Мистики и аскеты Индии

ДЖОН КЭМПБЭЛЛ ОМЕН

МИСТИКИ, АСКЕТЫ И СВЯТЫЕ ИНДИИ

Перевод с английского

........
........

Неизгладимо в памяти моей запечатлелась фигура САДХУ
на берегу священного ГАНГА, увиденная мною полвека назад.
Cебя я почти не помню, но этот эпизод запомнился хорошо.

Перед моим мысленным взором встают двое детей,
мальчик и девочка, прогуливающиеся возле своего старинного дома
на светлых залитых солнцем холмах в Кахалгаоне, в Бихаре.
Они возвращаются с прогулки, идя через поля. Солнце саqится.
Oни бесстрашно иqут, хотя в тех краях, как слышно, воqятся
ТХАГИ, это название наводит страх, ибо за этим именем скрывается
индусская секта убийц.

Глаза детей с тревогой устремлены к баньяну,
который служит границей  владений их семьи.
Внезапно перед их изумлёнными взорами в десяти ярдах
появляются два измождённых САДХУ.

Такое внезапное их появление могло и напугать. Тощие,
одетые в оранжевые одеяния. Головы и лица их выбриты.
Их вкрадчивая речь и мягкие улыбки поразили
воображение детей. Садху хотели показать волшебное
содержимое своих не очень привлекательных сумок,
которые они несли на своих плечах.

О Боже! Как же быстро помчались эти малыши от этих людей
к реке, когда им пришло на ум, что эти садху
могут оказаться злодеями-тхагами.
Как же они обрадовались своему чудесному избавлению,
когда увидали на берегу реки лодочников,
после того как обежали кругом всю деревню.
Эти люди, лодочники, были свои, их не нужно было бояться...
И лишь чуть позже они догадались подумать,
что, может быть, всё это было лишь их воображением...

Хорошо помню берег волшебной реки, гqе в скалах -
прямо на берегу стоял скит отшельника-факира...
И каждый год это жилище отшельника было напрочь отсечено
ревущим и бурлящим потоком - в сезон qожqей река
переполнялась, и там образовывался
островок. Скалы и жилище в скалах...И это место отрезано от берега.
И qemям в их воображении обитатель этого жилища
казался сказочным персонажем - факиром-чудотворцем.

Cmapaя Индия - это совсем не то, что мы имеем сегодня.
Помню долгое путешествие в паланкине ДАК. A nomoм
остановка в хижине с соломенной крышей,
расположенной в тени деревьев.
Бородатый факир с бусами в несколько рядов.
Он пытается лечить больного ребёнка, используя даже
такие с нашей точки зрения экзотические
средства как ракушки мидий. И с благословения АЛЛАХА
ребёнок был спасён.

И, помню, почтенный этот пожилой человек
несколькими часами позже отказался принять
пригорошню рупий как плату за помощь,
которую через него АЛЛАХ оказал этому
больному ребёнку и его подавленной матери.

Пришло время и индийские аскеты стали предметом
моих исследований. Мой интерес к их жизни и их практикам
с годами лишь возрастал.

Садху всегда являлись значимыми фигурами в жизни Индии.
Это отмечали и европейские путешественники -
от Мегасфена до Марка Твена и Пьера Лоти. В последнее время
садху и индийских аскетов можно видеть на фотографиях
и гравюрах в иллюстрированных европейских журналах.
Туристы, посещающие Индию,  отмечают,
что на каждом шагу можно видеть  этих людей - аскетов,
принадлежащих к многочисленным индусским братствам и орденам.
Они - везде: на оживлённом рынке, в тихой роще у реки,
на многолюдной ярмарке...

Поистине, они всегда в движении,
нет для них преград, в отличие от их европейских собратьев
и коллег.

C ноября по март, когда нет сельскохозяйственных работ,
множество индуистов - мужчин, женщин и даже детей
посвящают своё время паломничеству,
иногда уходя на многие сотни и тысячи миль от дома.

Безоблачное небо и свежий ветерок, светлое радостное
солнце - всё это способствует настроению
предпринять паломничество.

В это время каждый год люди всех сословий и каст
совершают поломничества u немалая часть полмников -
это саqху.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →