не на пустом месте. Эта особенность не только окрашивает определённым образом поэтическое повествование, но и придаёт ему логику и весомость классических постулатов Востока. Поэтической строкой разных размеров и стилей Андрей Дебабов доносит до читателя свои представления о различных личностях, событиях и периодах в истории страны и мира.
     Конечно, эти оценки нельзя признать однозначными, да это и не нужно, поскольку речь идёт о системе взглядов конкретной личности, пусть даже и наделённой поэтическим даром. Можно спорить или соглашаться с автором, но познакомиться с книгой Андрея Дебабова однозначно стоит. Без этого представления о современной российской поэзии не будут полными.
    В первую книжку небольшого формата с голубем мира на обложке вышли 80 песен-ночей. Римская цифра «I» на ней изначально засвидетельствовала намерение автора «разговор» с Гюльнарой продолжить. Книга вышла в издательстве «Серебро слов», г. Коломна.
     И вот своё место на моей книжной полке заняла новая книга из этой серии, теперь уже восьмая, и она тоже увидела свет в том же издательстве. Автографа на этом миниатюрном томике нет, но это объяснимо обстоятельствами, в которых Андрей Дебабов мне его презентовал. Случилось это в финале фуршета по случаю торжественного собрания в связи с 25-летием Московской областной организации Союза писателей России. В восьмую книгу с факсимиле заснеженной горной вершины на обложке вошли песни-ночи с 581-й по 680-ю, то есть более половины задуманного автором с её выходом нашло воплощение. В поэтическом предисловии к книге есть такие строчки: «Базальт и пепел, шлак и пламя / Вовне швыряются горой… / Живу не КАК, / а НА вулкане».
     Восьмая книга оставляет ещё более сильное ощущение самобытности, своеобразия, чем первая. И самой формой, и стилистикой общения с читателем, счастливо найденной автором. И, безусловно, своеобразием поэтического творчества, глубиной содержания при явном лаконизме, дающем повод вспомнить девиз Н. А. Некрасова: «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно».
      И всё-таки автор признаётся (ночь 599-я): «Я хотел без повторений / Уложить в 12 книжек /Тысячу стихотворений». Однако, как это чаще всего и бывает, поэтическое произведение, тем паче такое своеобразное, как «Ночи с Гюльнарой», которое трудно однозначно отождествить с какой- либо твёрдой формой, с некоторого момента начинает жить своей жизнью, подчиняя творца своей внутренней логике.
      Восьмая книга отличается от первой. Сюда вошли не только новые стихотворения, но и жемчужины поэтических бдений прошлых лет, причём всё это образует логически совершенное поэтическое полотно. К ряду «ночей» приведены эпиграфы. Кроме того, в тексте присутствуют ссылки на «ночи» из ранее изданных томиков, способствующие «сшиванию» дискретных книг в единое произведение. Например, в «Ночи 596-й» даётся ссылка на «Ночь 388-ю». Это пятая книга, изданная в 2020-м году, у меня этой книги нет.
     Некоторые «Ночи» выделены шрифтом. Автор не оговаривает этого специально, но вполне очевидно, что это смысловые акценты повествования. «Родина моя Россия… / Няня… Дуня… Евдокия…» Не просто Родина, как родные места, а понятие духовное, опосредованное, личностное: Родина, Россия, Няня… В «Ночи 598-й» об этом говорится прямо: «Мне случилось с полным залом \ Давней думой поделиться \ И одна потом сказала: \ «Ты живой. Мне это близко…»
     Именно живой! Самобытный, непохожий на кого бы то ни было, не боящийся быть искренним и открытым, неожиданным, парадоксальным, и всеми этими качествами лирический герой воспринимается живым. В поэтическом, философском, гражданском, и во многих других творческих ипостасях. Очень может быть, что для многих читателей именно Ан Дехканин, призванный в российскую литературу поэтом Андреем Дебабовым, станет тем единственным творцом, что резонансом отзовётся в потаённых душевных струнах. «Книгу жизни весело листай, / Если ты не вор и не лентяй, / Если в многомиллиардном списке есть один, тебе по духу близкий…»
    Эта книга не поэма, не сборник стихотворений и не антология. Так что же объединяет все эти «песни-ночи» – довольно разноплановые тематически и содержательно? Объединяет их личность повествователя.
     Автор делится своими впечатлениями и взглядами, мнениями и соображениями о том, что кажется ему важным в прошлом и настоящем, и предстаёт перед нами как Личность. Делится с Гюльнарой, обозначенной исключительно в качестве пассивной слушательницы. Но читатели, которых и олицетворяет эта лирическая героиня, совсем не обязательно должны оставаться пассивными. Очередная книга Андрея Дебабова вполне может повлиять на их мировоззрение и даже стать руководством к действию. Завершается издание оптимистичной фразой: «Бог даст, ещё встретимся!»
 


Рецензии