Возвращение Одиссея притча о долге и одиночестве

В 2024 году режиссер Умберто Пазолини представил миру свою интерпретацию классической истории об Одиссее. Фильм, главные роли в котором исполнили Ральф Файнс и Жюльет Бинош, стал для меня неожиданным откровением, заставив по-новому взглянуть на знакомый сюжет.

Первое, что поражает в картине – это минималистичный, почти аскетичный визуальный стиль. Пазолини отказался от привычной бравурной зрелищности, характерной для нашего традиционного представления об античности.

Вместо этого зритель погружается в мрачную, практически черно-белую реальность, где редкими всполохами мелькает лишь багряно-красный цвет. Этот художественный прием усиливает драматизм повествования и подчеркивает внутреннее состояние героев. Отсутствие яркой зелени и других красок природы создает ощущение безжизненности и пустоты.

Повествование начинается с того, что морская волна выбрасывает Одиссея на берег родной Итаки.
Сама сцена вызывает горько-ироничную ассоциацию с мифическим рождением Афродиты из морской пены, но вместо прекрасной богини перед нами нагой и измученный старик.
Постаревший, истощенный скитаниями герой возвращается домой спустя двадцать лет после начала Троянской войны.
62-летний Ральф Файнс блестяще воплощает образ уставшего, надломленного жизнью человека. Его Одиссей почти не говорит, но лишь выразительно молчит, передавая всю глубину пережитого и прочувствованного одними лишь взглядами. Фильм изобилует длинными паузами и продолжительными кадрами в стиле Тарковского, что усиливает ощущение внутренней пустоты и одиночества героя.

Особенно впечатляет отсутствие в фильме привычных для древнего мифа об Одиссее элементов – здесь нет ни богов-покровителей, ни мистических существ, ни чудес, ни даже упоминаний о Циклопе или гневе Посейдона.
Вместо этого режиссер исследует природу человеческой драмы, темы долга, верности и острого посттравматического синдрома воина вернувшегося домой.
Одиссей предстает не как героический воин, а как человек, в полной мере расплачивающийся за свои неуемные амбиции и жажду славы.
Он возвращается на брошенный им и разграбленный женихами остров-дом один, потеряв всех своих земляков-товарищей, что добавляет горечи его возвращению.
...Или Боги просто забыли о нем, ...и давно покинули Итаку.

Жюльет Бинош в роли Пенелопы создает образ женщины, застывшей между верностью традициям и желанием изменить свою жизнь. Ее знаменитая уловка с тканьем погребального покрывала для свекра становится метафорой внутренней борьбы: днем она ткет, а ночью распускает работу, символизируя свою неготовность принять перемены. Отношения Пенелопы с Одиссеем после его возвращения показаны сложными и неоднозначными – она даже не узнает мужа поначалу, что символизирует пропасть, образовавшуюся между ними за годы разлуки. Она чувствует, что это уже совсем другой, неизвестный ей человек...

Интересно показана линия женихов Пенелопы, где особенно выделяется фигура Антиноя. Он единственный, кто носит такую же кроваво-красную накидку, как и та, что ткет Пенелопа. Это визуальное сходство намекает на возможную связь между ними, на то, что пылко признавшийся ей в глубоких чувствах Антиной, мог бы стать достойной заменой Одиссею. Однако путы традиций и чувство долга не позволяют Пенелопе сделать выбор в его пользу.

Кто такой Мужчина? Какова его роль в семье и обществе, и в античности и в современности.
Одиссей, отсутствовавший 20 лет, совершенно не участвовал в воспитании сына, да и в управлении государством.
Давайте, задумаемся: А нужен ли такой мужчина для семье вообще? Какова его созидательная роль в жизни близких и подданных?

Сцена, где Одиссей устраивает кровавую расправу над женихами, наглядно показывает его как некоего "демона прошлого", неспособного принять изменения, произошедшие за время его отсутствия.
Более того, очень символично и то, что его сын - Телемах, после кровавой расправы над женихами, тоже покинул родной остров, вступив на генетически заложенный путь странствий Отца...

Умберто Пазолини, кажется, стремится донести до зрителя мысль о вечном одиночестве человека и тщетности поисков славы и богатства. Герои фильма, гонясь за успехом, в итоге возвращаются к тому, с чего начинали – к пустоте и одиночеству. Особенно ярко это показано в сцене возвращения Одиссея, когда он, некогда могущественный царь, оказывается выброшенным на берег словно нищий, в чем мать родила.

Фильм "Возвращение Одиссея" – это не просто пересказ древнего мифа, а глубокая притча о неисправимой человеческой природе, о цене успеха и о том, что в погоне за славой и благами мы рискуем потерять самое важное – связь с близкими и самими собой. Это история о том, что истинное богатство не в золоте и блеске побед, а в ценности простых человеческих отношений, которые мы так часто принимаем, как заданное и должное.

Притча обращает внимание на роль женщин в истории и обществе, и не только античной, к сожалению.
Пока мужчины, подобно Одиссею, ищут славы и приключений, именно женщины, подобные Пенелопе, сохраняют устои, сохраняют и поддерживают семьи и, по сути, обеспечивают выживание, развитие и продвижение цивилизации.
 
Не грубая Сила, а могучая Слабость...

Впрочем, составить свое суждение об этом предлагаю каждому из Вас!)
   


Рецензии