Широкая Масленица

Масленица – это древний славянский праздник, пришедший из языческой
культуры и сохранившийся после принятия христианства на Руси.
Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав ее Сырной,
или Мясопустной седмицей, поскольку Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту.
Исторические корни Масленицы уходят в дохристианские времена.  По одной
 из версий, древний славянский праздник был посвящен богу Велесу,
покровителю скота, по другой — символической смерти Зимы.
На Руси Масленица издавна отмечалась широко и шумно: пекли блины,
люди катались на пестро украшенных тройках, увешанных колокольчиками,
устраивали массовые гуляния, балаганы и чинные чаепития в кругу семьи.
Несмотря на глубокий духовный смысл Масленой недели,  она знакома именно
по своим народным обычаям. Одним из самых популярных было взятие
снежного городка. Сразу вспоминается картина Сурикова
«Взятие снежного городка»!  Из снега лепили ворота и стены, на них
ставили фигурки различных животных. Участники игры делились на две
команды. Одна должна была взять крепость и разрушить ее, другая —
помешать этому.
За ходом боя следил специальный человек, которого именовали "городничим".
Он давал старт, а в конце объявлял победителя. 
В последний день гуляний непременно сжигают чучело зимы. В течение
всей недели возле него устраивают пляски, и водят хороводы. Еще одна
старинная традиция — выпечка блинов. В народе считается, что они
символизируют солнце. Но изначально, как отмечают фольклористы, блины
были поминальным блюдом, ведь народ в эти дни прощается с Зимой!
Но это  и символ радости. Праздничная неделя делится на две части.
При этом у каждого дня Сырной недели есть название и традиции.
Понедельник называется Встреча.
Второй день — Заигрыш. В деревнях постепенно начинались гуляния, 
ставили праздничное чучело. А еще на Заигрыш непременно устраивали
смотрины невест.
Третий день Масленичной недели — Лакомка, в среду зятья ходили
к теще на блины.
Четверг — Разгуляй -празднование Широкой Масленицы.
Пятница — Тещины вечерки. Наступала очередь зятя звать тещу в гости.
Шестой день — Золовкины посиделки. В этот день к молодым в гости шли
родственники мужа. Своей невестке они приносили подарки,
 чтобы задобрить ее.
Седьмой день — Прощенье. Последний день перед Великим постом называется
Прощеным воскресеньем. На него принято досыта наедаться блинами,
сжигать чучело Масленницы-Зимы. И главное — по церковному обычаю просить
друг у друга прощения. Прежде всего на Масленицу принято дарить
блины собственного приготовления
Кроме того, существует множество тематических подарков 
Это могут быть и деревянные ложки, и резные подсвечники с народными
орнаментами. В последнее время набирают популярность небольшие
соломенные чучела.
Главное праздничное блюдо на Масленичной неделе — конечно же, блины.
Сейчас существует множество видов. Их делают, например, из гречневой
муки и добавляют даже какао, чтобы они имели шоколадный вкус.
 
А вот отрывок из стихотворения  Вяземского:

"Скоро Масленицы бойкой закипит широкий пир
И блинами и настойкой закутит крещёный мир.

В честь тебе и ей Россия,Православных предков дочь,
Строит горы ледяные  гуляет день и ночь.

 Игры, братские попойки,настежь двери и сердца!
Пышут бешеные тройки,снег топоча у крыльца.

Вот взвились и полетели,что твой сокол в облаках!
Красота ямской артели вожжи ловко сжал в руках;

В шапке, в синем полушубке так и смотрит молодцом,
Погоняет закадычных свистом, ласковым словцом.

Мать дородная в шубейке важно в розвальнях сидит,
Дочка рядом в душегрейке словно маков цвет горит.

Яркой пылью иней сыплет и одежду серебрит,
А мороз, лаская, щиплет нежный бархатец ланит.", —

эти строки  Петра Вяземского  отражают восприятие праздника в России.
По сути, это было самое радостное в году событие.
Таким оно представлено в русской литературе. Особенно известно
описание Масленицы в романе Ивана Шмелева "Лето Господне".
Не менее радостной Масленица представлена и в музыке.
У Петра Ильича Чайковского в цикле "Времена года" посвященная
празднику композиция стала самой задорной, что как нельзя лучше
отражает атмосферу праздника.
И, конечно же, праздник представлен в русской живописи.
Главной иллюстрацией его стали полотна Бориса Кустодиева.


Рецензии
Отличная аннотация!👍👍👍

Марина Зорина 3   26.02.2025 06:38     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 25 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →