Первый среди первых, поэма

(посвящается Юрию Курочкину, фронтовику, поэту, нолинчанину, полковому разведчику)

Орденская планка на груди,
Сколько же в ней собрано наград…
На лице - мальчишества следы,
И улыбчивый, душевный взгляд.

Словно вовсе не было войны 
И солдатских огненных дорог: 
Раны временем заживлены,
В сердце – мирной жизни огонёк.

Голова кудрявая черна,
Нет следов солдатской седины.
Словом, ты, война, побеждена,
Сердце просит жизненной волны.

         Начало
Он в Шварихе солнечной рождён,
Где луга и речка - сам уют.
Был друзьями с детства окружён,
С ранних лет познал крестьянский труд.

Мама и отец – учителя,
Их посыл – достичь своих высот:
Жизнь подобна взлёту журавля,
Крыльями принявшего полёт.

Любознателен, с живым умом, 
Взгляд мальчишки к знаньям устремлён.
Он стихами с детства увлечён,
А учёба – главный марафон.

Он к нагрузке с ранних лет привык,
Школа для него – любимый дом.
Юра, как примерный ученик, 
Вскоре был в Нолинск переведён. 

Лучший ворошиловский стрелок,
В спорте - атлетический спортсмен, 
Он на сцене - яркий маячок, 
Всеми признан, местный супермен.

Стал неравнодушен к красоте, 
И во всём азартен, как игрок, 
В каждом деле рвался к высоте, 
Но раздался выпускной звонок…

Дороги военные, через Сталинград…
Десять школьных лет, как день, прошли, 
Вечер выпускной, последний вальс. 
И мечты, как в море корабли, 
Держат курс в заоблачную даль.

Жизнь и счастье – где-то впереди, 
Ведь ему всего семнадцать лет,
Не страшны ни ветры, ни дожди, 
Он в мечтах, как сокол, на крыле.

Только грянул в небе ясном гром,
Мир, как мячик, сотрясла война,
Первый среди первых бросил дом,
Фронт – ему и дом, и мать родна.

Полковой разведчик фронтовой,
На передней линии огня,
Он в тылу врага вступает в бой,
«Языков» берёт, не зная сна.

Для разведки в дружбе скрыт успех,
Выручка – великая цена. 
Все за одного, один – за всех,
Не страшна разведчикам война.

Вновь он - ворошиловский стрелок, 
И азартен даже на войне, 
Здесь спортивный дух ему помог 
Выжить и остаться на коне. 

Защищал полгода Сталинград, 
Жил в сплошном огне, но не сгорел,
Многих потерял его отряд, 
Юрий в грозной битве уцелел.

Получил ранение боец, 
Госпиталь прошёл, и снова в бой,
Был живуч в сраженьях наш борец, 
И храним, как матерью, судьбой.

Он по Украине шёл в боях, 
В год сорок четвёртый, роковой, 
И уже не ведал в битвах страх, 
Дух свой не теряя боевой. 

Снова ранен наш герой-солдат,
Мог остаться без одной ноги,
Спас хирург от тягостных утрат,
К жизни страсть и воля помогли.

По закону, Юрий инвалид, 
А по жизни опытный солдат,
В жилах кровь горячая кипит, 
Духом и желаньями богат.

Первый среди первых хочет жить,
Разве это возраст – двадцать два? 
Чашу счастья трепетно испить 
И открыть у жизни острова. 

Школа и дети – новый фронт
Нет войны, но школа – новый фронт, 
Сколько здесь ребят, детей войны… 
Кто согреет без отцов сирот, 
Эти дети для него – сыны. 

Юрий примет их, научит жить,
Родине своей полезным стать,
Жизнь, как мать, лелеять и любить, 
И понять, что это – благодать. 

А пока он – школьный лаборант,
Молотовской школы выпускник.
Здесь, вернувшись, отошёл от ран, 
Словно к матери щекой приник. 

А ещё – он молодой студент,
Будущий учитель нолинчан, 
С первых дней его авторитет   
Притянул ребят, как повенчал. 

Физико-технический кружок 
Он с тех пор с ребятами ведёт. 
Каждый проведённый с ним урок - 
Словно ветра свежего глоток.

В первой школе в первый Новый год   
Ёлка танцевала хоровод. 
В центре был технический кружок, 
Вся в восторге школа, рад народ.       

Дом культуры ожил в эти дни,   
Словно вовсе не было войны. 
Стали стены от солдат полны, 
Вновь на сцене вспыхнули огни. 

Как же не понять былых солдат, 
Победивших и войну, и смерть. 
Им утраты нужно наверстать, 
Мир, что кровью возвращён, воспеть.

Он, как Пушкин, к жизни воспылал, 
Вновь писал, читал со сцен стихи. 
Так войной накопленный металл   
Выходил из сердца и души. 

Голосом владеющий солдат, 
Он в спектаклях и актёр, и чтец, 
В спорте снова начинает старт,
За победы истинный боец. 

В творчестве имея явный дар, 
Он и в СМИ не отошёл от дел, 
Вёл «Педагогический журнал», 
Взял лентяев под крутой прицел. 

Как художник, Юрий рисовал, 
Склонность к фотографии имел,
В выставках работ преуспевал,
И в движенье счастием горел.

Он - гореньем жизненным дышал,
Он – нашёл свой жизненный удел.
Как в бою, он шёл и наступал,
Сил своих в работе не жалел.

Нужно было видеть волейбол, 
Он, скорей, сражался, чем играл,
Чемпионский титул приобрёл,
Встав на волейбольный пьедестал.

Главный пионер Нолинска
Он недолго лаборантом был,
Став военруком среди ребят,
Словно снова колокол пробил,
Чтоб готовить будущих солдат.

Детский дом, и новая ступень 
В жизнь его, учителя, вошла: 
В сутках - без границ рабочий день, 
Словно он – рабочая пчела.   

В тридцать лет – он главный пионер,
В Доме пионеров правит бал. 
Для детей он - творчества пример, 
Мужества мужского идеал.

Юность тех послевоенных лет 
Он в Нолинске нам сформировал,
И на всё ребятам дал ответ,
Научил труду и воспитал. 

В тех кружках для творчества ребят   
Принуждённых не было совсем.
Шли с желаньем, словно на парад,
Без вопроса главного: зачем? 

Коллективно, с трепетом творить,
Создавать из ничего предмет.
Путь свой в жизни в творчество пробить,-
Вот заглавный на вопрос ответ.

Вырастал художник на глазах 
В этой атмосфере трудовой, 
И картины в разных городах,
В выставках блистали красотой.

Радиотехнический кружок   
Радиолы в Доме мастерил. 
Их продукт – как творческий росток,
Многих «инженеров» приютил.

ВСЕ «ВПЕРЁД и ВЫШЕ» - их девиз,
И ребята чудеса творят:
Самолёты рвутся резво ввысь,
Роботы по-русски говорят.

Робот у ребят универсал,
Ходит, как и все, на двух ногах.
Он отличник, профессионал,
И экзаменатор в их стенах.

Лодки под водой плывут вперёд,
Покоряет высь воздушный шар.
Вот модель ракеты воздух рвёт,
Вызывая у ребят азарт.

Техника ракетная ребят
Три ступени в Доме обрела
В первомайский праздничный парад 
В небо городское поднялась.

Это был космический успех, 
Весь Нолинск в восторгах ликовал,
Так кружок ракетный взял рубеж,
Пусть ракеты с пуском потерял.

Создан водяной катамаран,
Наречён со вкусом – «Пионер».
Он с мотором – скоростной гигант,
А под парусом летучий шагомер.

К фотоснимкам вырос интерес, 
С одеяло взрослое – формат.
Выставки, как Полюшко Чудес:
Красоты в них больше во сто крат.

Автомат печатный создан был, 
Восхитивший множество ребят:   
Химию в него ковшом залив – 
Получай печатный результат.

Их модели выставят в Москве, 
Лучшие из творческих работ, 
Здесь увидят в детском мастерстве
Новизну и радости полёт. 

Так нолинский малый городок
Славу и известность приобрёл. 
Оживился детский островок,
Получивший славы ореол. 

Атмосферу тех ребячьих дней
Трудно лишь словами передать,
Свет в глазах прекрасней всех огней,
Матерям и детям благодать.

Дух доверия – начало всех начал, 
Всем известно, где лежат ключи.
Дом для всех ворота открывал 
И манил, как таинство свечи.

В мастерские вход всегда открыт,
Всем доступен нужный инструмент,
Заходи и начинай творить,
Ведь в твоих руках эксперимент.

Стыдно было двойки получать
Тем, кто занимается в кружках.
Двоечник – как чёрная печать, 
Должен был покаяться в грехах.

Взгляд директора – для всех сигнал, 
Что творцу нельзя последним быть.
И мальчишка двойки исправлял,
Чтобы снова без стыда творить. 

До полуночи работал Дом,
У людей творящих нет границ. 
Мамы приходили и с трудом 
Уводили чад, творцов ночных.      

Было время, разгорелся спор,
Кто важнее нынче для страны:
«Физик» -  созидательный мотор
Или «Лирик», рупор новизны.

Юрий был во всём оригинал,
Выдвинул ребятам свой девиз:
Каждый человек – универсал,
Совмещать две стороны стремись…

Костры, походы и палатки
Лето красное – любимая пора,
Отдых был сравним с полётом птиц.
Он и тут нашёл «прожектора»,
Для сердец ребячьих свет зарниц.

Лодка и мотор для тех времён   
Лучший способ, чтоб сходить в поход. 
Скоро собран водный эскадрон, 
Заменивший целый пароход. 

Самый первый лодочный поход 
Стал тогда проверочным для всех.
Три моторных лодки – малый флот,
Шли по Вятке трудно, снизу – вверх.

Были перегружены борты, 
Моросил все дни на Вятке дождь. 
Это изобилие воды
Словно вбило в отдых лёгкий гвоздь.

На ночёвках не хватало дров, 
Вовсе стал безрадостным итог: 
Каждый оказался нездоров, 
От простуды лёгкой занемог.

Так конечным пунктом Киров стал,
После десяти походных дней.
Здесь ребят автобус ожидал, 
Чтоб в Нолинск вернуться поскорей. 

Это был единственный сезон, 
Ставший неудачным для ребят. 
Каждый выход – сладкий полусон, 
Новизной, общением богат.

Время изменилось, стал дюраль 
В лодках, вместо дерева, служить. 
И непотомляемость – деталь, 
Что давала риски умалить. 

Целая флотилия плавсредств
Воды Вятки смело бороздит, 
Тесен стал маршрут из местных рек,
Захотелось Волгу покорить. 

Наконец, в Гагаринском году,
Был проложен самый длинный путь: 
Вою с Вяткой с лодками пройдут, 
Кама с Волгой завершат маршрут.

Трудно радость передать в словах,
От палаток летних и костров.
Он учил гасить в походах страх
И ценить природный наш простор.

Наконец, учил по-русски жить, 
Трепетно, с любовью и душой. 
Родину, как мать свою, любить 
И гордиться выпавшей судьбой. 

Каждый день ценить и каждый час,
Быть в движенье сердцем и умом,
Всю дорогу к доброму стремясь, 
Не боясь, что где-то грянет гром.

Первый среди первых, и для нас 
Стал он в нашей жизни образцом.
Как борец, защитник в трудный час,
И сегодня видится ОТЦОМ.

Заключение
Двадцать с лишним лет он – ПИОНЕР,
И УЧИТЕЛЬ, главный ПАТРИОТ.
Он открыл для многих в жизни дверь,
Обездоленных войной согрел сирот.

Многие кружковцы, как и он,
Станут в жизни взрослой созидать.
В творческом настрое боевом –
Физик с лириком зеркально совпадать.

Много инженеров среди них,
Есть и педагоги, душ творцы,
Офицерский выбор – у других,
Ведь они по жизни все бойцы.

Ленинградский Пионерский Дом
Он возглавит, переехав в центр,
Первый среди первых в доме том,
Он и там – для всех ребят пример. 


Рецензии