Иоанн о святости, одной душе, молитве за евреев

893. Что такое святость? Свобода от всякого греха и полнота всякой добродетели. Этой свободы от греха и добродетельного жития достигают только немногие усердные, и то не вдруг, а постепенно, продолжительными и многими скорбями, болезнями и трудами, постом, бдением, молитвою, и то не своею силою, а благодатью Христовою. Только Владычица Богородица с самой ранней юности от самой утробы матерней освятилась, и потом во Святое Святых освятил Ее Господь совершенным освящением чрез Ее непрестанную молитву, чтение слова Божия и размышление о нем, чрез наставления небесных, чистых, бесплотных Сил, особенно чрез Свое внутреннее озарение. Святыня соответствует в природе свету солнечному и белизне снега, а грех тьме, чуждой света, и грязи или ржавчине.

896. Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое вдохнул Бог в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди поэтому все равно, что один человек или одно великое древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: возлюбиши Господа Бога твоего (первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею, и всею крепостию твоею, и ближняго твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), яко сам себе [Мрк. 12, 30, 31; ср. Мф. 22, 37, 39 и Лк. 10, 27]. Естественная необходимость исполнять эти две заповеди.

897. Всякого приходящего к тебе человека, особенно с духовной целью, принимай с ласковым и веселым видом, хотя бы то был нищий или нищая, и внутренне смиряйся пред всяким, считая себя ниже его, ибо ты от Самого Христа поставлен быть слугою всех, и все суть члены Его, хотя, подобно тебе, и носят на себе язвы прегрешений.

898. В истине Евангелия и церковных чтений не должно сомневаться. Все, что в Евангелии и в Церкви, есть дыхание Духа истины, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею [Пс. 11, 7], живот, мир и сладость духовная. Горе сомневающемуся: дух лжи омрачит, стеснит и повергнет его в уныние и скорбь. Опыт.

899. Господу, как чадолюбивейшему Отцу, приятно, когда мы искренно молимся о людях - Его детях, и как родители по просьбе добрых и благонравных детей своих милуют недобрых, капризных и злонравных, так Отец Небесный, по молитве сущих Своих [2 Тим. 2, 19] или по молитве иереев Своих, облеченных благодатью, за народ, милует и недостойных, как помиловал и

миловал непокорный и ропотливый еврейский народ в пустыне за молитвы Моисея. Но какая это была пламенная молитва!" Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе".


И на этой оптимистичной ноте о пламенной молитве Моисея...

Опять открыла все по сути. Укрепление. И там свои должны быть пламенные молитвенники. Аминь. Оставляю тогда еврея - на ЕГО народ и его заступников, какими бы они ни были, хоть уже и "пламенный искаженно" хбд. А у меня - свой белый столб до неба и спокойствие, от чтения Иоанна. Всё-таки это правильно - когда молитвенное разделение по народам, потому что иначе невозможно молиться, какое-то препятствие. Церковь молится только за своих членов. И теперь я по опыту чувства понимаю, что это правильно. И такое подтверждение из книги.
Да, я сказала "разделение". Но от этого стало легче.

Ещё спросила, можно и надо ли мне читать его стихи? и открыла это - значит не надо, так как он тут давит на "прилепляться только к Господу". В конце концов, и они прилепляются только к своей нации, которая, как они считают, прилеплена автоматом к Господу. Ан нет!
129. Соединяйся с Богом душою своею посредством сердечной веры, и все можешь сделать. Борют тебя сильные, невидимые, неусыпающие враги? Победишь. Враги видимые, внешние? Победишь. Терзают страсти? Одолеешь. Подавляют скорби? Отвратишь. Унываешь духом? Получишь мужество. Все с верою возможешь победить и самое царство небесное получишь. Вера – величайшее благо в земной жизни: она соединяет человека с Богом и в Нем делает его сильным и победоносным. «Прилепляйся Господеви, един дух есть с Господом» (1Кор.6:17).


Неустановленному лицу (Абраму Борисовичу). 1 августа 1896. Кронштадт
Абрам Борисович! отвечаю на твое письмо, в котором просишь меня молиться о своем больном младенце Давиде535. Я уважаю еврейский род ради Авраама, Исаака и Иакова, Моисея, Давида и всех праведных в роде еврейском, и тебя как верующего в общего всем Господа и просящего у священника христианского молитвы о твоем чаде. Молю Господа, пред Которым пишу эти строки, исцелить малютку Давида ради Имени Его и утешить тебя и жену твою. Да прославится Его Имя святое вовек.

Кронштадтского собора Протоиерей Иоанн Сергиев.

1 августа 1896 г.


Рецензии