Смысложуй - 5 Константин Зенцов
СОБСТВЕННЫЕ СТРОФЫ
Когда я родился, должно быть вспух
От первого крика, от кислорода,
От грязи, бацилл, от людей и мух,
Снующих от двери вдоль коридора.
Я не мог думать, но хотел мечтать
О белом аисте. Кочан капусты
Вырос как я и вздумал летать,
Не подозревая о существовании Камасутры.
Знак зодиака, как гвоздь в стене.
Отличается лишь по длине, ширине,
Цвету глаз…музыкальным слухом
Предпочитает тело с здоровым духом.,
Местность с крепостью, но ближе к морю,
Русский язык как восхождение в гору,
Географию как разновидность литературы,
Где камни не геология, а часть скульптуры.
Первые слова ребенка зарыты кармой.
Папа при свете дня оказывается мамой,
Прабабушкой или орангутангом,
Который почти человек, но ниже рангом.
Если угол рта поднимается до носа,
Цвет лица чем-то напоминает эскимоса,
То это лишь гены, подправленные непогодой
И нехваткой времени с вынужденной работой.
Ребенок при рождении дышит жабрами.
Роддом – аквариум, но с лекарствами.
Поэтому каждый раз погружаясь в воду
Человек испытывает что-то напоминающее свободу,
Где тело медленно выталкивает душу.
Ангелы как рыбы выбрасываются на сушу,
Заменяя чешую подобием перьев,
Соленую воду шумом деревьев.
21.04.1997
Автор Константин Зенцов. Это самое давнее, что мне удалось у него обнаружить.
Поэтическое сообщество слегка высмеяло моего смысложуя, сообщив, что это изыски моего подсознания, а не авторского. И, как ни странно, что "ларчик просто открывался", то есть смысла в тексте в разы меньше, чем я в него привношу. Все поэты понимают, что бред - это бред, что написанное ради рифмы написано лишь ради рифмы и так далее, и часто надо удовлетвориться тем, что глаза бегут по строчкам, не дырявясь торчащими неровностями и совсем уж откровенными безграмотностями и бессмысленностями.
Посмеялись - и ладно. А я продолжу, благо, автор позволил.
Поехали.
"Когда я родился, должно быть вспух
От первого крика, от кислорода,
От грязи, бацилл, от людей и мух,
Снующих от двери вдоль коридора"
Никто из нас не сомневается в том, что он родился, хотя наблюдателем при этом процессе не присутствовал. А может его из глины слепили? Здесь чудесная гипотеза: ребёнок набирает массу от вот этого всего вышеперечисленного. Если вы когда-нибудь были на высокотехнологичном психотренинге (который со стороны выглядит как сектантство или коллективный бред с плясками Витта), то, вероятно, наблюдали такой интересный феномен: а ваше тело, его наблюдаемое извне поверхность, превращается в ёмкость, а внутри блуждает огонёк вашего сознания. Он может как угодно резвиться в этом пространстве, как будто это его дом, в стенах которого он защищён и может обустраивать всё по своему усмотрению. Он может каждую волосинку надувать и гонять по ней от кончика до основания. Многое может. Он абсолютный хозяин. А здесь посмотрите что сотворилось! В его пространство влезли и наполнили собой все вот эти мухи. И кислород, которые для нас вообще-то ядовит, приходится употреблять сильно в меру. Бациллы тут свою диаспору обосновали, микробиомом теперь называются (после исследования с 2007 по 2012 год он прочно вошёл в литературу и теперь утверждает, что он важнее мозга). Снующие люди и мухи... У мух есть интересная особенность: в замкнутом пространстве, в какой-нибудь бутылке, они не летят на свет, а просто бьются обо все стенки, пока случайно не вобьются в горлышко и не вылетят на свободу. Метание туда-сюда - это их способ выживания. Коридор отчасти похож на бутылочное горлышко. Представьте себя мухой. И вот вы снуёте туда-сюда. Горлышко коридора, дверь палаты, за ней новорождённый. Предположительно бесконечный дух. А ведь это свобода. И вот люди, как мухи, снуют туда-сюда, весьма неравнодушные к этому бесконечному духу и шансу выйти через него на свободу. И не зря: вспомним библейского младенца в яслях.
"Я не мог думать, но хотел мечтать"
Вниманию социоников: иррационал интуит логик родился и уже в этой одной фразе проявился.
"...мечтать
О белом аисте"
Эх, знали бы мечтающие о белом аисте, что у него в клюве действительно плачет ребёнок - маленький зайчонок, которого скормят маленьким аистятам.
"Кочан капусты
Вырос как я и вздумал летать"
У кочана около 100 листьев, то есть был сотни пар крыльев. Можно довольно долго крылья обламывать, не утрачивая способность летать. Сравнение себя с кочаном - неплохая заявка на творческое долголетие. Вопреки всем критикам. К критикам же отсылает и сравнение в языке с кочаном капусты головы: сколько уши ни отдирай, а он всё новые лопоушит. Вечно зелен, но чем ближе к осени, тем плотнее. Зимой накормит.
"Не подозревая о существовании Камасутры"
Вкусно сказано о чистоте юности. У капусты наступает период опыления, но много позже и если не съедят. Хотя и съеденный кочан не отказывается от осеменения, если оставшаяся кочерыжка брошена на почву, где охотно укореняется. Много судеб можно вспомнить в связи с этим.
"Знак зодиака, как гвоздь в стене"
Твердь небесная может быть изрисована знаками, почему бы нет. После Камасутры гвоздь в стене напоминает про "любви моей он боялся зря... мне было довольно того гвоздя". В меру испорченности можно продлевать тему вбивания. Но стена любопытнее. Стены защищают и ограничивают. Зодиак - тоже. Вот тебе, человече, коридор возможностей, чтобы по нему сновать.
"Отличается лишь по длине, ширине"
Художники знают, как из длины, ширины, цвета возникают узнаваемые сущности. Игра размеров дает очертания, тень и свет придают объём, а потом какие-то чёрточки и блики вызывают узнавание впечатлений живого от встречи с живым.
"Цвету глаз…"
Цвет глаз людям важен и неизменно имеет трактовки. Колдовской зеленый, королевский серый ("умер вчера сероглазый король", гневливость властителей видна в потемнении серого), добродетельный карий и прочие.
"музыкальным слухом"
Различающий зрительное музыкальный слух? Считается признаком детей индиго. Автор как раз из того поколения, которое вызвало громкие разговоры об этих детях. Что творилось в космосе, когда гены считывали информацию об уникумах и собирали их здесь, на Земле? А если та же информация лилась на многие планеты и создавала клоны, помещая их в разные условия? А если во сне мы вселяемся в этих двойников? Индижатам, наверное, снится невероятное, языком невыразимое.
Нет, там музыкальный слух не отличает,
а предпочитает:
"Предпочитает тело с здоровым духом.,
Местность с крепостью, но ближе к морю" Правильные предпочтения с точки зрения сохранения собственного голоса: защищённое пространство на границе стихий, неискалеченное тело в гармонии с духом.
"Русский язык как восхождение в гору"
Если сравнить язык с восхождением, то многое проявится. Абсценная лексика - следствие травмирующего неудержимого падения. Когда не удалось удержать высоту, и вот летишь вниз, ломаясь об острая выступы, сдирая шкуру, и снизу уже не хочется подниматься наверх, больно и трудно.
Нисколько не заслуга свалиться, но жалость вызывает. Музыкальный слух этого падшего точно не предпочтёт, он выбирает здоровые дух и тело, без опыта падения.
Подъём труден, но ещё и грозит гипоксией, головокружением (от успеха). Чем выше, тем меньше пространства, кислорода и в целом шансов выжить. Зато как много можно увидеть с высоты!
Как много можно узнать о себе во время подъёма! А язык хорош тем, что в словах огромные пласты реальности, и, поднимаюсь к новым словесным различениям, их осваиваешь. Пусть в понятиях, а не в ощущениях, но ведь осваиваешь же.
"Географию как разновидность литературы"
Карту можно читать часами. В названиях много смысла, и юмора, и сказок, а при хорошей исторической подготовке карта превращается в роман-эпопею
"Где камни не геология, а часть скульптуры"
Не обижайте геологию, она увлекательна. Она ничуть не менее увлекательна, чем скульптура, и заслуживает восхищения. Камушки встречаются на каждом шагу, и их распознавание радует ничуть не менее, чем присочинение осмысленных форм хотя бы той бетонной "скульптуре", которая поставлена на островке фабрики "Красный октябрь". После таких бесценных (или абсценных) скульптурных форм сравнение камня со скульптурой оскорбляет камни. Впрочем, это я о своём, о наболевшем. Будь моя воля, хлам назывался бы хламом, бездари - бездарями, продажные чиновники - преступниками. Политкорректности с толерантностями продолжили бы существование в бесплодных социальных прослойках, но не там, где страдают все от антихудожественного произвола единиц. Кто хочет сказать, что я ничего не понимаю, пусть скажет. Тем, кто реставрирует пресловутый "Чёрный квадрат" и в грош не ставит Шишкина, надо быть сильно уверенными в себе и обязательно грубо подавлять всех оппонентов, иначе вылетят из искусства, никакого следа в нём не оставив. А так хоть и гадкий, но всё же свой личный след. В поэзии аналогично.
"Первые слова ребенка зарыты кармой"
Не открытие ли это в области детской психологии? Первые слова редко бывают настолько чёткими, что их распознают взрослые. Но это всё-таки слова, потому что возникают в ответ на видимый и слышимый мир. Распознанные во взрослой речи в их связи с элементами реальности, они теперь обозначают эту реальность и чем отличаются от гуления. Но почему замечено одно и не замечено другое? Даже если не уходить от научной картины мира, развитие ребёнка сильно определяется тем, что пережили его родители. Добро и зло в их исполнении, равно как добро и зло близких людей в отношении будущих супругов могут предопределить то, какие части реальности будут распознаны им как свои чуть ли не до рождения хорошо знакомые. И первые слова происходят от узнавания. Что распознаётся, то и познаётся. Оно будто притягивает к себе ощущения, предопределяет интерес, направляет энергию познания. В девяностые обращали внимание на то, что у отцов, богатевших недопустимыми способами, дети любили смотреть канал НТВ и учились тому, что даже взрослые не принимали без сопротивления. В то же время дети честных родителей этот канал в упор не замечали. У этого правила исключения были, но не многочисленные.
"Папа при свете дня оказывается мамой,
Прабабушкой или орангутангом,
Который почти человек, но ниже рангом"
Для меня, девчонки, этот кошмар невообразим. Папа был великолепен и не сравним ни с кем низкоранговым. Но говорят, что у мальчиков иначе, и соперничество с папой входит в обязательную программу развития. Почему бы не ослабить соперника сравнениями в своём воображении?
А если папа - это мама, то его можно любить и не соперничать.
"Если угол рта поднимается до носа,
Цвет лица чем-то напоминает эскимоса,
То это лишь гены, подправленные непогодой
И нехваткой времени с вынужденной работой"
Часто ли встретишь в литературе такое понимание и принятие своего отца?
"Ребенок при рождении дышит жабрами"
Встречаю сообщения о том, что даже у зародыша нет жаберных щелей, эволюционисты подрисовали их. И ребёнок, конечно же, жабрами не дышит, однако в том, как он пытается ползать, как глядит, угадываются кистепёрые рыбы. Ему так же, как и жаберным, безразличны наши взрослые человеческие смыслы. И упоминание о жабрах как будто что-то шевелит в самой-самой глубокой памяти.
"Роддом – аквариум, но с лекарствами".
Редко это учреждение бывает приятным и редко полезным-безвредным. Даже сейчас, когда Никитины и другие разумные люди отстояли право рожать детей более-менее естественно, отбиваться от непрошеных и вредных услуг крайне трудно. Инвалидизирующие действия вызывает предупреждение мнимых опасностей. Неестественность среды действительно такая же, как в аквариуме. Рыбья зависимость от заботы аквариумиста и у матери, и у ребёнка. Ситуацию может значительно улучшать присутствие разумного папы, но папы разумные - величайшая редкость.
"Поэтому каждый раз погружаясь в воду
Человек испытывает что-то напоминающее свободу"
Замечательная отсылка к Новой германская медицине Рика Герда Хамера, которую правильнее называют Германише хайлькунде. В 1981 году она уже появилась в зарубежных изданиях, а у нас лишь совсем недавно. Многие житейские истины с ней были восстановлены в правах. Вряд ли это всё-таки отсылка, даже если автор в те годы активно изучал заграничье. Но у всех, кто в теме, отзвук будет.
Какое счастье, что различные воды даруют нам свободы!
"Где тело медленно выталкивает душу"
Часто живём душевными движениями, игнорируя потребности тела. Оно сильно недолюбленное и недобалованное, лишённое право голоса. А в воде телесность пробуждается. Душа может блаженствовать рядом или спокойно полежать на полочке.
"Ангелы как рыбы выбрасываются на сушу,
Заменяя чешую подобием перьев,
Соленую воду шумом деревьев"
Красивый образ единства эволюции и креационизма. Неожиданный ответ на популярный вопрос о том, откуда это всё вокруг нас и в нас самих.
Читаю стихотворение в целом и удивляюсь тому, как близко оно подступило к изначальным ощущениям первых дней жизни. Не к ним самим, там-то всё было смутно, но к мыслям об этих первых днях.
Свидетельство о публикации №125022008832