В. Д. Фёдоров. Близость к разгадке Чуть-чуть...
ВСЯ ТАЙНА — В УДАРЕНИИ ЕСЕНИНСКОГО СЛОВА.
На 129-летие со дня рождения поэта С.А.Есенина.
Поэт Василий Фёдоров в своей статье «Чуть-чуть...», которая впервые опубликована в №1 журнала «Москва» за 1973 год
на страницах 206-208, был очень близок к разгадке, касаясь второй строфы поэмы Сергея Есенина «Чёрный человек»:
..."Когда я занялся дискуссией о спорной букве есенинского стиха, у меня не было заведомого желания что-то доказывать. Мне нужно было сначала разобраться во всём самому, что я и попытался сделать. Не знаю, смогу ли я своим разбором убедить других, но себя я убедил в том, что вместо «г» следует читать «ч». Правда, меня и теперь смущает одно обстоятельство. Почему Сергей Есенин, пользовавшийся интонационной разбивкой строк, не отделил «шею от ночей», скажем так:
Ей на шее
Ночи маячить больше невмочь.
Но тут приходит и другая мысль. Если бы поэт знал, что может разгореться такой спор, вероятно, отделил бы, но он-то писал, не подозревая о нём.»
Поводом послужила статья:
Вдовин В.А. Одна-единственная буква: Заметки текстолога // Литературная Россия. 1971. № 20. С. 14.
Автор приводил достаточно убедительные аргументы в пользу написания «на шее ночи» (во множественном числе).
Ещё ранее существовал вариант прочтения десятой строки со словом «ночи» во множественном числе и с ударением на “О», который обосновал и горячо отстаивал в своих письмах к поэтам писатель С.П. Злобин. Есть его письмо из Боткинской больницы к А.Т. Твардовскому от 27 августа 1965 г., за восемнадцать дней до смерти...
У поэта Василия Фёдорова, как и у многих в этом затеяно-затуманенном буквенном споре на задний план отошло лишь одно действие — сделать простое русское ударение именно в слове "ноги", а не в надуманном — «ночи»:
Ей на шее нОги
Маячить больше невмочь.
Разбивка строк Сергею Есенину и не требовалась, чтобы количество слов «не перевешивало". Вот если бы он поставил тире...
Читаем всё предложение в одну строчку:
«Ей на шее нОги маячить больше невмочь.»
У человека есть две ноги от рождения. Об этом понятно и сказал поэт в поэме во множественном числе (!).
Какие уж тут бессмысленные, "уходящие за горизонт", множественные "нОчи"?..
Во второй строфе поэмы "Чёрный человек" поэт Сергей Есенин показательно усилил, сделав упор на слова НЕВМОЧ(ь) и НОЧ(ь) в окончаниях двух четверостиший. Также автор применил усиление и к словам "Чёрный человек", повторив их трижды во втором...
(Смотри фото. В рукописном авторском оригинале поэта не проставлен "Ь" знак.)
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги (ударение в слове "ноги" на "О" - нОги)
Маячить больше невмочь.
Чёрный человек,
Чёрный, черный,
Чёрный человек
На кровать ко мне садится,
Чёрный человек
Спать не даёт мне всю ночь.
Поэзия — подразумевает глубокий смысл авторского замысла (слово "туловище" пропущено и нОги сразу маячат от шеи),
поэтому всё единство Есенинской мысли во второй строфе следует рассматривать
без всякого разделения как на строки, так и на слова...
Спасибо страничке Александра Овчарова, которая "довела" до простой истины...
Там пошли ещё дальше, затеяв главную дискуссию вокруг есенинского слова "маячит", а ударение в слове "ноги" рассмотрев вскользь... Это - 2012 год.
http://stihi.ru/2012/03/09/10287
В подкрепление к сказанному выступил с дальновидной подсказкой и сам поэт Сергей Есенин в своём последнем письме начинающему поэту Я.Е.Цейтлину от 13 декабря 1925 года, однако "обсуждение букв" на страницах газеты "Литературная Россия" притупило пристальное внимание спорящих писателей, литературоведов...
..."Избегайте шатких, зыблемых слов и больше всего
следите за правильностью ударений.
Это очень нехорошо, что Вы пишете былИ, вместо бЫли.
Желаю Вам успеха как в стихах, так и в жизни..."
Сергей Есенин
Москва. Остоженка, Померанцев пер., д.3, кв.8.
Для широкого круга читателей в 1970 году в Москве в издательстве "Правда" вышло 3-х томное Собрание сочинений "Сергей Есенин" тиражом 1 млн.940 тыс. экземпляров.
В 3-ем томе на стр.301-302 полностью приводится письмо Сергея Есенина под №93.
Есенинская “Шея ноги”, как предмет многолетнего спора учёных, писателей, литературоведов, графологов, пройдя различные экспертизы, текстологические изыскания и аргументы, — оставила в истории поэмы "Чёрный человек" свой краеугольный след, пощекотав научные умы...
В окончании своей статьи "Чуть-чуть..." поэт Василий Фёдоров писал:
"А стоило ли спорить из-за какой-то буквы? Ведь читал же я раньше «на шее ноги» и ничего со мной страшного не происходило. Нет, стоило! Реставраторы картин не терпят на полотнах великих живописцев ни одного постороннего мазка. А разве поэзия таких мастеров, как Есенин, не то же самое? Изучая инструментовку есенинского стиха, я ещё больше понял, какой он прекрасный мастер."
http://stihi.ru/2012/08/03/4461
"Большое видится на расстоянье..." — сказал поэт Сергей Есенин в своём стихотворении "Письмо к женщине" в 1924 году...
Александр Кочетков
3 октября 2024 года
Свидетельство о публикации №125022402879