В одной эскадрилье служили друзья

 Там, за облаками

Борта и кабину самолета сотрясало мелкой дрожью.  Инструктор  курганской авиашколы Дмитрий Тюменцев прогревал мотор перед первым утренним стартом.

-Курсант, Кочеров, вы сегодня не забыли  пристегнуться? - спросил он  меня по переговорной трубке.
Вопрос был неслучайным. Во время последнего нашего учебного полета, когда инструктор  уже задирать нос самолета, чтоб продемонстрировать мне одну из фигур высшего пилотажа «Петлю Нестерова» я крикнул.

- Дмитрий Федорович, я еще не пристегнут!
После короткого разбега легенда советской авиации По-2, наконец, взмыл в небо и стал набирать высоту. Оставшийся на земле,  авиатехник помахал нам рукой, желая нам удачи. Мелькнули цепочки синих и красных огней посадочных полос,  темные клинья леса, строго прочерченный зимник, деревенские дома. Слева заблестел   гаснущими огнями  город.

Биплан с опознавательным знаком П-360  вошел в низкую  серую облачность, и, прорубив  винтами ее непроницаемые  космы,  вынырнул среди  холодного блеска воздушного океана.. Мы оказались над  белой бесконечной пустыней. Она повсюду была изрезана   сизыми кривыми морщинами и  мягкими   провалами застывших розоватых волн.  На востоке светилась заря.

На этом занятии я учился делать глубокие виражи и боевые развороты  с понижением высоты.

-Не газуй! Смотри по сторонам. Не дергай ручкой!- подсказывал  мне инструктор.
Шла весна 1945 года и ее март - один из лучших месяцев в году. Как было молодо в крови! Где то далеко на западе, наши войска,   добивали фашистские. Уже,  под Кривым Рогом, в братской могиле, лежал мой старший брат Виктор Кочеров, а нас, семнадцатилетних мальчишек, из разных уголков СССР уже седьмой месяц кропотливо обучали летному делу в авиашколе, эвакуированной в 1941  из  Одессы.

С 22 августа 1944 в этой школе первоначального обучения пилотов воздушного флота, кроме меня, были еще четыре курсанта с Армизонского района. Среди них Снегирев Аркадий из деревни Снегирево, Владимир Кадочников  из Армизона,  и еще двое ребят: из Орлово Виталий Тарасенко из Орлово и Сабанин Ким из Южно Дубровного. Нас готовили тщательно, с прицелом на будущее. Близилась эра реактивной авиации.

Женщины спускали нас с небес

Первой карьера летчика оборвалась  у моего земляка Володи Кадочникова. В октябре 1944 ему пришло письмо, что его армизонская невеста собралась выходить замуж за другого парня.

Темнея лицом, расстроенный этим известием, Володя не колеблясь, потихоньку собрал вечером свой чемоданчик и ночным поездом уехал до станции Макушино, чтоб оттуда идти сто километров пешком спасать свое счастье.
-Спас?
-Да. Успел.
-Повезло. Мог попасть и под трибунал.
-Он покинул училище до  присяги. Мы ее  принимали 23 февраля 1945 года. Иначе  конечно бы, его  судили, как дезертира.

9 мая 1945 года все летчики первой и второй эскадрилий выбежали из своих землянок. Кто - то стрелял из табельного оружия, кто - то  пускал осветительные ракеты.  Мы обнимались.
Как мы были счастливы!

А через пару недель председатель комиссии начальник школы майор Кленин и ст. лейтенант командир первой  Эскадрильи Погорелов расписались в моей летной книжке, удостоверяя, что я окончил летное обучение.

Только на П0-2 у меня  уже было 209 вылетов. Из них 87  самостоятельных. Все эти месяцы  у нас были порядки, как в армии. Да мы и были ее дальним резервом. Мы ходили в  военной форме, занимались строевой и политической подготовкой, но не менее важным было знать теорию полетов, метеорологию, матчасть, штурманское дело, армейский устав. Мы учились  летать вслепую, под колпаком, по одним приборам.

       Потом были учебно-тренировочные полеты в 9 авиашколе г. Бугуруслана, после окончания, которой  я был откомандирован  в Чкаловское  военное училище.
Однажды меня вызвал к себе в кабинет  начальник училища.

-Курсант, Кочеров, почему вы в своей анкете утаили, что ваш отец враг народа?
-Товарищ подполковник, мой отец умер в омской тюрьме, не дождавшись суда. В моей летной книжке   так и написано. «Отца нет. Умер в июне 1942 года». Он был бригадиром в колхозе. Без коней, которых забрали на фронт, он с женщинами с одними литовками  не смог вовремя выполнить план заготовок кормов для животноводства.

Письменную жалобу на меня тогда  настрочила одна колхозница из Армизона. Ровесница. Я хорошо знал ее. Что заставило ее это сделать? Неприязни между нами не было никогда. Сама она  решила сделать, или ей продиктовали  содержание того  письма? Что ею  двигало? Черная зависть, или гражданская осмотрительность?

Ответов на эти вопросы  у меня  до сих пор нет. Скорее всего, она была  частью той системы, в которой, если на улице  собирались  сразу три человека, то один из них был обязательно осведомителем НКВД.   Это письмо  и меня спустило с небес на землю.

Ну да Бог с ней с этой дамой. Я был переведен в сухопутные войска. По земле  надо было тоже уметь ходить.

.Закончилась моя воинская служба в Тоцких лагерях только через семь лет, в 1951 году.
-Как встретил меня    Армизон? Однажды иду по улице,  а  мне навстречу  шагает знакомый человек, одетый в форму офицера морской авиации.

- Аркадий, Снигирев!- окликнул я его. Этим офицером  оказался мой однокурсник по курганской авиашколе! Мы переписывались с ним время от времени. Он ненадолго  приехал тогда в отпуск из Симферополя, где служил в морской авиации. Боже мой, как шла ему эта его военная парадная форма. Подтянутый, щеголеватый. И был у нас с ним долгий и приятный разговор.

Комсомол не предал меня

А определиться  в гражданской жизни мне помог  секретарь Армизонского райкома комсомола Николай Сергеев. Он  поверил мне и привел  в госбанк, где была на тот день вакансия. Там меня приняли с испытательным сроком в кредитный отдел.
Прихожу на другой день на работу.  Опять знакомое лицо!
Одногодок с 1927 года Виктор Крашенинин, после дальневосточного фронта и контузии тоже оказался здесь.

И замелькала, покатилась жизнь, подчиненная каким - то своим,   давно известным законам.  Женитьба. Семья.  Дом. Заочная учеба в омском финансовом техникуме. Курсы повышения квалификации в Ленинграде. Друзья. Дети. Выход на  пенсию. Внуки.

Жизнь человеческая коротка.    И, кажется, что все, о чем я сейчас рассказываю, было только вчера. Еще не стерлись в памяти лица моих друзей, с которыми мы весной 1945 года делали свои первые самостоятельные полеты на тихоходных, но очень надежных самолетах ПО-2..

Это рассказ о Г.В Кочерове, написан с его слов.
В сухопутных войсках он дослужился до старшины
Рассказ вошел в книгу: Власть просторов


Рецензии
Юрий,ВЫ-ПОТРЯСАЮЩИЙ!!!
ОТЛИЧНО ПОЗНАКОМИЛИ НАС С Г.В.Кочеровым!!!
...да...промашка..."Власти просторов"-НЕТ!!!ОБИДА...
Вот и пишите нам,закомьте с ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ!!!
СПАСИБО!!!
Всего самого наилучшего и вдохновения Вам,Юрий!!!
С теплом души,Т.

Татьяна Звёздочкина   19.02.2025 20:04     Заявить о нарушении
Спасибо за пожелание, Таня!

Юрий Лебедев 4   19.02.2025 20:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.