Омерта

Омерта- omert; — «взаимное укрывательство, круговая порука»[уточнить]) — действующий в Южной Италии среди организованной преступности кодекс молчания, чести и поведения, основным положением которого является полный отказ от содействия преступников государству. В частности, омерта предусматривает запрет членам криминальных группировок давать показания следователям или властям, сотрудничать с ними любым иным образом (в том числе в ходе расследования преступлений), а также предписывает не вмешиваться никоим образом в криминальную деятельность других лиц (например, не сообщать властям о подготовке какого-либо преступления). Омерта предусматривает расправу с теми, кто нарушает эти принципы (особенно с информаторами полиции).

Кодекс зародился в Южной Италии, в которой давно процветал разбой, и закрепился в таких группировках, как Каморра, Коза Ностра, Ндрангета, Сакра Корона Унита, Сосьета фоджана и подобных им. Похожие кодексы действуют в преступных группировках других стран Средиземноморья, среди которых выделяются Испания, Греция (Крит) и Франция (а именно Корсика), культура которых схожа с культурой Южной Италии.


Сущность

Согласно Oxford Reference, слово «омерта» пришло из итальянского языка, однако произошло оно либо от испанского «hombredad» (исп. мужественность), либо от итальянского слова «umilt;» (итал. смирение).
 Бывший сотрудник служб безопасности Антонио Кутрера, автор книги «Мафия и мафиози» (1900) полагал, что это слово произошло от сицилийского слова «omu» (мужчина), и в 1970-е годы комиссия по борьбе с мафией при парламенте Италии постановила считать официальной именно такую этимологию. Согласно тому же Кутрера, омерта изначально представляла собой кодекс молчания: все, кто его придерживались, обязывались хранить молчание на любых допросах (даже если задержанный был невиновен). Кутрера приводил поговорку, которую, по легенде, сказал раненый своему убийце: «Если я выживу, то убью тебя, а если умру, то прощу тебя».

В разных источниках приводятся разные принципы и правила, относящиеся к омерте. Основным принципом считается полный запрет на сотрудничество с властями и правоохранительными органами для решения возникших проблем. Согласно Антонио Кутрера, если члена группировки подозревают в том, что он является информатором (итал. cascittuni), это является серьёзным оскорблением.
 Он обязан либо отомстить за это оскорбление, либо найти покровителя (не в лице официальных властей), чтобы добиться отмщения.
Омертой категорическим образом запрещалось обращаться к властям за помощью, даже если человек стал жертвой преступления: человеку предписывалось не вмешиваться никоим образом в дела других и не докладывать властям о совершённых преступлениях.
 В то же время, если были серьёзные причины, потерпевший имел полное право расправиться с обидчиком или его семьёй по обычаям кровной мести.
 Даже если арестованный был невиновным в совершении преступления, ему предписывалось отсидеть в тюрьме положенный срок и не выдавать полиции никакую информацию о преступлении вне зависимости от того, было ли оно связано с мафией или нет. За нарушение обычаев омерты грозила смерть.

Издание «Нож» упоминает следующие положения омерты, которому обязаны следовать все члены группировки без исключения:

    никогда не сотрудничать с властями и не разговаривать с полицейскими;
    отбывать свои тюремные сроки без жалоб и не признавать себя виновными;
    отрицать в разговорах существование мафии и вообще не произносить слово «мафия»;
    не вступать в интимные отношения с женщинами других членов группировки;
    не представляться прямо члену мафии, так как их может познакомить только общий друг;
    не продавать и не употреблять наркотики;
    не убивать полицейских или судей, чтобы не провоцировать силовые органы на расправу с криминальной группировкой.

Согласно писателю Рику Порелло, сторонники омерты осуждали тех, кто пытался свидетельствовать против своих соратников («это или трусы, или глупцы»); кто не мог обеспечить свою безопасность без обращения к полиции («и трусы, и глупцы»); кто выдавал органам правопорядка истинного виновника преступления («это равноценно тому, чтобы не ответить грубой силой на применение грубой силы»); кто выдавал раненому человеку имя того, кто на него покушался («если тот вылечится, то наверняка захочет отомстить несостоявшемуся убийце»)


Рецензии