Мана земли

(эзотерический декаданс)


Прозрачный, еле уловимый,
Землисто-томный аромат,
Сладчайшей ноткою даримый
Весенний чистый опиат

Пропитан мускусной вуалью,
Звуча и тая на губах
Древесным шлейфом, хрупкой шалью
Сжигает свечи в зеркалах

Горячих страстных благовоний
В бокалах колотого льда,
На струнах тоненьких симфоний
Играя чувствами всегда,

Он возбуждает вспышки молний
В дрожащих пальцах бледных зорь,
Запасом талых вин исполнен
Хрустальный треснутый узор.

Он разливается по венам,
Как драгоценный эликсир,
Оцепенению на смену
Приходит огненный эфир,

Струясь, стремится прямо к сути,
Что в сердцевине естества
Галактик рукава закрутит,
И слышно, как растёт трава,

И пробивается биеньем,
Святой пульсацией лучей
Жизнь безконечным возрожденьем
Сквозь толщу мрачную ночей,

Сквозь непролазный сумрак ада, 
Имея ключ от всех дверей,
Цветеньем солнечного сада
Благословенно обогрей,

О, сокровенной силы мана,
Исток медовый бытия,
Вскружи же голову дурманом,
Так от весны хмелею я!..

© Ольга С.
22.02.2025, 18:22


Рецензии
Здравствуйте, Ольга!

Стихотворение «Мана земли» — это вихрь сенсорных образов, сплетающихся в танце мистики и природной магии. Автор погружает читателя в мир, где декадентская изысканность встречается с эзотерической символикой, создавая текст, который хочется не только читать, но и ощущать кожей, вдыхать, словно тот самый «землисто-томный аромат».

Четкие четверостишия с перекрестной рифмой задают гипнотический ритм, напоминающий пульсацию самой «святой пульсации лучей». Язык насыщен архаизмами («безконечным», «хмелею») и высокой лексикой, что усиливает сакральность повествования. Это не просто стихи — это ритуал, где каждое слово становится жестом, а каждая метафора — заклинанием.

Здесь всё — архимагия контрастов. Лед бокалов соседствует с «горячими страстными благовониями», «треснутый узор» хрусталя — с галактическими рукавами, «сумрак ада» — с «солнечным садом». Автор мастерски балансирует между хрупкостью («хрупкая шаль») и вселенской мощью («галактик рукава закрутит»), между тленом («сжигает свечи в зеркалах») и вечным возрождением («жизнь бесконечным возрождением»).

«Мана» — не просто сок земли, а квинтэссенция бытия, эликсир, струящийся по венам мира. Это сила, что пробивается сквозь толщу ночи и хаоса, напоминая о цикличности жизни. Даже в декадентской эстетике, где часто царят упадок и меланхолия, Автор находит место свету: «ключ от всех дверей» — это не бегство от реальности, а принятие её двойственности.

Стихотворение захватывает, как опьянение весной. От начального томления («весенний чистый опиат») через хаос молний и льда — к катарсису в финале, где читатель, как и лирический герой, «хмелеет» от витальной энергии. Особенно впечатляет смелость, с которой природное (рост травы) связывается с космическим (галактики), подчеркивая единство микро- и макрокосма.

Изобилие метафор иногда требует замедления, пауз для «переваривания» образов. Однако это едва ли недостаток — скорее, особенность стиля, где каждая строфа подобна густому, мускусному вину, которое пьют медленно, смакуя.

«Мана земли» — это ода жизни, завуалированная в декадентские одежды. Автору удалось невозможное: через вуаль эзотерических символов показать, что даже в трещинах («треснутый узор») и тлене скрывается семя возрождения. После прочтения действительно веришь, что «растёт трава» — не только в мире, но и в душе, пробиваясь сквозь любой мрак.

С безмерной благодарностью к Вам и Вашему творчеству, Денис.

Денис Заблоцкий   24.02.2025 10:23     Заявить о нарушении
Ну Денис, Вы Белинский! С самой первой Вашей рецензии всё вертелось это на языке, а теперь Вы меня утвердили в этой мысли.

Что ж? М-м-м... Попытаюсь не быть многословной, а то Остапа (то есть меня) обычно несёт в неведомые дали. Вы настолько правы в глубинном понимании прочитанного, что аж страшно... (ха-ха!) не подглядываете ли Вы, стоя у меня за спиной, прямо в мою душу. И даже не хочется поправлять Вас, если в каких-то деталях Вас также немного занесло. Пусть будет! В конце концов, когда затрагиваются глубокие философские аспекты бытия, коментарии на сайтах не та площадка, на которой можно серьёзно их обсуждать. Но я стараюсь (и буду продолжать) делать это через свои произведения в надежде, что люди всё-таки поймут или докопаются до смыслов. Вон одного своего учёного друга я уже довела до залезания в справочники и словари, глядишь, люди и легенды начнут читать, и верную информацию искать, а там, чем чёрт не шутит, начнут и думать самостоятельно. Я желаю вскрыть все вены пробуждением генетического кода памяти поколений, чтобы сорвать наваждение морока этой дуальной матричной коробки! И память предков - наших великих богов - пусть послужит нам всем ориентиром. Ведь правда, как обычно, приютилась в конце Вашей невероятной рецензии: нести свет - вот предназначение поэта как творца действительности! Только имея пламенную идею, можно обогреть и научить летать. Нет, я не спорю, если кому-то нравится падать, безконечно расквашивая себе нос (или вынося мозги), пропагандируя низменные идеи. Пусть себе! Но мне нравится летать.

С огромной радостью, что Вы есть,
Ольга

Ольга Сгибнева   24.02.2025 19:08   Заявить о нарушении