Психология коллектива воинского подразделения
АНО «Профессиональный стандарт»
410065, г. Саратов, ул. Проспект им. 50 лет Октября, д. 93Г
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
« Доктор психологии — Doctor of Psychology »
на тему
« Психология коллектива воинского подразделения»
Слушатель: Хардикова Елена Сергеевна
_________________________
(Ф.И.О. студента)
САРАТОВ — 2024г.
Содержание:
Введение……………………………………………….4
1. Воинские подразделения:
а) виды воинских подразделений…………………..9
б) деление воинских подразделений…...………….10
в) категории годности к воинской службе……………
2. Психология воинского коллектива:
а) психология воинской дисциплины и пути её укрепления в воинском подразделении……………………………….11
б) личность военнослужащего……………………….13
в) психологическая адаптация военнослужащего……..
г) сохранение психологического здоровья военнослужащего
в подразделении…………………………………………….
д) психологическая подготовка личного состава…….14
3. Морально-психологическое обеспечение.
- методика работы в социуме с военнослужащими разных подразделений, вернувшихся с боевых действий:
- аюрведа о лечении депрессии. Доктор Вивек Джоши.
………………………………………………….………….14
Морально-психологическое состояние……………………..
- морально-психологическое здоровье военнослужащих………………………………………….15
- краткий обзор нынешнего положения психологической атмосферы в воинских подразделениях…………………16
- концепция комплектования подразделений…………...19
- пример боеспособных частей мира(Израиль)………….22
- психология воинского подразделения:
большие и малые группы……………………………….24
- психология реабилитации……………………………….29
-психологический портрет военнослужащего в различных группах подразделения…………………………………...30
- социально-психологическая структура воинского коллектива………………………………………………….31
- психология групп подразделения……………………….34
- коллектив………………………………………………….36
- положительное или отрицательное воздействие на развитие личности в значимых группах……………………………..38
- приёмы защиты личного пространства………………….40
Заключение. Выводы……………………………………………………..42
Дополнение…………………………………………………46
Список использованных источников……………………..49
Введение.
Важность военной психологии как науки
для боеспособности российской армии.
Армия — это святое. Армия — это основа и фундамент существования государства, общества, сохранения культуры, идентичности народа, преемственности поколений. По сути, государство — это армия и тот механизм, который обеспечивает её функционирование. Максимальной эффективности армия может достигнуть тогда, когда каждый её член, каждая её часть, каждый механизм будут максимально реализованы. Когда каждый будет находиться на своём месте. Армия — это порядок и дисциплина.
Недаром в старые времена говорили: « Народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую.»
Но, к сожалению, этот порядок и дисциплина иногда перемалывают людей на иной лад. Намного разумнее — не переделывать, а максимально разумно использовать те качества людей, которые находятся в армии. К сожалению, эти нюансы не учитываются сейчас. Скажем, приходят сообщения о том, что погибают люди искусства на СВО. Пианист на СВО убит. А кого-то послали, быть может, в музыкальный взвод, спрятали от войны вместо него. Отъявленные драчуны и хулиганы могут попасть в какие-нибудь войска обеспечения тыла. И напротив того, мирные и спокойные ребята могут оказаться на передовой. Прекрасный программист, хакер опять же штурмует какие-то укреплённые районы, в то время, как посади его за компьютер, он мог бы оказать более ощутимую пользу, не только управлять дронами и обучать управлению, но и перехватывать само управление вражескими дронами. Он может взломать сервер и похитить ценную информацию. Может послать дезинформацию. Включая отключение спутников и 4 взламывание серверов Пентагона, ЦРУ, ВСУ.
И то же самое: хулиганы и драчуны с лёгкостью могли бы взломать оборону там, где обычные парни будут топтаться и безполезно складывать головы.
Все эти факторы говорят в пользу того, что военные психологи должны привлекаться к распределению солдат, призывников и контрактников. То есть, нельзя подходить к этому вопросу формально. Программисты должны программировать, музыканты должны музицировать, хулиганы должны штурмовать вражеские позиции. Причём мнение психолога должно быть более веским при принятии соответствующих решений о направлении того или иного призывника.
Но, к сожалению, этот вопрос начинает решаться на призывных пунктах и комиссиях. В то время, как он должен начинать решаться ещё в школе. И ещё во времена существования СССР в школах проводились уроки по начальной военной подготовке. В ходе такого обучения было больше возможности для подготовки детей, подростков к предстоящей службе. И, в том числе, проводилось определённое тестирование преподавателем НВП, который мог рекомендовать выпускникам их дальнейшее отношение к воинской службе. Однако, в настоящее время, когда военные действия требуют более высокой квалификации и повышенной военной подготовки, в том числе, и психологической готовности, - исходя из этого, было бы неплохо, а, может быть, и жизненно необходимо, восстановление занятий в школе по начальной военной подготовке. Причём необходимо присутствие и тестирование военными психологами в каждом учебном заведении. Этот психолог должен уже принимать участие не только к подготовке к службе в армии, но он должен проводить 5 психологические тестирования, уже делать психологические коррекции, помогать в проведении отбора и принятии решений выпускниками для дальнейшего обучения военным дисциплинам в высших военных учебных заведениях и военных училищах в соответствии с их психологическим профилем и физической подготовкой. Где выпускник может служить? Кто-то бредит морем, кто-то бредит небом. А кому проще служить на кухне или быть медбратом, техником-водителем и т.д.
Впрочем, определённые работы проводятся: так, в учебнике «Основ безопасности жизнедеятельности» для 10 класса детям даются теоретические знания. В частности, там говорится о том, что вид Вооружённых Сил, - это часть Вооружённых Сил государства, предназначенная для военных действий в определённой сфере ( на суше, на море, в воздушном и космическом пространстве).
А род войск — это составная часть вида вооружённых сил, включающая в себя воинские формирования, которые имеют свойственное только им основное вооружение и военную технику, а также способы их боевого применения.
И эти основы закладываются в уме подрастающего поколения
будущих воинов.
Со временем, уже будучи призывниками, эти юноши и девушки должны будут сделать свой выбор: в каких родах и видах войск они начнут прохождение службы и смогут ли посвятить благородному делу защиты Родины всю свою жизнь. А, может быть, кто-то из них уже сделал свой выбор и усиленно занимается физической, нравственной подготовкой, готовя себя к продолжению семейных традиций отцов, дедов и прадедов.
6
Морально-психологический климат в воинском коллективе во многом определяется правильным комплектованием личного состава в соответствии с психотипами, направленностью и талантами. Поэтому государство должно обратить внимание на данное обстоятельство, увеличить финансирование отрасли военной психологии как перспективной науки, имеющей немаловажное значение для существования боеспособной армии и её эффективного применения, способной помочь в реализации всех задач, стоящих перед российской армией в нынешних условиях.
Быть может, стоит задуматься о создании сети институтов военной психологии, способного разрабатывать рекомендации и выпускать специалистов, продвигать эту науку, проводить исследования в частях и подразделениях, тесно сотрудничать с Министерством Обороны и Генштабом и активно влиять на улучшение боеспособности и эффективности Вооружённых Сил.
Психология — это наука, в первую очередь, о душе. Поэтому главный аспект работы с воинскими подразделениями заключается в создании баланса в невидимых и нематериальных объектах: эмоциях, ощущениях, восприятии и проч. Военная психология — это наука о взаимодействии военнослужащих в условиях военного конфликта. Психологические процессы и действия военного персонала происходят не только во время войны, но и во время сборов, учений. В то время, когда усиливаются конфликты между государствами, военнослужащие должны быть психологически готовы к ведению высокотехнологичных военных действий, грамотно оценивать ситуацию, владеть современными видами вооружения, противостоять психологическим и информационным атакам, которым подвергаются не только военнослужащие, 7
но и общество в целом.
Информационная война и психотехники, разработанные враждебными по отношению к России государствами и их институтами, - то есть сейчас ведутся гибридные войны, в которых задействованы и психология, и психотехнологии, и нейролингвистика, и техно-магические действия, способные подрывать боевой дух военнослужащих.
Поэтому военнослужащие и сами должны овладевать техниками медитации, дыхательными техниками пранаямы, хатха-йогой и другими видами йоги, повышающих выносливость и психологическую устойчивость.
Как узкая специализация в профильных институтах психологии, даже имеющих военную кафедру, даже такого уровня, как МГППА — Московская Государственная Психолого-Педагогическая Академия, известная своим высоким уровнем подготовки специалистов, или СПбГУ — Санкт-Петербургский Государственный Университет, где также существует кафедра военной психологии, где студенты изучают основы психологии военных конфликтов и психологической подготовки военнослужащих, - даже этого высокого уровня уже явно недостаточно в настоящее время.
Приходится признать, что в последние десятилетия было избрано совершенно неправильное направление, ориентированное только на мелкие локальные конфликты.
В соответствии с этим направлением была совершена перестройка армии, сокращены высшие военные заведения, была упразднена начальная военная подготовка в школах, сокращены сроки службы в ВС и на флоте военнослужащих-срочников.
8
Существенно сокращены воинские части, большинство боеспособных офицеров отправлено на пенсии, полному забвению предан опыт всех современных государств и их армий, в том числе, и опыт СССР, говорящий о том, что любой локальный конфликт легко может перерасти в серьёзный межгосударственный конфликт. И даже привести к затяжной войне с каким-либо военным блоком. К чему Россия оказалась не готова.
Самый главный критерий определения задач и целей в работе с военнослужащими базируется на морально-этическом, нравственном фундаменте личности. Думается, что только тогда возможны такие качественные изменения в коллективном действии, когда создаётся чувство локтя — сплочённость, доверие друг к другу, дружественность, ответственность, жёсткая дисциплина и концентрация внимания на задачах подразделения в деле достижения общей цели.
У каждого подразделения своя специфика. Но также надо учитывать и то, что у каждого человека в каждом подразделении существует свой жизненный опыт либо неопытность, определённый объём знаний, в том числе, по военному делу, физическая подготовка, например, военнослужащий является мастером спорта, своё отношение к жизни, выработанное в процессе получения жизненного опыта.
На сегодняшний день Вооружённые Силы Российской Федерации делятся на 3 вида и 2 самостоятельных рода войск.
К видам войск относятся:
- Сухопутные войска;
- Воздушно-Космические Силы;
- Военно-Морской Флот. 9
К родам войск относятся:
- Ракетные войска стратегического назначения;
- Воздушно-десантные войска.
Учитывая особенности, можно выделить такие виды воинских подразделений, как
- морская пехота — лучшие подразделения ВМС РФ,
- мотострелковые войска,
- танковые,
- ракетные войска и артиллерия,
- войска противовоздушной обороны,
- разведывательные соединения и воинские части,
- инженерные войска,
- войска радиационной, химической и биологической защиты,
-войска связи,
- воздушно-космические силы.
К военным подразделениям относятся:
1) в воинской части - батальоны/дивизионы, отдельные роты и батареи отдельных взводов;
2) в учебных заведениях — учебные, учебно-научные, научные подразделения, подразделения слушателей, подразделения курсантов, подразделения послевузовского образования ( адъюнктура, докторантура), подразделения обучения.
Также, подразделения могут быть как обособленные (филиалы, представительства), так и не обладающие полными признаками организации (внутренние).
Вообще, подразделение — это формальная группа в организации, которая отвечает за выполнение определённого набора задач. 10
Подразделение — это процесс систематического разделения определённых множеств на подгруппы по какому-либо общему признаку.
1.в) Существуют следующие категории годности к воинской службе: А-годен к в/с; Б-годен к в/с с незначительными ограничениями; В-ограниченно годен;Г-временно не годен;Д-не годен.
2. Психология коллектива воинского подразделения.
Каждый воинский коллектив имеет свою собственную атмосферу взаимоотношений, свою жизнь и свою окраску деятельности. И при этом, какие бы воинские задачи перед ним ни стояли, как и перед другим армейским подразделением, но коллективное настроение, опыт, традиции этого подразделения, а также и общественное мнение — всё это является системой функционирования именно этого коллектива военнослужащих.
Так, психология коллектива воинского подразделения включает в себя все эти составляющие.
Каждый воинский коллектив имеет свои особенности.
Это и руководство, и наличие органов управления, сама организация, наличие общественно-значимой цели деятельности. Также великолепной характеристикой воинского подразделения является наличие дисциплины, длительность совместного пребывания и здоровые взаимоотношения, о чём свидетельствует спаянность и взаимное доверие в коллективе друг к другу, чувство взаимовыручки и взаимопомощи,
Так создаётся своеобразное настроение коллектива, которое можно назвать приподнятым, потому что оно вдохновляет на движение и творческий подход в деле овладения воинскими дисциплинами, на усиление характера и воли. 11
Сила влияния коллектива несомненно играет важную роль в становлении личности военнослужащего. Межличностные отношения формируют своеобразный социально-психологический климат в воинском коллективе. В результате совместной деятельности формируются мнение коллектива, настроение внутри коллектива, а также индивидуальное самочувствие и оценки условий работы и жизни в коллективе.
Надо учитывать, что любая организованная группа, в том числе и трудовой коллектив, имеет формальную и неформальную структуры, где существуют свои статусно-ролевые позиции. Разные члены группы более или менее сходны или различаются тем, что они считают важным и допустимым, а что второстепенным и неприемлемым и т.п. Все это создает психологический микроклимат, настроение группы, и члены группы либо им дорожат, либо пренебрегают и могут даже уволиться с работы, интересной для них по существу. В связи с этим определяется одна из важнейших задач практического психолога в организации – оптимизация межличностных отношений и социально-психологического климата в трудовом коллективе, так как построение и поддержание оптимальных деловых, межличностных отношений, обусловленных положительными эмоциональными переживаниями, – важнейшее условие не только работоспособности коллектива, но и создания высокоэффективных организаций.
В общем виде социально-психологический климат представляет собой преобладающий и относительно устойчивый настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления в его жизнедеятельности. Важнейшими признаками благоприятного социально-психологического климата являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; 12 доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр. Таким образом, социально-психологический климат- это психологический настрой в группе или коллективе. Основные факторы психологического климата: взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки (организация и условия труда, система стимуляции).
Характер социально-психологического климата зависит в целом от степени развитости коллектива. Социально-психологический климат – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решением общих задач коллектива.
Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением).
13
Психологические особенности личности способствуют или мешают формированию чувства общности, то есть влияют на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе. Оптимальное управление деятельностью и социально-психологическим климатом в любом (в том числе трудовом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководства.
3. Морально-психологическое обеспечение.
------------------------------------------------------
Так называется система мероприятий, направленная на поддержание морального и боевого духа военнослужащего.
Морально-психологическое обеспечение включает в себя идеологическую и психологическую подготовку военнослужащих к действиям в условиях войны, а формирование морально-психологического состояния является основой нравственных качеств военнослужащего по отношению к воинскому долгу, когда военнослужащий способен и готов активно и сознательно выполнять свои обязанности как в мирное, так и в военное время.
4. Аюрведа в лечении неврологических состояний военнослужащих.
И первое негативное состояние, которое необходимо преодолеть, это усталость, депрессия, эмоциональное выгорание.
По мнению доктора аюрведы Вивека Джоши, существует витамин для лечения депрессии. Ведь недаром люди уезжают в отпуск на море, в горы, на природу — туда, где много солнца. И возвращаются полными сил, радостными, помолодевшими, глаза их сияют, излучая свет. 14
Так действует витамин D3, когда солнечный свет, проникая через глаза, восстанавливает и оздоравливает весь организм.
Поэтому необходимо учитывать месторасположение санаториев для восстановительной терапии военнослужащих, вернувшихся после военных действий, для более позитивного результата терапии. И это, конечно, красивые спокойные места возле моря, с чистым воздухом и большим количеством солнца. Горы, цветники, кустарники и деревья, фонтаны и беседки. Хорошее сбалансированное питание, раздельная диета, которая ориентируется также на веганов. Фрукты, овощные салаты и зелень.
Положительные эмоции действуют благоприятно на душу человека, вернувшегося с боевых действий, после токсичных отношений и переживаний, после длительного и затянувшегося стресса.
Военнослужащий должен знать, что его проблемы со здоровьем и психологическими состояниями решаемы, что его всегда поддержат и помогут после прохождения воинской службы. И для этого необходимо в наиболее короткие сроки разработать программу реабилитации военнослужащих, вернувшихся с боевых действий.
В психологии коллектива воинского подразделения должны учитываться и такие вопросы, как реабилитация физическая, психологическая, социальная воинов, вернувшихся с поля боя. Это очень серьёзный вопрос в настоящее время, учитывая то, что воинам приходится вести боевые действия в очень непростых условиях, где с внешней стороны находится враг, но и в самом сердце военной среды находятся люди, получившие оружие, но имеющие крайне низкий уровень патриотизма и живущие по понятиям тюремного мира.
15
Краткий обзор нынешнего положения психологической атмосферы в воинских частях.
(на основе журнала «Военная психология»)
Согласно сообщениям … и ...психологическая работа не проводится в частях в достаточной мере. Наплыв бывших заключённых не самым лучшим образом влияет на психологический климат в частях.
В советские времена военнослужащие срочной службы, призывники часто сталкивались с неуставными отношениями. И по некоторым сведениям и данным, всё это началось с того момента, когда бывшие заключённые стали призываться и проходить службу вместе с обычными рядовыми. И они стали насаждать в армейских отношениях свою иерархию, систему подавления.
И такая негативная традиция сохранялась в армейской среде достаточно долго. Да и сейчас она есть.
А также воинские части формировались из людей разных национальностей, разных по характеру, по вероисповеданию. Не учитывался характер военнослужащих, их темперамент, возможность дать отпор или невозможность противостоять обидчику — всё это сваливалось в один муравейник.
По результату многие люди получали психологический шок в стрессовых ситуациях, вплоть до того, что у них происходила потеря личности. Они становились медлительными, с трудом могли соображать, морально опускались, переставая следить за собой. И, в общем-то, попадали в разряд неприкасаемых, получая бирку человека морально опустившегося. Однако, при этом считалось, что они «включают дурака». Сплошь и рядом такие люди были часто и жёстко избиваемы, имели многочисленные сотрясения мозга и с трудом осознавали своё положение. Чему способствовало отсутствие объективной предварительной информации о том, что из себя представляет служба в рядах Советской Армии, какие подводные камни имеет эта служба, как себя вести в различных жизненных 16 ситуациях. И всё это не отрабатывалось ни на уроках НВП — Начальной Военной Подготовки, ни в учебках, ни в кинофильмах. И вообще об этом никто не рассказывал.
Поэтому и встречались с жёстким прессингом со стороны старших сослуживцев, которые уже отслужили по несколько лет, либо от уголовных элементов, стремящихся насадить в армейской среде свои понятия и свою иерархию, либо со стороны землячеств, поскольку практически все представители бывших союзных республик, за исключением России, создавали мгновенно землячества независимо от того, сколько их человек находится в подразделении, в роте, в части, во взводе, и все они быстро сплачиваются и начинают постепенно подминать под себя разрозненных и не сплочённых солдат. К сожалению, русским людям такое поведение совершенно несвойственно, поэтому русским доставалось больше всех. Обычным ребятам, которые были далеки от уголовного мира, выстоять в таких токсичных условиях оказалось достаточно сложно. Я уверена в том, что и сейчас подобная ситуация возникает сплошь и рядом. Но если раньше в воинских частях был хотя бы замполит, который как-то пытался урегулировать эти отношения, то сейчас попытка замещения замполитов капелланами не в состоянии выполнить задачу насаждения воинского духа и урегулирования конфликтов для создания атмосферы воинов-победителей, а не пушечного мяса.
Поэтому, обращаясь к позитивному опыту советских времён, необходимо введение в каждой воинской части, в каждом взводе должности военного психолога, который на основе психологического мониторинга ситуации , складывающейся в конкретной воинской части, в подразделении, имел бы возможность представлять свои рекомендации по формированию боеспособных взводов, рот и т.д.. Военный психолог в своей деятельности должен руководствоваться установленным регламентом, иметь свой кабинет, исключающий прослушку со стороны других 17 военнослужащих. Он мог бы исследовать психологическую совместимость солдат, на основе чего можно было бы перемещать солдат из взвода во взвод, из роты в роту и давать рекомендации, которые должны быть обоснованы и обязательны к исполнению. Должна быть соответствующая запись психолога в личном деле военнослужащего, где записываются психологические характеристики на каждого воина, своеобразный психологический портрет и рекомендации. И любой конфликт в части должен дойти до сведения психолога, который обязан принять меры по психологической реабилитации военнослужащего, всей психологической атмосферы, создавшейся вокруг ситуации, и опять же психолог должен дать свои рекомендации. Потому что, если конфликтная ситуация не будет разрешена и продолжит развиваться в негативном ключе, это разрушит боеспособность коллектива и может привести к необоснованным потерям, преступлениям военнослужащих друг против друга, а также чревато самоубийствами и убийствами, самовольным оставление части и побегом, в том числе с оружием и захватом заложников.
Однако только наличие психолога недостаточно. Нужно более взвешенно подойти к комплектованию частей. Нельзя допускать совместную службу уголовных элементов, особенно совершавших тяжкие преступления, и обычных призывников, поскольку это породит неуставные отношения, издевательства, насилия, унижения. Также это вызовет необоснованные потери, поскольку уголовники будут прикрываться молодыми необстрелянными призывниками и посылать их в самое пекло вместо себя.
Также нельзя допускать совместную службу воинов разных религиозных конфессий и разных национальностей, поскольку это может породить межрелигиозные и межэтнические конфликты, драки, членовредительства, насилия и убийства, а также оставление части и переход на сторону врага. Опять же это приведёт к подрыву 18
боеспособности и к поражению в войне.
Практика показала, что наиболее боеспособные и опасные для врага части формируются из земляков одной национальности и желательно из одной местности, что уже подразумевает сплочённость, взаимопонимание, взаимовыручку, отсутствие конфликтов внутри подразделения, наибольшую вменяемость, управляемость, выживаемость и боеспособность.
Таким образом, мы приходим к основному выводу о том, что необходимо пересмотреть концепцию комплектования частей, подразделений. И — второе крыло успеха — это помощь психолога в сплачивании, в составлении карт психологической совместимости военнослужащих для реального урегулирования конфликтов, а также профилактическая помощь психолога. Кроме того, нужно обязательно вести подготовку солдат. Совершенно недопустима практика отлавливания на улице случайных людей и попытка комплектования боеспособных частей из людей, никогда не служивших, не желающих служить и не способных к службе. По своим взглядам и по своему психотипу, по внутреннему устроению далеко не каждый человек способен воевать и, тем более, убивать кого-то. Поддерживать воинскую дисциплину, следовать командам, быть инициативным, агрессивным — это свойство далеко не каждого человека. И многие являются сугубо мирными людьми, но они являются специалистами в конкретных областях. Они могут быть идеальными IT-шниками, вести электронную разведку, обслуживать технику, оформлять документы, служить в технической обслуге, быть медбратьями и т. д. Собственно говоря, многих ошибок можно было избежать ещё в момент призыва, если бы военный психолог давал обязательные к исполнению рекомендации по направлению новобранца в соответствующие рода войск, - туда, где он мог бы принести максимальную пользу согласно своему 19 психологическому портрету, знаниям и талантам, наклонностям.
В отношении же людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией — пускать их в обычные линейные войска это значит - обречь их на насилие и смерть. В то время, как их можно было бы использовать в качестве прачек, парикмахеров, в хозобслуживании, уходе за скотиной на воинских подворьях, работе на полях, в строительстве. Либо создать отдельные устрашающие подразделения ЛГБТ и трансгендеров, дезинформирующие врага о прорыве или ложном наступлении, вводящие врага в заблуждение, провоцирующих врага на необдуманные действия через психологические диверсии. То есть готовить из них информационных диверсантов-разведчиков и провокаторов.
Что касается именно комплектования боеспособных подразделений, то следует признать положительный дореволюционный опыт, когда сходы граждан рекомендовали в рекруты наиболее агрессивных, непокорных, досаждавших прочим людям своим вызывающим поведением солдат. После призыва они служили достаточно долго: по 20-25 лет. И если возвращались назад, то уже израсходовав свою агрессивную энергию. А также в процессе длительной службы они приобретали богатый опыт и реальные навыки боевых действий, что трудно недооценивать. Части комплектовались из людей одной национальности, одного вероисповедания, - и это благоприятно сказывалось на психологическом климате в подразделениях и частях.
При такой постановке старшие военнослужащие могли подсказать и научить младших. Брали над ними шефство.
Аналогичные ситуации были в казачьих войсках, где на военные сборы призывались казаки с одной станицы, но люди различного возраста, где старшие могли подсказать младшим, а младшие также имели военную подготовку, которую получали с детства. Поэтому казачьи войска 20 были наиболее боеспособными и могли противостоять даже таким грозным противникам, как чеченцы, турки и проч., а также различным горским племенам, которые были организованы в военном смысле аналогичным образом.
В таких войсковых образованиях, похожих на казачьи, помощь военного психолога уже не требуется, поскольку там работает станичный древний уклад, всё уже давно продумано и ситуационно обыграно. То есть старые вояки доносят до молодёжи практически все возможные ситуации, в которые те могут попасть, и учат, как из них выходить без потерь.
В станицах успешно решался вопрос в деле воспитания воинов, а психологическая совместимость прорабатывалась всё время совместной жизнедеятельности людей в станице.
Подтверждением изложенной мною теории могут быть многочисленные факты побед русской армии под руководством Суворова, Кутузова, Ушакова. Фактически две мировых войны были выиграны Российской армией. В ходе Первой Мировой, если бы не предательство Государственной Думы и кучки заговорщиков, - победа была уже практически обеспечена и в ней никто не сомневался. Армия была не виновата в поражении политического руководства, пришедшего после свержения Империи. Как такового, поражения в первой Мировой не было.
То же самое во Второй Мировой войне. Русская армия смогла победить благодаря правильной организации обороны старыми царскими офицерами и генералами.
Однако, войну в Афганистане не смогли выиграть ни русские, ни французы, ни англичане, ни американцы. По той простой причине, что обычные войсковые соединения, даже будучи хорошо обученными, и имея современное вооружение, не могут противостоять родовым воинским формированиям, сплочённым по национальному и религиозному принципу и землячеству. Именно так, как были организованы казачьи станицы. 21
Также невозможно было выиграть чеченскую войну — по этим же причинам.
Следует отметить, что наиболее боеспособные в современной международной армии в мире части — это израильский «ЦАХАЛ». Вёл успешные войны и ведёт их, побеждая не только за счёт современной техники, хорошего качества оружия, выучки, но ещё и в большей степени потому, что в Израиле в армии служат только евреи и все они исповедуют одну религию. Также в Израиле служат и женщины. И всё это в совокупности делает армию Израиля непобедимой. До такой степени, что она может воевать и успешно побеждать арабские государства или держать их в подчинении и зависимости. Военные психологи Израиля и командиры ориентированы именно на организацию помощи военнослужащим для выхода этих военных из состояний кризиса и стресса, из трудностей личного характера.
Например, израильские медики и психологи никогда не допустят до воинской службы лиц, имеющих психические заболевания. Наркоманы и тяжёлые алкоголики не относятся к имеющим психические заболевания людям.
Интересен подход армейских психологов Израиля к вопросу о самоубийствах как в армии, так и после срока прохождения военной службы — ветеранами военных действий. Ещё в 2012 году ими отмечались факты снижения суицидальных явлений в связи с тем, что армейские психологи начали организовывать психологическую помощь военнослужащим ещё во время прохождения службы в ЦАХАЛ.
Военнослужащий, совершивший суицид, приравнивается к дезертиру. Поэтому в ЦАХАЛ суицидников почти нет. Но и проблемы военные не скрывают и говорят о некоторых случаях, когда молодые люди, оторванные от тепличных условий любящей семьи и помещённые в армейскую обстановку, в условия субординации и жизненного риска, претерпевают дезадаптацию и душевный вакуум.
Условия социально-психологической атмосферы оторванности от привычного комфортного общения вызывают панику и страдание. Профессор Гювель называет самоубийство «беззвучным криком неопытного индивида, столкнувшегося с проблемами, причиняющими ему нестерпимую боль». 22
И всё же в армии Израиля уделяют большое внимание каждому солдату и рекомендуют никому из окружения такого человека не проходить мимо его переживаний и обращаться за квалифицированной помощью армейских психологов и старших командиров. Таким образом, предотвращается достаточное количество кризисных состояний у военнослужащих. Также в выходные дни военных отпускают по домам, но не дают брать с собой оружие. Потому что наблюдались случаи самоубийств в связи с житейскими проблемами и личностными отношениями как романтическими, так и с родителями.
В Израиле существует обязательный призыв для лиц старше 18 лет евреев обоих полов и друзов, а также черкесов (только мужчин). Арабское население — граждане Израиля — в обязательном порядке не призываются, но могут добровольно записываться в ряды вооружённых сил, хотя это и не требуется по закону. Российские и любые другие репатрианты подлежат обязательному призыву наравне с другими гражданами Израиля. Но есть некоторые оговорки. Девушки от 22 до 27 лет, которые впервые приехали в Израиль после 2015 года, не призываются на срочную службу, но могут пойти добровольцами. В армии Израиля 160 тысяч военных, из них 35% это женщины. .
Солдаты, проходящие срочную службу ЦАХАЛа, ежемесячно получают 200 долларов, а при боевых действиях вдвое больше, по данным 2019 года. А в 2024 г.максимальное вознаграждение за день резервист получает 1634 шекеля или 39 565 рублей. За месяц резервист получает 49 030 шекелей= 1 миллион 187 096 рублей. С такой высокой зарплатой, конечно же, наблюдается здоровый психологический климат.
Военная пенсия составляет 13500 шекелей, в российском исполнении — это около 330 тысяч рублей в месяц.
А у нас, к сожалению, как выяснилось, средства, выделяемые на армию, расхищались. Поэтому, для того, чтобы в 23 российских подразделениях был хороший психологический климат, профессиональным военным надо поднимать зарплату до мирового уровня. В противном случае, они чувствуют себя обворованными и униженными. И склонны вымещать свою неудовлетворённость и ущемлённое достоинство на более слабых военнослужащих, переходящих в низший разряд.
Известно, что в обществе существует деление на большие и малые социальные группы.
В то время, как большие группы включают в себя классы, прослойки, политические партии, возрастные и образовательные общности и объединения, вооружённые силы, нации, профессиональные образования, - малые социальные группы включают в себя такие образования, как школьный класс, студенческий курс, цех, воинское подразделение.
При этом понятие «группа» более обширное, нежели чем «коллектив». И не всякая группа может иметь свойства коллектива.
Так, малые социальные группы проходят свои стадии становления. Их три: низкая, средняя и высокая.
Группа военнослужащих, которые пришли в результате приказа — призывники — относятся к низкой категории. Такие военнослужащие пока ещё не объединены эмоционально, единством или организованностью. Скорее, такое объединение можно характеризовать как ассоциацию, т. е. группу, имеющую официальную структуру и общую цель, но не являющуюся по сути целым и не действующей как целое. И, так как межличностные отношения могут возникать у каждого призывника с семью-двенадцатью человеками из его группы, то комплектация состава из более пятнадцати-двадцати человек уже подразумевает наличие двух-трёх лидеров, вокруг которых объединяются остальные. Это отношения, которые входят во внутреннюю структуру элементарной группы.
Объективные личностные взаимоотношения среди призывников могут формироваться уже по дороге к месту службы. Могут организовываться землячества либо призывники уже стараются сплотиться на пунктах призыва. И уже тогда могут формироваться вокруг лидеров такие группы, которые в дальнейшем либо подвержены конфликтам, либо отношениям спортивного соперничества. В основном, знакомство друг с другом по прибытии в часть происходит в течение 3-5 дней.
Далее, наблюдается формирование среднего уровня развития групп, если сохраняется ассоциация. Тогда происходит организация и укрепляется дисциплина, что приводит к объединению в кооперацию. Здесь наблюдается более осознанная деятельность, когда военнослужащие становятся товарищами, их взаимоотношения становятся более крепкими и зрелыми. Наблюдая за становлением группы, можно отметить то, что неофициальные лидеры также выявляются внутри кооперации. При этом они могут иметь как положительные качества, поддерживая младших командиров, так и отрицательные, оказывая противодействие скрытое или явное. Соответственно и деятельность их окружения формирует межличностные отношения в группе.
При удачно складывающихся обстоятельствах в подразделении уже складываются две-три группы-кооперации за 10-15 дней. 25
В каждую из них входит от трёх до семи военнослужащих.
Автономизация как третий уровень — высокий — происходит при благоприятных взаимоотношениях военнослужащих. Это уже автономная группа с чёткой дисциплиной и слаженной организацией действий. Она объединена конкретными мотивами деятельности и общими целями. В такой группе лидеры социально активны, а командиры принимают взвешенные решения и являются хорошими управленцами. При этом всё же возможны некоторые трения между военнослужащими, но они незначительны.
Эффективность боевой и служебной деятельности напрямую зависит от уровня социальной активности и организации групп. Так, первые две группы типа ассоциации и кооперации в боевых условиях реагируют на экстремальные ситуации панически. Они могут распасться и не выполнить боевой задачи. В то время, как автономные группы исполняют воинский долг со всей ответственностью, поддерживая строгую дисциплину и высокий моральный уровень воина, показывая хорошую физическую и боевую подготовку.
Сплочённые в автономных группах военнослужащие отличаются решительностью, здравомыслием, имеют чувство локтя, способны принимать взвешенные решения.
При этом многое зависит от лидера. Он должен быть образцом воинской доблести, социальной зрелости. Только тогда можно говорить о развитии группы в воинский коллектив. Дело в том, что сплочённость военнослужащих должна строиться на глубоком понимании общих целей и воинского долга. Потому что негативный лидер, если такой появится в группе, способен на действия, противоречащие уставу. Если такой военнослужащий преследует свои 26 корыстные, эгоистические цели, прячет свои намерения, то автономная группа сплачивается вокруг ложных целей и тогда превращается в корпорацию.
Лжеколлектив или корпорация имеет также сплочённость, но сугубо негативную. Её цели носят определение как «личные через групповые», потому что поражены именно как болезнью моральной незрелостью, психологическими проблемами в развитии и воспитании, а также идеологическими пробелами, а, возможно, и криминальным прошлым. И это сейчас сплошь и рядом. Такие коллективы начинают жить «по понятиям» и узурпируют взаимоотношения внутри коллектива, направляя в ложное русло боевую энергию коллектива, противодействуя любым позитивным указаниям командования
Такие группы склонны к мародёрству, воровству, необоснованным насилиям против мирного населения и против военнопленных в условиях военных действий. Совершают физическое, сексуальное и нравственное насилие над своими сослуживцами.
Тогда при высокой степени единства и подготовленности, при некоем психологическом факторе общительности и способности давления негативных лидеров на сослуживцев, появляется уродливая форма неуставных отношений. Такая корпоративная форма отношений в группе военнослужащих имеет дух жестокости, неприязни и приводит к националистическим выпадам, грубым нарушениям дисциплины, травле, что даже может приводить к дезертирству или страшным явлениям суицида среди воинов, подвергшихся эмоциональному, сексуальному и физическому насилию. Такую негативную тенденцию в войсках нужно исследовать, вскрывать её причины, проводить комплексные меры по её искоренению. Потому что безнаказанность даёт возможность порокам укорениться, и даже перерасти в идеологию общества и целого государства. 27
Впоследствии, после демобилизации криминально направленных военнослужащих, такие их отношения переносятся на всё общество.
Один или два негативных лидера в корпоративной группе могут привести к снижению эффективности деятельности всего подразделения, поэтому военному психологу так важно во-время заметить, дать оценку и предупредить такое развитие событий.
Видимо, наступили времена, когда общество начало пожинать плоды пренебрежения именно службой психологической реабилитации, которая видится как одна из функций науки «военная психология». Показательным примером может стать ситуация, когда амнистированные и помилованные убийцы и насильники возвращаются в мирное общество героями, встречаются со школьниками и школьницами, учат их своему образу мысли, получают отпуска, деньги, награды и пользуются всеми благами общества.
Однако опыт Великой Отечественной войны показывает, что военные подразделения, сформированные из бывших заключённых, должны иметь более строгий устав. Предусматривались и заградительные отряды, которые не давали им разбегаться и дезертировать с оружием. И речи об отпусках не стояло до окончания войны. После чего некоторые возвращались в места лишения свободы. А других отпускали уже с учётом того, что они искупили своей кровью свою вину перед Родиной.
И, тем не менее, многие из них после войны создавали банды и занимались убийствами, насилиями и грабежами. Аналогичные ситуации возникали и после Афганистана, когда вернувшиеся с войны солдаты и офицеры не нашли себе применения. И многие из них стали в дальнейшем бандитами, рэкетирами, охранниками. На улицах велись 28 войны. Это было в 90-е годы. То есть Афганистан породил вспышку насилия в обществе.
Поэтому существует опасность в том, что военнослужащие, ранее отбывавшие наказание, и не прошедшие психологическую реабилитацию ни после заключения, ни после военных действий, могут в дальнейшем стать реальной угрозой для общества. Точно так же, как это было с бывшими воинами-афганцами, с бывшими штрафбатовцами в ВОвойну. И аналогичная ситуация была с военнослужащими в США после Вьетнама. На Западе учли этот опыт и всех пропускают через психологическую реабилитацию. У нас же, к сожалению, это пока ещё не внедрено.
В любом случае, нужно создать и наладить службу военных психологов в плане психологической реабилитации военнослужащих. Без прохождения этой психологической службы невозможна полноценная интеграция бывших заключённых — а впоследствии, военнослужащих, участвовавших в военных действиях ,— потому что участились случаи совершения ими уголовных преступлений, в частности, убийств. Так было совершено убийство бывшим заключённым, вернувшимся с СВО, своей гражданской жены в Санкт-Петербурге. И такие случаи не единичны. В интернете, например, опубликовали видео о том, как некий бывший военнослужащий СВО остановил машину с паломниками возле Оптиной пустыни и, стреляя из автомата, ранил монахиню-иконописца в бедро. Очевидно, что этим людям никто не проводил психологическую реабилитацию. И они, имея все свои наработанные устойчивые преступные наклонности, не отбыв наказания за прошлые преступления, начали по старой схеме совершать всякие противоправные действия.
Такое неустройство в обществе может привести к неконтролируемому хаосу и криминализации общества, 29 в результате чего преступность может захлестнуть всё государство и взять его под полный контроль.
От психологического климата в коллективе зависит эмоциональное состояние личности. Поэтому психологу совместно с командирами необходимо знать психологический портрет каждого бойца. На службу призываются не только по срочному призыву, но и, в основном, после прохождения учёбы в военных образовательных учреждениях. И при этом очень важна психологическая совместимость военнослужащих как в группах, так и в подразделении в целом. Здесь должны решаться также вопросы взаимоотношений управленческого состава от младших командиров до офицеров с призывниками, срочниками и старослужащими. Взаимопонимание, взаимоуважение, взаимовыручка лежат в основе благоприятного психологического климата в воинских коллективах, в подразделениях, учитывая то, что адаптация военнослужащего к новым условиям жизнедеятельности после призыва в армию занимает от двух до шести недель.
Психолог и офицер-воспитатель в военном подразделении выполняют совместную очень важную работу. Их действия должны создать в воинском коллективе атмосферу, формирующую доброжелательные межличностные отношения. С этой целью проводятся исследования, коррекция и формируются социально-психологические характеристики.
Морально-нравственная обстановка в группах военнослужащих во многом зависит от грамотного подхода психолога и офицера-воспитателя к каждому человеку. Поэтому исследование проводится по нескольким направлениям.
30
Во-первых, это аналитическая деятельность психолога, когда производится предварительный анализ проблемы.
Во-вторых, это составление общей картины через выделение, наблюдение и описание значимых моментов, создавших негативную ситуацию.
В-третьих, это проведение психологом более профессиональной психодиагностики морально-нравственной составляющей межличностных отношений в воинском подразделении.
И, далее, возможно уже проведение тестов:
- в обычных и привычных для военнослужащих условиях,
- в специально созданных условиях ( так сказать, лабораторных), когда можно констатировать факты поведения внутри коллектива и формировать модель психологической помощи в том или ином случае и ситуации.
Обработав информацию, психолог обобщает её и составляет обоснованное описание, которое представляет в качестве рекомендации руководству подразделения, экипажа, караула, боевого расчёта. Так осуществляется помощь в развитии воинского коллектива.
Социально-психологическая структура воинского коллектива.
_____________________________________________________
В становлении межличностных отношений военнослужащих в новой для них обстановке большую роль играет помощь психолога и военных руководителей. В этом плане психологом изучается социально-психологическая структура воинского коллектива.
31
Здесь можно выделить следующие компоненты, такие, как:
1. Композиция или количественно-качественный состав.
2. Динамика деятельности ( поведение отдельных членов коллектива внутригрупповое, общение военнослужащих между собой, социально-психологическая деятельность самой группы военнослужащих);
В совместной социально-психологической деятельности важно определить:
- мотивационно-ценностные ориентации;
- процессы группового целеполагания;
- совместные исполнительные действия (операции);
- срабатывание и совмещение в деятельности;
- руководство групповой деятельностью.
Общение характеризуется:
- информационно-коммуникативными процессами;
- межличностным восприятием ( социально-перцептивными процессами);
- процессами межличностного ролевого взаимодействия;
- процессами групповой динамики;
- группообразованием;
- ролевой, микрогрупповой дифференциацией группы;
- групповым сплочением;
- конфликтами;
- образованием и реализацией групповых норм и санкций.
Внутригрупповое поведение личности включает в себя:
- социально-психологическую адаптацию;
- внутригрупповое самоутверждение;
- ролевую идентификацию;
- лидерство;
- конформное и отклоняющееся поведение;
- коллективистское самоопределение личности.
3. Динамическая структура группы или коллектива: 32
- структура функционально-ролевых взаимосвязей ( деятельностное измерение):
- формально-статусный уровень организационно-штатных ролей,
- уровень реального взаимодействия;
- структура коммуникаций (коммуникативное измерение);
- структура эмоциональных межличностных предпочтений (социометрическое измерение): внутригрупповые и межличностные роли.
4. Групповые социально-психологические образования:
- групповые потребности, интересы и цели;
- нормы и ценности;
- групповые ролевые ожидания («экспектации»);
- внутригрупповые роли;
- микрогруппы;
- традиции;
- групповые санкции, формы группового социального контроля;
- морально-психологический климат;
- межличностные отношения ( поведенческий компонент климата);
- групповое мнение (познавательный компонент);
- групповое настроение (эмоциональный компонент).
Собственно, социально-психологическая структура воинского подразделения имеет компоненты обычной социальной группы (коллектива), занимающейся совместной деятельностью.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод:
- при полном исследовании всех компонентов социально-психологической структуры воинского подразделения возможно представить общую картину становления, 33
развития и сущности межличностных взаимоотношений и поведения военнослужащих в коллективе. Также возможно дать полную характеристику группы на данном этапе её развития и обобщить на фоне исчерпывающей информации данные, подготовить профессиональные рекомендации по улучшению морально-нравственного климата в коллективе для руководящего состава подразделения.
Важно обследовать поведенческо-эмоциональное состояние первичных воинских групп в момент самоопределения, на этапе возникновения первичных межличностных отношений. Этот этап занимает от двух до шести недель.
_____________________________________________________
Говоря о психологии воинского подразделения, важно определить, с какой именно группой проводится профессиональная деятельность психолога, на какой стадии развития межличностных отношений эта группа, каков её количественный состав. То есть надо знать
основные признаки и виды групп.
И здесь существует определение первичных и вторичных групп, формальных и неформальных, а также ингруппы и аутгруппы, малые и большие, реальные и номинальные группы.
Так, выделяются разновидности социальных групп в соответствии со следующими признаками:
1. В зависимости от характера взаимодействия.
- Первичная группа. Связана с высокой эмоциональностью, взаимодействие носит межличностный, непосредственный характер ( семья, школьный класс, группа сверстников).
- Вторичная группа. Более многочисленна, имеет определённые цели, взаимодействие носит формальный, безличный характер ( политические, производственные, 34 религиозные организации и т.д.). Внимание уделяется умению выполнять определённые функции. Личностные и неповторимые качества индивидов игнорируются.
2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия.
- Формальные. Обладают юридическим статусом. Взаимодействие регулируется системой норм, законов и правил. Такие группы имеют цели, а также иерархию в своей структуре. Их действия происходят в соответствии административно установленному порядку. Это предприятия, организации.
- Неформальные. Возникают стихийно. Основаны на межличностных отношениях, общих интересах и взглядах на ту или иную ситуацию, проблему, вопрос (музыкальные рок-группы, компании друзей, неформальные объединения среди молодёжи).
Такие группы лишены юридического статуса. У них нет официальной регламентации. Имеют неформальных лидеров.
3. В зависимости от принадлежности индивидов к группе.
- Ингруппа. Индивид чувствует эту группу своей, принадлежит ей и называет «моя», «наша» ( наша семья, мой класс, наши друзья).
- Аутгруппа. Индивид не принадлежит к группе, которую расценивает как «не моя», «не наша» (другая религиозная группа, другой этнос, другая семья).
4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей.
- Малая группа. Немногочисленная группа. Контактирует и объединяется для совместной деятельности. Может иметь множество форм. Исходные формы — диада и триада как простейшие молекулы малой группы. 35
Диада состоит из двух человек и крайне непрочна. Триада более стабильна и состоит из трёх человек.
Характерные черты:
- малочисленный и стабильный состав от 2 до 30 человек;
- пространственная близость членов группы;
- высокая степень совпадения норм, ценностей и образцов поведения в группе;
- интенсивность межличностных отношений;
- развитое чувство принадлежности к группе;
- информационная насыщенность и неформальный контроль в группе.
- Большая группа. Это многочисленная группа. Она создаётся для определённой цели и взаимодействие в ней носит опосредованный характер ( трудовые коллективы, предприятия).
При этом коллектив (лат.- collectivus) — это социальная группа. Все цели её объединены, все жизненно важные отношения между людьми пронизаны этими целями, которые цементируют связи и сами межличностные отношения.
В коллективе происходит:
- сочетание интересов индивида и общества;
- общность целей и принципов, объединённых в нормы деятельности и ценностные ориентации.
Коллектив выполняет функции предметные (для решения тех задач, ради которых он создаётся) и социально-воспитательные ( для сочетания интересов общества и человека).
Коллектив можно отнести к большой социальной группе. Примеры больших групп наблюдаются во многих 36 профессиональных и политических организациях. Здесь мы видим большие образования индивидов, имеющих общие интересы, а также занимающих одинаковое положение в социальной структуре общества.
5. В зависимости от социально значимых признаков.
- Реальные группы. Выделяются по социально значимым критериям, к которым относятся:
пол (мужской, женский); возраст (дети, молодёжь, взрослые, пожилые) ; доход (богатые, бедные, зажиточные); национальность (русские, китайцы, вьетнамцы); семейное положение ( женатые, замужние, разведённые, холостые); профессия — род занятий ( психологи, художники, врачи, военные); место жительства (горожане, жители сельской местности).
- Номинальные. Это условные группы, когда, например, составляется список пенсионеров-льготников, матерей-одиночек, пассажиров эконом- или vip-класса. Такие группы ещё могут называться социальными категориями граждан. Преследуемые цели — либо социологическое исследование, либо статистический учёт населения.
Следующие виды групп тоже имеют свои характеристики:
- Неорганизованные и случайно организованные группы.
Это временное и добровольное объединение людей на основе общности пространства или сходства интересов. Экскурсионные группы, кинозрители, пассажиры маршрутки или автобуса, например.
- Ассоциация. Взаимоотношения существуют только на основе личностно значимых целей. Приятели, друзья.
37
- Кооперация. Реально действующая организационная структура. Деловой характер деятельности.
- Корпорация. Объединяется только внутренними целями, не выходящими за её рамки. Свои цели осуществляет любой ценой. Может использовать в такой деятельности и другие группы. Приносит черты группового эгоизма.
- Коллектив. Устойчивая во времени группа людей, ведущая полезную деятельность, имеющая сложную динамику/развитие деловых, а также неформальных отношений.
___________________________________________________
Положительное или отрицательное воздействие значимых групп на развитие личности в коллективе воинского подразделения.
____________________________________________________
Положительное воздействие на развитие личности в воинском подразделении заключается в следующих понятиях:
- члены группы выступают для индивида источниками духовной культуры;
- социальные нормы и нравственные ценности становятся основой деятельности воинского подразделения при решении боевых, жизненных, социальных задач. В группе происходит усвоение моральных и социальных норм в самом высоком их смысле;
- коммуникативные способности формируются в результате общения внутри группы;
- формируется объективная самооценка, полученная военнослужащим при общении внутри группы;
- члены группы поддерживают индивида в его начинаниях.
38
Отрицательное воздействие проявляется при условиях, когда:
1. Происходит потеря личностью своей индивидуальности, отказ от собственных взглядов (обезличивание).
Причины обезличивания:
а) анонимность;
б) высокий уровень эмоциональной возбуждённости;
в) сосредоточенность внимания не на собственном поведении, а на том, что происходит вокруг;
г) высокая сплочённость группы ведёт к конформизму;
д) сниженный уровень самосознания и самоконтроля индивида.
2. Группа может снижать уровень творческого потенциала высокоодарённых личностей. При этом уровень коллективного творчества зачастую ниже, чем уровень творчества одарённой личности.
Преобладание того или иного эмоционального состояния у личности в период общения с членами группы называется эмоциональным состоянием личности в группе.
Психологический климат группы определяет эмоциональное состояние личности. Так, частые конфликты свидетельствуют о нездоровом психологическом климате в группе. Последствия конфликтов опасны тем, что послеконфликтные переживания намного дольше, нежели чем сам конфликт.
В связи с отрицательными взаимоотношениями в группе личность входит в состояние повышенной тревожности.
Тревожность, в свою очередь, формирует у личности ожидание неблагоприятного развития конфликта, а также характеризуется отрицательными переживаниями.
При этом личностная тревожность — это свойство личности индивида. А ситуативная тревожность — это состояние индивида, возникающее при неблагоприятных ситуациях.
39
Как же выжить в таком токсичном коллективе и не сойти с ума, ведь уйти из пространства воинской части нельзя, но и невозможно также терпеть насмешки, крики и агрессию внутри группы? Для этого можно посоветовать некоторые приёмы защиты личного пространства.
- увеличить дистанцию хотя бы на два метра, а также исключить зрительный контакт;
- сократить общение с неприятным и раздражающим человеком, начинать от него уворачиваться — уходить под любым предлогом, кашлять при разговоре с ним, приходить раньше или позже, резко убегать « в туалет» - это уважительная причина;
- сбавить темп общения с токсичным человеком;
- стать «невидимкой» - человеком, которого никто не видит. Обычно такой человек делает своё дело так себе, особенно ни с кем не общается, мало разговаривает, не мозолит окружающим глаза;
- найти безопасную зону, где можно отдышаться и придти в себя: где-нибудь около кулера, в комнате отдыха, около стеллажей;
- создать своеобразную систему оповещения о появлении неприятного объекта, начиная от его входа в помещение и до появления его в коллективе;
- найти повод посмеяться (хотя бы внутренне);
- уменьшить для себя угрозу: этот (солдат/прапорщик/начальник) вредный/злой/строгий, но видали и похуже;
- если в коллективе напряжение, то можно создать некое сообщество из единомышленников, которые поймут, помогут, замолвят доброе слово;
- дежурная улыбка, общие слова, произнесённые любезным голосом, очень хорошо могут осадить и сбить с толку любого скандалиста;
- жёстко разделять службу/работу и личную жизнь;
- сосредоточиться на себе и проходить медитации и 40 дыхательные практики;
- изучать что-то новое;
- научиться симпатизировать врагу: суровый по службе, но и хороший отец;
- надо учиться быть тактичными с неприятными сослуживцами: определить причину неприязни, не провоцировать, готовиться к сложным разговорам заранее;
- обсудить проблему с токсичным сослуживцем и найти решение;
- выразить благодарность, слегка польстить агрессору;
- меньше делитесь новостями;
- в сложных ситуациях рассказать о происходящем психологу и вышестоящему начальству, пояснив, насколько поведение агрессивного человека влияет на командный дух и эффективность воинской службы.
Коллектив — слово латинского происхождения. Оно означает «собранность». Это целостность, которая обеспечивает неприкосновенность индивидуальности. Товарищество и воинское братство поэтому являются определениями самого крепкого морального духа воинского коллектива.
Воинский коллектив является высшей формой объединения людей. Такая общность основана на сплочённости, психологической совместимости, организованности, совместной общей значимой цели, а также на устойчивости и продолжительности совместной деятельности.
Надо отметить, что первичный воинский коллектив - это наиболее тесно и непрерывно контактирующий коллектив.
В армии первичными коллективами являются отделение, расчёт, экипаж, взвод, рота(батарея) и равные им.
Морально-психологический климат коллектива подразделения содержит в себе как составляющие: 41 коллективное настроение, коллективные потребности, коллективное мнение, коллективные традиции, коллективную совместимость.
ВЫВОДЫ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Поэтому служебная деятельность и уважительные служебные отношения в воинской среде являются основой взаимодействия военнослужащих в бою, в повседневной жизни и непосредственно на службе. Система таких позитивных взаимоотношений нацеливает на неукоснительное исполнение боевых, трудовых, служебных обязанностей.
Психологическое прогнозирование,
- управление психологическими проблемами,
- профилактическая работа военного психолога,
- психологическая подготовка военнослужащих,
- знание основ психологии военных конфликтов и психологии воинского подразделения,
- психология миротворчества,
- психологическая помощь ветеранам боевых действий и их семьям,
- психологическое сопровождение военных операций,
- психологическая поддержка военнослужащих,
- психологическая помощь после боевых действий,
- психология в условиях глобального конфликта,
- военная психология обороны и безопасности,
- психология личности в условиях военных конфликтов,
- изучение влияния психологических факторов на военные действия,
- управление стрессом и тревожностью в военной среде,
- разработка эффективных стратегий психологической поддержки и реабилитации военнослужащих,
- психология вооружённых сил,
- психология в чрезвычайных ситуациях,
- основы психологического консультирования,
- психология воинского подразделения,
- психологические методы и приёмы для тренировки 42 психологической устойчивости,
- психологические методы и приёмы эффективного преодоления стрессовых ситуаций в специальных подразделениях Вооружённых Сил,
- психология боя,
- бесконтактный бой,
- психомагическое воздействие на врага, создание двойников, миражей, казание — древние виды психологического воздействия на врага,
- дальновидение,
- методы и приёмы определения психологической пригодности граждан к службе в Вооружённых Силах,
- психология военного взаимодействия и сотрудничества,
- психология пост-травматических состояний ,
- открытие внутренних резервов,
и прочие вопросы, которые можно объединить в программу института военной психологии и определить список преподаваемых предметов.
Это моя концепция для создания программы института и академии военной психологии, которая родилась в процессе работы над психологией воинского подразделения.
Данный институт может быть создан на базе Международной Академии Экспертизы и Оценки в г. Саратове. Это, возможно, один из лучших вариантов. Поскольку город Саратов всегда являлся центром Поволжского региона, он занимает важное стратегическое положение, в нём функционировало много заводов оборонного характера. 43
Саратов имеет традиции укрепляющего стабильность в России и обществе характера. Это родина Столыпина, академика Вавилова, это город молодёжи, где много студентов и образовательных учреждений. Много институтов: медицинский, юридический, который стал теперь Академией Права, и т. д.
Открытие института военной психологии даст толчок к развитию и укреплению обороноспособности страны, комплектованию полноценной армии, способной противостоять всем вызовам современных военных проблем и конфликтов. Также научная деятельность.
В Китае, например, уделяется огромное значение обороноспособности страны. Дети там обучаются военным искусствам с самого малолетства. Уже в шестилетнем возрасте они показывают акробатику высокого класса, знают рукопашный бой, используют мудры, мантры, боевые кличи, методы психологического устрашения и подавления врага. Они мобильны, выносливы, они используют в современной армии наработки древних воинов, в том числе, психологические и психомагические приёмы воздействия,
работают с энергиями, в том числе цигун, и их армия способна эффективно противостоять любым угрозам.
Поэтому есть много чему поучиться и у Китая, и у Индии, и у Израиля, и у США. И в собственной истории много ещё чего можно найти о психологии боя. В индийских Пуранах рассказываются, к примеру, очень интересные истории войн, психологических приёмов, которые использовались древними для победы. Например, древний царь по имени Рама, когда воевал с царством на острове Ланка (Шри-Ланка), ещё до победы над старым правителем Раваной короновал нового царя — Вибхишана, который имел много сочувствующих ему во вражеском лагере. 44
Все они присоединились к новому царю и таким образом в стан врага был внесён раскол, который пошатнул боевой дух и сплочённость обороняющихся. Рама победил в этой войне. Вибхишана открыл ему многие секреты, знание которых помогло одержать победу. Царём Рамой был использован психологический приём, без которого победа была бы невозможна.
Также царь Рама занял сторону изгнанного царя обезьян по имени Сугрива, научил его вызвать на поединок врага и сам убил его врага из засады. После чего короновал нового царя обезьян и получил фактически всё их войско себе в подчинение для войны с Ланкой.
В ходе битвы демон Равана при посредстве гипноза создавал своих двойников и оставался долгое время неуязвимым.
Древние воины Руси при посредстве психологических приёмов вводили себя в состояние транса, снимали все доспехи и бились, вооружённые только булавой. По свидетельству их современников, они были способны разогнать целое войско противника.
Некоторые казаки во время Первой Мировой войны залезали на бруствер и танцевали казачьи свои танцы на глазах у неприятеля. При этом множество пуль, пролетая мимо, не причиняли им никакого вреда. А люди, которые не обладали знаниями и опытом казаков — и пытались повторить за казаками — падали замертво мгновенно. То есть это опять же психологические приёмы подавления противника и поднятия духа однополчан.
Подобные примеры и многие другие достойны стать предметом изучения науки « военная психология».
ДОПОЛНЕНИЕ.
Воинское подразделение является определённой социальной общностью и возникает на базе организационной структуры части/корабля, включая в себя различные подсистемы. Строевые отделения, боевые расчёты, экипажи, караулы относятся к формальным видам подсистемы социально-психологической особенности групп. Неформальные группы объединяют людей по интересам: среди них любители музыки или шахмат, земляки, спортсмены и т.д.
К подразделениям относятся: батальон, дивизион; рота, батарея, эскадрилья; звено, боевая часть корабля; взвод, группа, башня; отделение; расчёт; экипаж.
Специальные подразделения в ВС РФ: подразделения специального назначения — спецназ. Также специальные подразделения входят в состав Федеральной Службы Безопасности (ФСБ), Службы Внешней Разведки (СВР), Федеральной Службы Охраны (ФСО), Росгвардии, Министерства внутренних дел (МВД) и Федеральной Службы Исполнения наказания (ФСИН).
Структура вооруженных сил Российской Федерации.
______________________________________________
Армия состоит из следующих структурных элементов:
— сухопутные войска — это мотострелки, танкисты, артиллеристы и ракетные подразделения, противовоздушная оборона, разведчики, инженеры, связисты, специальные части (биологическая, химическая и радиационная защита);
— воздушно-космические -это авиация, противовоздушная оборона, спутники шпионы, ядерные силы сдерживания; 46 — флот - в него входят надводные силы, береговые и подводные войска, морская авиация.
Также существуют следующие воинские подразделения:
- мотострелковые войска;
- танковые войска;
- ракетные войска и артиллерия;
- войска противовоздушной обороны;
- разведывательные соединения и воинские части;
- инженерные войска;
- войска радиационной, химической и биологической защиты;
- войска связи.
Войска делятся следующим образом:
- сухопутные войска:
отделение (от 5 до 10 человек), взвод ( от 10 до 60), рота ( от 60 до 300), батальон ( от 300 до 950) , полк ( от 950 до 2000),бригада (2000-4000), дивизия ( от 4000 до 20000), корпус (от 20000 до 40000), армия ( более 40000 человек).
- речной и морской флот:
корабль, дивизион кораблей ( от 5 до 10 кораблей 2,3,4 ранга),
бригада ( от 5 до 10 кораблей одного ранга), дивизия ( от 10 до 20 кораблей одного ранга), эскадра (от 20 до 50 кораблей одного ранга), флотилия (более 100 судов разных рангов).
- авиация: 47
к наименьшему формированию относят звено (от 3 до 6 судов одного типа), отряд ( от 6 до 20 единиц одного или разных типов), эскадрилья (от 20 до 50 судов одного или разных типов), полк (обычно от 50 до 100 единиц судов разных типов), крыло или эскадра ( от 100 до 200 судов разного типа),дивизия (от 200 до 500 судов разных моделей), корпус (от 500 до 1000).
Количество единиц в формировании строго не регламентировано. Поэтому значения в реальной жизни могут несколько отличаться.
Сколько военнослужащих в России
В настоящее время российская армия обладает следующим числом военных:
— сухопутные силы насчитывают порядка 800 000 человек;
— в воздушно-космических войсках служит приблизительно 100 тысяч;
— в состав флота входит около 150 тысяч.
25 сентября 2022 года был подписан указ об увеличении штатной численности военнослужащих до 2 039 758 человек в связи с напряженной геополитической обстановкой.
48
Использованная литература.
1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
2. https://i-p-p-l.livejournal.com/93179.html, Израильские армейские психологи, статья. 22 июня 2017 г.
3.Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации - http://mil.ru/Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации - https://мвд.рф
4. Социально-психологический климат в коллективе. Романова Антонина Анатольевна, аспирант «МАТИ» - Российский государственный технологический университет им. К.Э.Циолковского, -
5.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. 2-е изд. М.: Фирма «Гардарика», 1996.
6. Психология управления. Хрестоматия. Самара: Бахрах - М, 2006.
7. Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1982.
8. Андреева Г.Н., Социальная психология. М: Аспект Пресс, 2004.
9. Основы военной психологии и педагогики. Учебное пособие для подготовки к экзамену по дисциплине «Основы военной психологии и педагогики»для ВУС 800100, 801500, 390200.
49
11. «Психология в бою: Как военные лидеры могут использовать психологические принципы для достижения успеха.» - Дж.Ванлерген.
12. «Военная психология и психотерапия.» - Д.Ливанова.
13. «Гроза в голове» - А.Русанович.
14. «Психология руководства военнослужащих» - Г.Г.Николаев.
15. «Военная психология» - Н.Л.Лыткин.
16. «Психология стабильной боеспособности личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации.» - Трофимов Н.Г.
17. «Психология войны и военного времени.» - Симонов, П.В.
18. Вяткин, И.В. «Военно-специальная психология.»
19. «Психология воинского коллектива: учебное пособие» - под ред. Н.М.Семоченковой
1110.психологии и педагогики
Учебное пособие для подготовки к экзамену по дисциплине "Основы военной психологии и педагогики" для ВУС 800100, 801500, 390200
50
Свидетельство о публикации №125022400289
И его стоит отправить в генштаб...!
А у нас здесь, как говорил Кутузов-
Французам ноги мы и без баб перешибём!...
С УВАЖЕНИЕМ
Леонид Шабохин 25.02.2025 07:49 Заявить о нарушении