Я спросил сегодня у менялы. Основные результаты

На фото Сергей Александрович Есенин. 1925 год.





Я спросил сегодня у менялы. Основные результаты.



  Если я пользовался какими-то источниками (а я ими пользовался и всегда об этом указывал), то только для почёрпывания каких-то сведений о жизни Есенина. Я никак не покушаюсь на авторские выводы и их творческие открытия, если таковые имели место быть. Я выражаю огромную благодарность тем людям, чьи данные я использовал. Я выражаю огромную благодарность сайтам, посвящённым Есенину, материалы которых я использовал в своей работе: esenin-lit.ru и esenin.ru.

  Я использовал в своей работе только данные из открытых источников и только данные из интернета. Я не работал в архивах. Если я пришёл к каким-то новым или даже неожиданным результатам, то только благодаря чуть более внимательному ознакомлению с данными. Плюс аналитика и интуиция.

 Мне приходилось совать нос в такие материалы, которые обычный есениновед не смотрит. Кто будет смотреть какой-то Дневник Презента, повествующий о деятелях Коминтерна? Кому нужны подробные биографии Петерса, Бокия, Рейснер, Раскольникова, Ротштейна, Шумяцкого применительно к Есенину?! В конце концов, была использована примерно половина от просмотренного материала.

Теперь давайте по порядку о результатах исследования.

ПЕРВОЕ.
  Вначале во втором «персидском» стихотворении Есенина, с чтения которого и моего озадачивания от которого началась эта работа, идут слова «сегодня» и «меняла» («Я спросил сегодня у менялы»).
 
 СЕГОДНЯ – ЭТО 8-9 ОКТЯБРЯ 1924 ГОДА (ОБОСНОВАНИЯ СМ. В ЧАСТИ 16). НЕ 18-19 ОКТЯБРЯ, КАК СЕЙЧАС ОФИЦИАЛЬНО СЧИТАЕТСЯ.

 Я НАСТАИВАЮ НА ЭТОМ: 8-9 ОКТЯБРЯ СЧИТАТЬ ДАТОЙ НАПИСАНИЯ ПЕРВЫХ ДВУХ СТИХОТВОРЕНИЙ ПЕРСИДСКОГО ЦИКЛА. И ПРОШУ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЛЮДЕЙ СДЕЛАТЬ ИЗМЕНЕНИЯ В СВОИХ ПРИМЕЧАНИЯХ.

 Меняла? - Блюмкин, Болдовкин или просто меняла для персидских рабочих, переправлявших своим родным заработанные деньги на нефтяных промыслах, где бывал Сергей Есенин, например, в Балаханах? Или меняла, встреченный уже в Персии? На базаре Тавриза.

Мой окончательный вывод из части 21:
МЕНЯЛА – ЯКОВ БЛЮМКИН (ОБОСНОВАНИЯ СМ. ПО ВСЕЙ РАБОТЕ).

ВТОРОЕ.
Потом шли полтумана и рубль.

Мой окончательный вывод из части 21:
КУРС ОБМЕНА ПОЛТУМАНА И РУБЛЯ ПРИ НЕОФИЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЯХ УКАЗАН ЕСЕНИНЫМ ДОСТОВЕРНО. ЯКОВ БЛЮМКИН МЕНЯЛ ПЕРСАМ В ТАВРИЗЕ ПРИ ЕСЕНИНЕ В ОКТЯБРЕ 1924 ГОДА СОВЕТСКИЙ РУБЛЬ В БАНКНОТЕ НА СЕРЕБРЯНУЮ ПЕРСИДСКУЮ МОНЕТУ ДОСТОИНСТВОМ 5 КРАНОВ, В ПРОСТОРЕЧИИ ИМЕНУЕМУЮ ПОЛТУМАНОМ. ЗОЛОТАЯ МОНЕТА ПОЛТУМАНА В ОБМЕНЕ НЕ УЧАСТВОВАЛА.

ТРЕТЬЕ.
  Для поиска возможностей выезда Есенина в Персию в качестве основы я брал Хронологию (Скороходов М. В., Юсов Н. Г., Юшкин Ю. Б. Хронологическая канва жизни и творчества Сергея Александровича Есенина (1895-1925) // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. - М.: Наука; Голос, 1995-2002). Выражаю отдельную благодарность авторам этой работы.

 Я искал в Хронологии по годам, в тех местах, где это может быть связано с выездами в Персию, окна в датах, когда пропадает информация о местонахождении поэта, о его каких-то действиях. Каких действиях? - Например, такого-то числа ЧИТАЕТ кому-то стихи, ВЫСТУПАЕТ на вечере, ПОДПИСЫВАЕТ книгу или автограф стихотворения, ВСТРЕЧАЕТСЯ с кем-то. По возможности, эти действия поэта я выделил в приводимых частях Хронологии прописными буквами.

 В выделенном окне могут оставаться только данные о публикациях и т. д. На них не надо обращать особого внимания.

 Почему искал такие окна? Так потому, что официально Есенин ни в какой же Персии не был! Значит, если он всё-таки был там, то информация о нём, если ничего не врать, просто должна пропасть!

 Затем искал в письмах, воспоминаниях современников, протоколах допросов, то есть, в тех местах, которые не упоминаются в Хронологии, какую-то информацию, подтверждающую или опровергающую наличие выделенного окна. Или корректирующую его размеры. Плюс аналитика, интуиция = АИР (аналитико-интуитивное расследование).

 Читал, смотрел стихи, написанные в это время. Оценивал их тоже применительно к окну, думал, можно ли выявить в них, кроме поэзии, какую-то конкретную информацию, в данном случае, о Персии. Она, эта информация, должна хотя бы иногда проявляться, даже независимо от желания самого пишущего.

  Для улыбки вспомним: «О! Эта грудь! О! Барабан! И эти палочки ...». –
 То ли в Кабачке «13 стульев», то ли ещё в какой передаче говорили о криминальной ужасной истории с участием автомобиля в давние времена. Из свидетелей был только восторженный поэт, витающий в облаках. И он ничего не помнил о происшествии. Он только написал стих. Тогда детектив попросил поэта прочитать, что он сотворил вследствие пережитого. И там были эти, запомненные мною с тех пор, слова. Детектив по стиху нашёл разгадку, определил номер машины, поскольку был не дурак. Грудь – это 3, барабан – 0, палочки – 11.

  Было бы неплохо, конечно, если бы я ещё смог увидеть хотя бы календарный план по работе сотрудников советского посольства в Тегеране в те годы (это в основном к перемещениям коменданта В.Болдовкина).
 Было бы здорово, если бы я смог увидеть бортовые журналы «бакинских» или «тифлисских» Юнкерсов за 1924-25 годы особенно с записями нерегулярных рейсов. Там должны упоминаться пассажиры.
 Я уже не говорю об архивах спецслужб в Москве, Тбилиси, Баку, Тегеране, Лондоне. Кто поехал, кто приехал. В Персию, из Персии. Хотя бы. Есть ли там фамилии Блюмкина, Могилевского. Есенина могли не писать.
 
 Я говорю о спецслужбах, потому что считаю, что только с их представителями Есенин попадал в Персию. Ни одной официальной поездки у него не было!

 Почему никто из исследователей не обратил внимания на то, что всё время пребывания Есенина на Кавказе или в Туркестане - там, почти при нём, находился высокий представитель ЧК-ОГПУ Яков Блюмкин? Со всеми должностными обязанностями и заданиями по соседним странам?! Особенно по Персии. По совместительству друг.

 Обратили внимание (Вержбицкий, со слов) только на ссору в бакинском ресторане Есенина и Блюмкина, не привязанную больше ни к чему. Была и была. Как будто двое пьяных, не знающих друг друга, случайно встретились и чуть не подрались.


 ИТАК, БЫЛА ЛИ ПЕРСИЯ У ЕСЕНИНА ВООБЩЕ?
 ДУМАЮ, ЧТО ДА, БЫЛА.

  Наиболее вероятными из 1920, 21, 24-25 годов мне представляются следующие четыре окна.

1. Поход в Персию во второй половине мая 1921 года из Туркестана (единственное окно 1921 года) вместе с Блюмкиным и другими чекистами, сопровождавшими Ротштейна, назначенного послом в Персию (см. части 8, 9 и 16).

2. Персидский Тавриз 8-11 октября 1924 года из Тифлиса на поезде (2-е окно 1924 года) вместе с Блюмкиным (см. часть 16).

3. Поездка на поезде или полёт в Персию из Тифлиса в первой половине января 1925 года (1-е окно 1925 года) вместе с Блюмкиным.

   Далее приведу опять выписку из Википедии, не то чтобы подтверждающую мои мысли об этом окне начала января 1925-го, но не отметающую их:
 К тому моменту персидский цикл Есенина пополнился стихотворением «Никогда я не был на Босфоре…», написанным 21 декабря. ШЕСТОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ЦИКЛА, «СВЕТ ШАФРАННЫЙ ВЕЧЕРНЕГО КРАЯ…», ИЗНАЧАЛЬНО ДАТИРОВАВШЕЕСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ ПРИМЕРНО ЭТИМ ЖЕ ВРЕМЕНЕМ, ПО НОВЫМ ОЦЕНКАМ БЫЛО НАПИСАНО НЕСКОЛЬКО ПОЗДНЕЕ, ХОТЯ ТОЖЕ В ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ В БАТУМЕ И НЕ ПОЗЖЕ СЕРЕДИНЫ ЯНВАРЯ 1925 ГОДА, ПОСКОЛЬКУ УЖЕ 18 ЯНВАРЯ ОНИ ОБА ПОЯВИЛИСЬ В ГАЗЕТЕ «ЗАРЯ ВОСТОКА».
Конец выписки.

4. Полёт в Персию из Баку 8-13 апреля 1925 года (3-е окно 1925 года, 1-е «бакинское») вместе с чекистами или военными, знакомыми Блюмкина (см. части 18 и 19).

 5?. Полёт в Персию из Баку 19-21 мая 1925 года (2-е «бакинское» окно 1925 года) вместе с чекистами или военными, знакомыми Блюмкина, после встречи с Качаловым в бакинском театре. Есенин собирался под утро лететь в Персию с компанией и говорил об этом Качалову.

 Я поставил вопрос. Есенину могли не дать этого сделать после первомайского наказа Кирова «не пущать» и совершённого уже полёта в апреле. Его просто повязали (кто-то сообщил Чагину из театра) и срочно вызвали из Тегерана Болдовкина для конвоирования поэта в Москву (Болдовкин прибыл в Баку 22 мая).

 Для сомневающихся в отсутствии полёта в Персию в это окно могу для поддержки привести кусочек из Воспоминаний Качалова:
 «… Мелькают, вспоминаются еще встречи. Короткие, и немного их было, того же года, в Москве, в середине лета. Он уже «слетал» в Тегеран и вернулся в Москву. Женится. Зовет меня на мальчишник. Совсем здоровый, мне показалось, ясный, трезвый…».
 – То есть, Качалов встретился через месяц примерно с Есениным уже в Москве и спросил того о полёте в Персию 19 мая. Есенин ответил, что слетал. Думайте.


  В 1920-м (самом раннем году, когда могла случиться Персия), перед 1 съездом народов Востока, была ли возможность у Блюмкина заниматься Есениным сначала в Баку, потом поезд, если не добираться пароходом, потом в Тифлисе, потом в Персии?

  Мог ли вагон НКПС оказаться в Персии? Тогда о Персии должны были бы знать все из вагона. И Колобов, и Мариенгоф, и Есенин. Не считая Блюмкина. Сомнительно. Много свидетелей.

  А если Есенин уехал с Блюмкиным в Баку, например, от Петровского порта (Махачкалы) уже в спецпоезде, а Мариенгоф остался болтаться на перегонах в вагоне НКПС?

 «…Наш вагон прыгает, словно блоха, между Минеральными — Петровским портом — Баку…»

 И свидетели пребывания поэта Есенина в августе 1920 года в Тифлисе (см. часть 6) почему-то свидетельствуют только о Есенине, но ни слова о Мариенгофе. А ведь он для читающих людей тоже должен был бы известен. Есенин по гостям уходил один? Сомнительно. И Мариенгоф похвалился бы, но молчит. Что-то не так. Хотя, если вспомним, Мариенгоф вообще молчит в «Романе без вранья» о пребывании в Закавказье. На это у него были причины, на мой взгляд (см. части 6 и 7). Но уж о тифлисских безобидных встречах с почитателями он бы вряд ли смолчал.

  В письмах Есенина несколько раз (и какой-то случай выделить трудно) довольно обыденным языком говорится о намерении поехать в Персию. Но потом, когда, казалось бы, должна быть куча впечатлений от поездки, тишина. Только «Персидские мотивы». И АВТОБИОГРАФИИ.

  В Автобиографии за 1921 год (февраль) ничего не сказано о Персии. О том, что Есенин побывал там. Но В ЭТОЙ АВТОБИОГРАФИИ ЕЩЁ ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ СКАЗАНО НИ О КАКИХ ДАЛЬНИХ СТРАНАХ:
«…Устное слово всегда играло в моей жизни гораздо бо;льшую роль…
А в детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии…».

Потом в автобиографии идут бабка, дед, Клюев, размышления о влиянии религии.


 В Автобиографии 1922 года (май, отъезд в Европу и Америку) появляется Персия наряду с Китаем и Индией:
«… За годы войны и революции судьба меня толкала из стороны в сторону. Россию я исколесил вдоль и поперек, от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского моря, от Запада до Китая, ПЕРСИИ и Индии».

 В Автобиографии 1923 года (август или позднее, Есенин уже вернулся):
  «…19-20-21 ‹годы› ездил по России: Мурман, Соловки, Архангельск, Туркестан, Киргизские степи, Кавказ, ПЕРСИЯ, Украина и Крым».

 Наиболее чётко Есенин сказал о Персии в Автобиографии 1924 года от 20 июня (ещё не было тифлисско-батумского 1924-25 и бакинского 1925 года периодов, благодатных для посещения Персии):

  «…  после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918-21. За ЭТИ годы я был в Туркестане, на Кавказе, в ПЕРСИИ, в Крыму, в Бессарабии, в оренбургских степях, на мурманском побережье, в Архангельске и Соловках».

 Особенно обращаю ваше внимание на то, что в этой автобиографии 1924 года и в предыдущей 1923 года ЕСЕНИН УКАЗАЛ ОТДЕЛЬНО ТУРКЕСТАН И ПЕРСИЮ, хотя за 1922 год написал, что исколесил Россию «до Китая, Персии и Индии», что особо въедливые читатели могли бы истолковать как пребывание на территориях, в том числе и Туркестане, только граничащих с Китаем, Персией и Индией. Но Есенин указал отдельно.

В автобиографии 1925 года (октябрь) опять ничего нет о странствиях. Как и в Автобиографии 1921 года. Только:

«… Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах».

 Думайте. Если есть Персидский цикл из 15 стихов, то…

 Эта Автобиография была написана уже после дачи Шумяцкого в Малаховке (см. часть 19), где я предполагаю, они, Есенин, Чагин, Болдовкин, Толстая, под напором Чагина, договорились по возможности молчать о поездках в Персию.


 Почему же мы так не хотим при слове «Персия» верить Есенину? Есть ли у нас на то какие-либо уважительные причины? На мой взгляд, их нет.

  Мы верим опекунам П.Чагину, Н.Вержбицкому, Л.Повицкому про полное отсутствие Персии, хотя Чагин был только в Баку, Вержбицкий – в Тифлисе, Повицкий – в Батуме. И они не чекисты из верхов, чтобы всё знать о перемещениях полуопального поэта.

  Как они могут кричать о полном отсутствии Персии, если ни один из них не контролировал полностью пребывание поэта в Закавказье?! Да, и не могли они вмешиваться в действия Блюмкина или Могилевского по чекистским надобностям! Кто они такие? Могли только сообщить, но не вмешаться. Разве что Чагин что-то мог по партийной линии.

 Выходит, сговорились впоследствии. – «Не было Персии». Так спокойнее для них самих тоже, если все поездки Есенина были неофициальными. С троцкистами Блюмкиным, Могилевским…

  По Туркестану у нас в основном проходит ташкентский В.Вольпин. Он, по-моему, не претендует на звание опекуна, он – частичный свидетель, но тоже говорит нам о полном (!) отсутствии Персии, хотя не контролировал целиком по перемещениям поездку Есенина в Туркестан и окрестности. Не контролировал даже в Туркестане. Он находился только в Ташкенте. А ребята уезжали в сторону Полторацка (Ашхабада). На 10-12 дней. От Ашхабада - рукой достать до Персии. В Хороссане есть такие двери.

 Значит, здорово они, опекуны-свидетели, как-то где-то собрались и договорились. По телефону, в письме? – Вряд ли. Если свидетели так здорово и чётко в один голос поют, хотя и не были, не видели всего и везде, значит, дело серьёзное.

 Заметим, что воспоминания Вольпина напечатаны в 1926 году, то есть раньше воспоминаний всех других опекунов: Чагин – 1958, Вержбицкий – 1958, Повицкий - 1969, отрывки. Получается, что к 1926 году они уже договорились об отсутствии Персии у Есенина.

 Мы верим и есениноведам, которые перепевают в основном трёх вышеуказанных благодетелей-опекунов: «Не было Персии!».

 Насчёт опекуна В.Болдовкина, брата П.Чагина, есть вопросики. Мне кажется, он не очень хотел врать.

 Всё это («Есенин никогда не был в Персии») утверждается по существу без глубоких доказательств. Есенину читают приговор без производства надлежащего расследования, приведения документов. «Обвинили» и всё. Тащи срок. А срок уже не малый. Впрочем, с доказательствами по самоубийству поэта – почти то же самое.

 Да, я понимаю, что нужен «Фокс». Что хорошо было бы, если бы у нас на руках присутствовало фото Есенина вместе с аятоллой в обнимку на фоне тегеранской мечети. Но, если этого нет, если чекисты, особенно при выполнении задания, почему-то не любят фотографироваться, почему мы хором кричим одно и то же? Одни слова. Нет бы, ещё раз подумать да поискать.

 Мы даже не хотим серьёзно искать исчезнувшее по неизвестным причинам письмо Есенина к А.Берзинь от 8-9 октября 1924 года с первыми двумя стихотворениями «Персидского цикла». А оно могло бы быть по ценности почти как фото с аятоллой. Оно могло быть послано из Персии.


  Почему же у Есенина не получилась Персия так, как получились на годы Океания у Гогена, Капри у Горького, Персия на 4 месяца у ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА, наконец? Почему он не смог жить и творить там, в Персии, длительное время? Почему он, судя по выявленным мною окнам, мог находиться там только от 3-х до 10-ти дней, ни разу не «засветиться» и как будто всё бегом, бегом?

 Это был ВОПРОС ВОПРОСОВ ДЛЯ МЕНЯ. И один из камней преткновения. Ведь, если Есенин оказался в Персии, о чём много говорил, мечтал, то почему его как будто ветром выдувало из неё спустя несколько дней? И не один раз так было. И ни одного стороннего свидетельства.

  Я не говорю о туче исследователей, есениноведов, которые вообще запретили ему туда показываться. Я говорю о себе и о нём, своих раздумьях и выводах. Выводах о том, что Персия была у него. Но вот эти быстрые возвращения сильно колебали мою уверенность. Прав ли я? Всё ли обдумал? И через некоторое время я пришёл, надеюсь, к правильному ответу.

 ОТВЕТ: Есенин каждый раз был в Персии не сам по себе, не только по своим желаниям и возможностям, он находился там благодаря наличию и исполнению служебных обязанностей другими людьми. И хорошему отношению этих людей к себе. Эти люди были чекисты или военные. Эти люди находились в Персии несколько дней, потом возвращались обратно. О миссиях этих людей знали только посвящённые.

 Можем здесь вспомнить, что писатель КОНСТАНТИН ПАУСТОВСКИЙ в молодые годы на один-два дня оказался в Северной Персии в 1923 году случайно, просто потому что БЫЛ В КОМПАНИИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ОБЛЕЧЁННЫХ ПОЛНОМОЧИЯМИ (РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ, РКИ), выполняющих определённую миссию и могущих переехать через советско-персидскую границу и доехать до Тавриза.

 И кто, кроме самого Паустовского, нам сказал об этом? Что он был в Персии. Но мы сразу ему поверили и утвердили это. - Паустовский был в Персии. А фото с аятоллой есть?

 Вернёмся к Есенину. Допустим Есенин попадал в Персию в связи с делами других людей. Быстро возвращался. Но что его несло опять туда же на пару-тройку дней через неделю, через две, через месяц? У меня ведь выделено не одно, а несколько окон для Персии в 1924-25 годах. Это, не считая одного окна в 1920 году и одного в 1921-м.

 Ответ на это у меня один: у него не было других, официальных, возможностей, его бы не выпустили, и ему оставалось довольствоваться по Персии тем, что есть. Нелегальные выезды на короткое время. Он был хулиган. В результате – Персидский цикл. 15 стихотворений. Много это или мало? Если бы он был там, например, полгода, наверное, стихов было бы с сотню. Но мы благодарны ему и за эти 15 прекрасных стихов. Так получилось.


Из основных побочных результатов своей работы я бы отметил следующие.

1.Движение имажинизм (1918-1925) было созданием искусственным.
   Как только в конце сентября-начале октября 1918-го Есенин подписывает «Заявление» о желании образования крестьянской секции поэтов и писателей, так тут же появляется Мариенгоф из Пензы, лезет в друзья и говорит: «А не организовать ли нам, друг Серёжа, новое, ни на что не похожее движение – имажинизм, и ты будешь там командовать? На кой нам крестьянство?» (см. части 4 и 5).

 … Мариенгофа подпустили к Есенину, чтобы на несколько лет пристегнуть к имажинизму, увести с ненужной крестьянской дорожки. Ну и приглядывать заодно. Что Есенин написал в 1918-21 годах, когда был разгар имажинизма? Сколько?

 – Вспоминаем количество написанного Есениным по годам с осени 1918-го - времени знакомства с Мариенгофом: 1918 - 18, 1919 - 8, 1920 - 5, 1921 - 5, 1922 - 8, 1923 - 14, 1924 - 40, 1925 - 65(!).

 К 22-му году Есенин уходит от Мариенгофа, женится на Дункан (1922-23), что очень не понравилось Анатолию Борисовичу. Через Дункан Есенин соскочил с имажинизма! И взлёт пред гибелью! Тут уже, в 1924-25 годах, упустив вожжи, надо было браться за Есенина всерьёз, прерывать полёт любыми средствами.


2.Версия о том, что какое-то время (лето 1924) С. Есенин и Т.Файнерман, в то время жена Я.Блюмкина, состояли в любовных отношениях (см. части 3, 12, 16). У Я.Блюмкина с Т.Файнерман в течение 5 лет брака не было детей. Т.Файнерман, по моему предположению, забеременела от Есенина и в апреле 1925 года родила от него сына Мартина.
 Если верить М.Ройзману, что С.Есенин при встрече в мае 1925 года по возвращении из Баку в Москву сказал ему со свежей радостью, когда они вспомнили о «северянке» из «Шаганэ, ты моя», что эта «северянка» родила ему сына, то я предполагаю, что «северянка» - это могла быть только Татьяна Файнерман (не З.Райх и не Н.Вольпин).


3.Версия о тайном выезде-бегстве С.Есенина в феврале-марте 1924 года из Москвы в Баку и нахождении там примерно с 9 февраля по 23 марта (см. часть 13 «Нюансик»).


4.Горький вывод о друге С.Есенина – П.Чагине (см. часть 20).


5.Версия о том, что наиболее вероятным виновником гибели С.Есенина является Г.Зиновьев (см. части 6, 7).

 Заинтересованными в гибели С.Есенина (метка Троцкого) также являются П.Чагин, С.Киров, И.Сталин.

 Информацией о пребывании Есенина вместе с чекистами в Персии интересовалась английская разведка. Она могла приложить свою руку в конце декабря 1925 года в «Англетере».



  Напоследок. Наверное, у миссий сопровождения Есениным служивых людей в Персию и один раз в Абхазию была и обратная сторона для Есенина. Не только положительно-познавательная лицевая сторона, но и негативная. Он узнал, увидел и то, что ему было бы лучше не знать, не видеть. Это всегда чревато последствиями. Всегда найдутся люди, которые тоже захотят знать, и не всегда эти люди – наши друзья. Как это повлияло на судьбу Есенина, могу только догадываться.

  Что жёг в последнем своём сентябре Есенин на квартире у своей бывшей гражданской жены Анны Изрядновой? Какие бумаги?

Изряднова А. Р.: Воспоминания
В сентябре 1925 года пришел с большим белым свертком в 8 часов утра, не здороваясь, обращается с вопросом:
— У тебя есть печь?
— Печь, что ли, что хочешь?
— Нет, мне надо сжечь.

Стала уговаривать его, чтобы не жег, жалеть будет после, потому что и раньше бывали такие случаи: придет, ПОРВЕТ СВОИ КАРТОЧКИ, рукописи, а потом ругает меня — зачем давала. В этот раз никакие уговоры не действовали, волнуется, говорит: «Неужели даже ты не сделаешь для меня то, что я хочу?».

Повела его в кухню, затопила плиту. И вот он в своем сером костюме, в шляпе стоит около плиты с кочергой в руке и тщательно смотрит, как бы чего не осталось несожженным. Когда все сжег, успокоился, стал чай пить и мирно разговаривать. На мой вопрос, почему рано пришел, говорит, что встал давно, уже много работал.

... Видела его незадолго до смерти. Сказал, что пришел проститься. На мой вопрос: «Что? Почему?» — говорит: «Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверное, умру». Просил не баловать, беречь сына.
<1926>

Я: Почему он пошёл жечь туда, где его, скорее всего, искать не будут? Вряд ли это были стихи. «Чёрный человек» и «Страна негодяев» уже известны, публично читались автором. Ещё что-то более громкое и опасное? – Если только о Сталине.
 Но, возможно, это были бумаги не со стихами.
 Обратим ещё внимание на слова Изрядновой: «порвёт карточки». Это фотографии, которые уничтожал Есенин. Фотографии с кем и где? На тавризском базаре с Блюмкиным или всё же у мечети с аятоллой?

На этом простимся с тобой, уважаемый читатель. Благодарю всех! Удачи! Ваш Георгий.


Рецензии