Не вмешивайте блатной фольклор в поэзию
Борис Рыжий
Благодарю за всё. За тишину.
За свет звезды, что спорит с темнотою.
Благодарю за сына, за жену.
За музыку блатную за стеною.
За то благодарю, что скверный гость,
я всё-таки довольно сносно встречен.
И для плаща в прихожей вбили гвоздь.
И целый мир взвалили мне на плечи.
Благодарю за детские стихи.
Не за вниманье вовсе, за терпенье.
За осень. За ненастье. За грехи.
За неземное это сожаленье.
За бога и за ангелов его.
За то, что сердце верит, разум знает.
Благодарю за то, что ничего
подобного на свете не бывает.
За всё, за всё. За то, что не могу,
чужое горе помня, жить красиво.
Я перед жизнью в тягостном долгу.
И только смерть щедра и молчалива.
За всё, за всё. За мутную зарю.
За хлеб, за соль. Тепло родного крова.
За то, что я вас всех благодарю
за то, что вы не слышите ни слова.
Мы не будем говорить, что здесь звучит Цветаевский мотив: "Спасибо Вам и сердцем и рукой, За то, что Вы меня — не зная сами! — Так любите". Пускай, это допустимо, хотя и вторично. Но вот благодарить за блатную музыку за стеной?.. Нет, это не русская поэзия, это блатной фольклор. Его не надо смешивать с поэзией.
В чем разница Цветаевского и стиха Рыжего?.. В том, что ухватив цветаевскую интонацию, которая в нас отложила проникновенность и поэтичность, он расширяет смысл до безграничности. Если Цветаева обращается к любимому, испытывает к нему благодарность, то Рыжий начинает эксплуатировать этот зачин. Он как заправский трибун начинает благодарность женщине, к которой пришел, переходит на благодарность природе, благодарность поучением, где чужое горе учит жить красиво, за творчество - детские стихи, и даже за существование ангелов и бога, и в эти духовные аспекты устремляется благодарность Рыжего.
Спрашивается, а почему Цветаева так не расширила свое стихотворение, почему он выделила только один мотив - любовный?.. Да потому что она чувствовал фальшь, если от мотива любви уйти к всеобщим мотивам, включая божественные и раздавать поклоны налево направо. Это была бы ложь, позерство, и она это все знала, но наш поэт, увы не знал... Но есть еще один момент, который непростителен Рыжему..
Ну, если ты воспользовался чужим напевом, если ты использовал всенародную любовь к цветаевскому стиху, который и тебя вдохновил, то почему же не указать в эпиграфе пару строчек из ее стихотворения, или отметить, что написал под впечатлением ее стиха... Не скромно получается. Впрочем, для любителя блатной музыки за стеной уважение к творчеству других не имеет никакого значения.
Свидетельство о публикации №125022306779