Легенда о Кащее бессмертном

Материал из интернета.
Таким образом, получается, что царство Германариха занимало территории от современной Германии до Уральских гор, то есть значительная его часть состояла из наших земель, покоренных в битвах. Со смертью Германариха его империя быстро распалась и венеды (=славяне) — как с досадой пишет Иордан, уже никогда не были под властью готов („а сами свирепствовали повсеместно“), но молва об этом тяжелом периоде под дланью чужого сурового правителя, вероятно, и могла лечь в основу предания о Кощее, требовавшем непосильную дань, красавиц и стяжавшему несметные сокровища.

Более того, по Германарих, по свидетельству летописца, прожил рекордные для своего времени 110 лет — за это время могло смениться несколько поколений и, современникам вероятно казалось, что он чуть ли не бессмертный. Есть, впрочем, версия, что под одним именем сохранился целый ряд готских правителей, поэтому и срок получился настолько длинным. Но и это еще не все переплетения биографий Кощея и Германариха, так последний умер из-за непокорной жены, которая не хотела быть с ним. Германарих жестоко убил ее за то, что она сбежала - и вскоре сам умер от раны, нанесенной ее братьями, которые пытались отомстить за сестру.

„Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], ее мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Сар и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного. Узнав о несчастном его недуге, Баламбер, король гуннов, двинулся войной… Между тем Германарих, престарелый и одряхлевший, страдал от раны и, не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни. Смерть его дала гуннам возможность осилить тех готов, которые, как мы говорили, сидели на восточной стороне и назывались остроготами“.
Таким образом, фольклорное имя Кощей Бессмертный вполне можно трактовать как „Бессмертный Мучитель/Враг“, а корни его могут уходить в кровопролитную эпоху великого переселения народов и связанные с этим периодом тяготы.


Фрагмент фрески Эжена Делакруа (ок. 1840 года). Аттила. (Для справки: Аттила также являлся государем гуннов, но правил уже позднее Баламира в 434–453. Обратите внимание на наружность, которую придал гунну художник XIX века. По „официальной версии“ гунны — монголоиды алтайского типа, происходящие от некого центрально-азиатского народа хунну.)
Кстати, указанное предание о Германарихе, Сунильде и ее братьях интересно еще и тем, что некоторые исследователи видят в нем прямую аналогию с легендой о Кие, Щеке и Хориве и их сестре Лебеди — возможно, это одни и те же персонажи. Заметим, что у Иордана они именуются росомонами/роксоланами, а другие античные авторы указывают на то, что роксоланы — это одно из славянских/венедских/скифских племен. В то же время, некоторые легенды связывают основание Киева с гуннами (изначально — Унниаград), при этом фигурирует имя Баламир (см. Русские сказки М. Д. Чулкова), а в приведенном отрывке из Иордана указано имя короля гуннов Баламбер, который и довершает разгром Германариха. Получается, что основание Киева, нашествие гуннов под предводительством некого Баламира и разгром Германариха - это события тесно связанные и относящиеся к одному пространственно-временному пласту.

Личное имя Кащей
Интересно, что в различных письменных источниках Руси имя Кащей (или Кошькей) не раз было зафиксировано, как обычное личное имя. Особенно часто встречается оно на берестяных грамотах Новгорода, Торжка. Зафиксировано оно и в московской берестяной грамоте № 3 (впрочем, идут споры о том, является ли здесь слово Кащей личным именем или указанием на должность, а именно — сборщик податей):

„…всех лошачков, и кобыл, и жеребят отдал есмь Кащею…“
В таком случае общая логика развития данного сюжета может быть следующей: изначально Кащей просто являлся довольно распространенным именем, потом один из Кащеев (может быть, некто Трипетович?) оказался „увековечен“ в былине о похищенной красавице, а как известно такие сюжеты во все времена и во всех странах пользуются большой популярностью в народе. И, наконец, история в процессе многократных пересказов обросла новыми деталями, добавленными для пущего эффекта. Законный жених оказывается нежеланным, а с течением времени и вовсе превращается в отталкивающего злобного старика, инцидента же с его смертью трансформируется в символический и интригующей образ иглы, как бы указывая на то, что это некто вроде черного мага или вовсе потусторонней сущности, которую победить простому смертному почти невозможно. И от этого победа его противника кажется еще более весомой.

Виктор Корольков, Царь-Кощей
С тех пор и само имя Кащей/Кощей приобретает крайне негативный смысл и накладывается или объединяется с другими мифами и легендами, в частности о демоне Зимы, которого согласно некоторым версиям до определенного времени (до XVIII века?) называли Карачун, но никак НЕ Кощей. Таким образом получается, что использование имени Кощей в стойком негативном контексте — это относительно недавнее явление, которому, возможно, всего пара сотен лет.

Происхождение слова "кощей"
Но почему имя Кащей или Кощей на каком-то этапе было столь популярным? И в чем причина его забвения? Достаточно ли для этого было одного единственного эпизода с одним-единственным Кощеем? Попробуем порассуждать о возможных смыслах этого слова. Вот существующие варианты:

Кащей — производное от глагола «кастить» в значении «вредить», «пакостить». (по В. И. Далю)
Кощей — от слова «кость» в значении «худой, сухой, тощий человек». Эта версия находит подтверждение в других славянских языках, где «кощей» часто переводится как «кожа, шея или кости». Скорее всего именно по этой ассоциативной линии идет представление Кощея в образе костлявого старика или вовсе скелета.
Кащей — «раб», от древнерусского «отрок, мальчик, пленник, раб», восходящего к тюркскому kо;;i «невольник», а то, в свою очередь, к kо; в значении «лагерь, стоянка». (по М.Фасмеру). Кстати, именно в таком значении слово «кощей» несколько раз упоминается в «Слове о полку Игореве».
Кащей, кощей, кошчiй — на старинном славянском языке означало слугу, который заведовал шатром, — палаткой господскою (кошъ). (по представлениям мифологической школы). Интересно, что в Ипатьевской летописи слово «кощей» фигурирует в значении «воин из обоза».
Кощей — «военачальник», «предводитель». Отсюда впоследствии — «кошевой атаман», то есть главный начальник войска, которое также именовалось словом «кош».
Кощей/Кощун — «хранитель», «сказитель», «волхв». Эту тему предлагаем рассмотреть чуть подробнее.
Кащеи — древние мудрецы?
Корень «кош-кощ» отражает тему сохранения или сбережения чего-либо. Отсюда: «кошель», «кошма», «кошт», «кошка» (житель кошта/шатра). Мифологическая школа объясняла само слово «кощей» в прямом смысле — как «хранитель кошта», то есть шатра, но, может быть, его следует рассматривать не как производное от «кошта», а как однокоренное с ним? Что если изначально речь шла о сбережении чего-то иного — скажем, знаний? Тогда Кощей — это по сути волхв. Отсюда и слово «кощуны» в значении «сказки». Оно неоднократно встречается в различных летописных источниках, и особенно применительно к отреченным (то есть запрещенным) книгам. Еще академик Б. А. Рыбаков в своей книге «Язычество Древней Руси» предположил, что «кощуны» — это название древнерусских языческих мифов, плод творчества древнерусских жрецов-волхвов.


Фантазия нейросети Kandinsky
В таком случае последующий запрет «кощунствовать» несомненно связан с запретом эти самые древние «сказки» сказывать, а само слово «кощунство» приобрело окраску некого действия противного истинно верующим.

Патриарх Иоасаф в 1636 году писал о том, что в Москве праздники празднуются неподобающим образом, отмечая, что «…и вся противно творим и ругателно праздником Господним… ходяще по улицам в народе, безчинствующе, пьянствующе, наругающеся праздником святым Божиим, вместо духовного торжества и веселия восприимше игры и кощуны бесовския, повелевающе медведчиком и скомрахом на улицах и на торжищах и на распутиях сатанинския игры творити, и в бубны бити, и в сурны ревети, и руками плескати, и плясати, и иная неподобная деяти…» Подробнее про скоморохов и все, что с ними связано.

Соответственно, и образ Кощея-Волхва, возможно, приобрел резко негативный смысл именно с приходом христианства, а само имя стало ассоциироваться с чем-то дурным. Со временем оно перестало указывать на хранителя знаний или преданий, осталась лишь тема хранения, накопления и стяжательства в самом отрицательном смысле, а в христианской картине мире это, конечно, связано с алчностью и накоплением богатств в ущерб духовному развитию. И вот уже Кощей «над златом чахнет…»

Сергей Малютин, Кощей (1904)
Интересно, что трактовка предполагающая происхождение слова «кощей» от слова «кости» также может быть легко увязана с темой волхвов-жрецов. Так, в прошлом гадание о различных предстоящих событиях на костях было широко распространено, а своеобразный «мастер» такого гадания как раз и мог бы носить кощея (или костея?) В таком случае неудивительны и магические способности, которыми в сказках традиционно наделяют Кощея.

Итог
Как видим с образом Кощея или Кащея связан целый спектр разных тем, понятий и гипотез, причем все они по своему убедительны. Остается вопрос — какой из образов Кощея все же был первичным, а какие являются его поздними переосмыслениями? Можно ли сказать, что Кощеями в сказках стали называть врагов и неприятных людей как раз потому, что это слово/имя уже несло негативный подтекст или, напротив, изначально нейтральное имя приобрело дурную славу из-за каких-то конкретных персонажей с таким именем? Стал ли он «бессмертным» потому, что кощеями традиционно именовали людей с особыми магическими способностями, или же это всего лишь собирательный образ врага, которого практически невозможно победить? Или исторического Германариха, прожившего рекордно долгую жизнь? Или вовсе — это поэтическое отображение сил природы, которые на порядок превышают силы смертного человека?

Или все еще сложнее и к настоящему времени под одним собирательным именем/названием мы сталкиваемся с целым рядом изначально независимых явлений и эпизодов? Напишите что думаете в комментариях.

********************

При подготовке текста использовались источники:

1.Р. Назиров «Истоки сюжета „Кащеева смерть в яйце“

2. «Альбом русских народных сказок и былин» 1875 г. под редакцией П. Н. Петрова.

3. Т. А. Агапкина «Мифопоэтические основы славянского народного календаря», 2002 г.

4.Б. А. Рыбаков «Язычество Древней Руси».

5.В. К. Болдак, «Кащей — Германарих?»

****************

Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями

О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?

Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":

"Голубиная книга" - древнейший памятник русской словесности полный загадок и намеков. О чем он рассказывает?

"Сказание о Словене и Русе" рассказывает о древнейших временах истории словян, русов и скифов начиная с IV тыс. до н.э

Невероятные факты о русских былинах, которые перевернут ваше представление о богатырях

Древнейшие письменное собрание русских народных преданий М.Д.Чулкова 1778 года выпуска - почему о нем забыли?

Малоизвестная версия былины про Добрыню и Тугарина, где есть точные привязки к местности и множество невероятных деталей

Невероятная забытая былина о воеводе Свенельде, которая рассказывает о его происхождении

***************************

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень поможет его продвижению!

Дзен

VK

Telegram

You tube

Сайт журнала "СНЕГИРЬ"


Рецензии
Предположу, что не стоит углубляться в темные века в поисках прообразов героев наших сказок. Если Иван Царевич - это Иван Молодой сын великого князя Ивана III, его жена- Елена Премудрая дочь молдаванского господаря Стефана, так же III, то и Кощей, это отнюдь не Германарих, а , например, крымский хан Менгли I Герей.

Семенов Алексей Анатольевич   21.02.2025 19:58     Заявить о нарушении
Возможно и так. Трудно сейчас подобраться к истине, коль прошло множество лет.
С уважением к Вам, Алексей Анатольевич! Всего Вам доброго!
Георгий Петрович Мединцев.

Георгий Мединцев   21.02.2025 22:09   Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →