Русская художница Наталья Гончарова

 

«Что в имени…»*
Наталья Гончарова –
Простое имя и отнюдь не ново:
Когда-то, грациозна и юна,
Блистала в Свете Пушкина жена.
Двоюродная правнучка её
Нашла предназначение своё –
Художница Наталья Гончарова. **
И это имя высветилось снова. 

За временем Наталья не бежала,
Она его, скорей, опережала.
Талант и труд, а также, без сомненья,
Ей в помощь в мастерской уединенье,
Поддержка друга,*** жажда новизны
И цвет – от синевы до желтизны. 


* «Что в имени тебе моём?» – начало стихотворения А.С.Пушкина, написанное 5 января 1830 года в ответ на просьбу красавицы польки Каролины Собаньской вписать ей в альбом своё имя. 

**Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) – русский живописец и график, деятельница русского авангарда, иллюстратор, блестящий декоратор, театральный художник, одна из основных представителей абстракционистского лучизма.

*** Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964) – русский живописец и график, выдающийся деятель русского авангарда, теоретик искусства, многолетний партнёр, спутник жизни, друг и коллега Натальи Гончаровой.

Ругали за картины в стиле «ню»,*
А я несправедливость устраню:
Ущербно ли, прекрасно ль, век от века,
Но естество есть – тело человека.
Художник любопытен, но здоровый
К натуре интерес у Гончаровой.
Да чтобы не поддерживать скандалы,
Наталья в жанре «ню» писать не стала.
Весь взор вперёд! Сквозь радужную призму
От русского лубка; – вперёд, к «лучи;зму».**

Количество полотен поражает,
Пик славы, молодёжь ей подражает.
Сюжеты от сохи***, примитивизм, 
Эскизы платьев, цвет, авангардизм –
Всё впечатляло.
Дерзко и свежо.
И в адрес Гончаровой: «Хорошо!» 

* Ню – это искусство изображения обнажённого человеческого тела в живописи, а название этого жанра пошло от французского слова nudite – «нагота».

** Лучизм – оригинальная художественная теория и течение в живописи русского авангарда 1910-х годов. Один из первых примеров абстрактного искусства в разряде «беспредметного творчества», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов. Основателем и теоретиком течения был художник Михаил Ларионов.

*** Сюжеты от сохи – картины из жизни крестьян. «Стрижка овец» 1907, «Бабы с граблями» 1907, «Хоровод» 1910 и др.


Для Дя;гелева было бы резонно
Позвать её на «Русские сезоны», *
Он шлёт ей телеграммы, но она
В Париж поехать хочет не одна. 
С ней едет друг и спутник Ларионов,
И оба – покорители салонов.

И дальше – на гастролях по Европе,
Жизнь понеслась в безудержном галопе,
Везде триумф!
И Запад восхищённый
Пред русскими коленопреклонённый.




*«Русские сезоны» – театральная антреприза Сергея Павловича Дя;гилева (1872-1929). Гастрольные выступления артистов Императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы в Париже. В 1914 году Н.С. Гончарова создаёт в Париже яркие декорации и костюмы в авангардной живописной манере с восточными и русскими народными мотивами для балета «Золотой петушок» композитора Н.А. Римского-Корсакова.








Им грезилось в Россию возвратиться,
Москву увидеть и родные лица,
Но рухнул мир в семнадцатом* году,
И возвратиться – значит, на беду.

Но дар и труд сулили перспективы:
Рождаются испанские мотивы,
Италия и, наконец, Париж,
Квартал Латинский, где уют и тишь.
Парижское кафе.
За чашкой кофе –
Цветаева,** её знакомый профиль.
Задумчива, со стрижкой, налегке,
С дымящей папиросою в руке.
Увидев Гончарову, повернулась,
Окликнув, восхищённо улыбнулась:
Ей хочется с Натальей говорить,
Ей хочется её боготворить…



*После революции 1917 года художники Гончарова и Ларионов становятся вынужденными эмигрантами.

**Цветаева Марина Ивановна, (1892-1941) русский поэт. В 1928 году произошла встреча Цветаевой и Гончаровой в Париже.  Выяснилось, что обе жили в Москве в Трехпрудном переулке в соседних домах. Марина Цветаева написала о художнице Наталье Гончаровой очерк. Ей удалось понять главное в Гончаровой: дар и труд.


О, сколько их, случайных эмигрантов,
Известных и блистательных талантов!
Работали, мечтая лишь о том –
Творенья их вернутся* в Русский дом.



*Дом в Трехпрудном переулке (между Тверским бульваром и Патриаршими прудами), где жили до революции художники Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, решено сделать их музеем. Экспозицию музея составят две тысячи работ знаменитых авангардистов, находящиеся сейчас в запасниках Третьяковской галереи.
 

02.02.2025, Санкт-Петербург


Рецензии
Очень интересно и познавательно, Надя, прочёл с большим удовольствием.
Вижу, любите и умеете погружаться в историю, знакомить читателей с
малоизвестными фактами и личностями. Увы, уже почти забытыми.
Спасибо Вам за целеустремлённость и подвижничество!
Вдохновения и успеха!

Владимир Георгиевич Костенко   21.02.2025 11:30     Заявить о нарушении
Володя, спасибо большое за добрый отклик!

Надя Ораевская   22.02.2025 10:49   Заявить о нарушении
Рад, что мой 2000-ый отклик пришёлся именно на это произведение.
Солнышка!

Владимир Георгиевич Костенко   22.02.2025 11:42   Заявить о нарушении
Отлично!

Надя Ораевская   22.02.2025 23:48   Заявить о нарушении