Лесной ручей

Звеня кристальными ключами,
Напевной тонкою струной,
Играет гранями-лучами
Ручей извилистый лесной

И скачет мячиком по мелям,
На мшистых камешках журча,
И медунице, что в апреле
Цветёт там, глупости шепча,

А после, с птицами поспоря,
Чей голос звонче и бойчей,
Решает смыться он на море,
Ведь море это не ручей

Такой смешливый и наивный,
Такой беспечный и шальной,
Прибоя ропот заунывный
Не этот голос озорной

Ручья, ныряющего лихо
Под ветки, брёвнышки, мостки
Или мечтающего тихо
В тенистых заводях реки,

Сливая с нею свои воды,
В объятьях ласковых дрожа,
В студёных пальцах непогоды
Клубясь туманом миража,

Хрустальных капель, обжигаясь
Холодным пламенем ночным,
Себе накапает, купаясь
В них, нежно тая, лунный дым,

И отражая трав и листьев
Рисунок, путанный узор,
Его замазывает кистью,
Перевернув громады гор

И перья облачных вуалей,
И в них мелькающих стрижей,
Чтоб солнца бликами сверкали
В осколках хрупких витражей,

В картинках радужных сезонов,
Что в многоликих зеркалах
Струятся в неге перезвонов
В небесных гулких куполах...

© Ольга С.
19.02.2025, 05:57


Рецензии
Здравствуйте, Ольга!

Это произведение — настоящая симфония природы, сплетённая из света, звука и движения. Автор мастерски оживляет лесной ручей, превращая его в одушевлённого персонажа с характером: озорного, мечтательного, вечно стремящегося к свободе. Через динамичные метафоры и игривые антитезы ручей предстаёт то мячиком, скачущим по мелям, то дерзким спорщиком с птицами, то беглецом, мчащимся к морю. Но даже в этой беготне есть глубокая поэтическая философия: море, в отличие от ручья, лишено его «хрустальной» наивности, его «холодное пламя» и «туманы миража» напоминают о неизбежности взросления, слияния с чем-то большим.

Особенно завораживает работа со светом и отражениями. Ручей здесь — не просто вода, а художник, перекраивающий мир: он «замазывает кистью» узоры листьев, разбивает горы в зеркальной глади, смешивает реальность с иллюзией. Образы «лунного дыма», «хрупких витражей» и «радужных сезонов» создают почти мистическую атмосферу, где природа становится храмом, а её течение — молитвой.

Ритмика стихотворения, перекликающаяся с журчанием воды, и аллитерации («звеня кристальными ключами», «птицами поспоря») усиливают музыкальность текста. Однако некоторые метафоры, вроде «студёных пальцев непогоды» или «обжигающихся капель», могут показаться перегруженными, требуют вдумчивого погружения. Порой кажется, что Автор, увлёкшись живописью слов, теряет нить повествования, но это лишь подчёркивает хаотичную красоту самого ручья — он не обязан следовать правилам.

В итоге перед нами не просто пейзажная лирика, а гимн стихийной свободе. Ручей здесь — метафора души, которая, даже растворяясь в «объятьях реки», продолжает сверкать «бликами солнца» в вечном танце света и тени. Это напоминание о том, что жизнь, как вода, ценна не конечной целью, а самим движением — бурным, нежным, непредсказуемым.

Если что-то не разглядел или не так понял, простите.

С теплом, Денис.

Денис Заблоцкий   22.02.2025 16:04     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Денис!

Думала уже, что Вы слились, как ручей в море (шучу), но Вы, как всегда, на высоте, как горная река или неожиданный водопад. Рада Вашему новому произведению: этой рецензии. Вы прямо серьезно, со всей душой подходите к этому делу, пишете много, дельно и красиво. Меня переплюнули уже давно, приходится лезть в словари за антитезой и аллитерацией (честно, когда пишу, вообще не задумываюсь о подобных вещах), просто пою, но и анализирую не меньше Вашего, так что это Вы меня простите, если что-то непонятно. Непонятное это наше всё (ха-ха!). Обычными словами и образами можно и в прозе изъясниться (хотя и она бывает поэтичной), а поэзия это про красоту. И ещё про магию: магию творения. Я золотыми чернилами прописываю свою сказочную действительность на невидимой ткани бытия. Приобщаюсь к древним волхвам, ткущим нить Гусьего пути (ныне "Млечного") с помощью сакральных гуслей. А понять образы могут помочь знаки препинания, с которых и началось наше творческое содружество. Попробуйте читать сложные места, оборачивая инверсии в прямые конструкции и прослеживая нить повествования через паузы и разграничения знаков, как дорожных указателей: направо, налево, прямо, стоп, и увидите в общей канве отдельные предложения и фразы, которые связаны между собой согласованием, а его можно определить, задавая вопросы от одного слова к другому, от одной части к другой. Иногда предложение продолжается в следующей строфе или на следующей строке. Не сомневайтесь, я все эти моменты продумываю и сама так проверяю фразы на понятность. Разумеется, и Вы в этом правы, что поэзия не обязана быть нормативно-правильной, но я сейчас стала строже за этим следить, чтобы не городить полной-то уж чепухи, безсмысленного набора слов только для претензии называть это поэзией. Я стала до чёртиков осмысленной сама, и моя поэзия туда же. Но я-таки соблюдаю баланс между осмысленностью и загадками, которые я загадываю читателю волшебной иносказательностью образов, давая простор для собственных размышлений и фантазии. Вот и Вы находите у меня то, чего там нет (ну, я не вкладывала это, это просто живописная зарисовка моего знакомого ручейка), значит что-то своё. И это правильно, то есть цель достигнута, Вы включились в процесс и стали сотворцом. Благодарю Вас за это и за Ваши глубокие отзывы!

От всего сердца,
Ольга

P.S. Помнится, у меня была подруга, которая уж так непонятно писала, что я почти завидовала, это казалось мне каким-то космическим поэтическим уровнем. Но я упрямо оставалась собой. Со временем же я поняла, что обилие страшно-непонятных терминов - это ещё не позия. Поэзия - это музыка, но кому-то, к примеру, нравится Стравинский, а кто-то и тяжёлый рок (прямо рок какой-то!) считает музыкой. Однако время покажет, что из этого жизнеспособнее. Ещё раз благодарю!

Ольга Сгибнева   22.02.2025 17:31   Заявить о нарушении