Возраст

      Возраст людей ассоциируется с количеством прожитых лет. Это периоды жизни: рождение, детство, юность, старость. Кто-то скажет: дело не в годах, а как человек себя чувствует. Однако физику изменить трудно. Можно выглядеть моложе или старше своих лет, но в любом случае умирают все. Все в природе зарождается и угасает. И человек не исключение. Но можно подойти к вопросу иначе. Например, что ты сделал в отведенное время, как использовал этот ценный отрезок. И тут столкнемся с парадоксами: долгожитель может вести наискучнейшую жизнь, так, что один день похож на другой, либо иметь обычные, столь похожие на всех людей судьбы: родился, учился, женился, воспитал детей и умер. Тут нет какой-то особенной индивидуальной роли. После себя обычные люди оставляет дом, дерево и детей. И через одно два поколение о них все забывают. Да и помнят то дети и внуки, может правнуки.  Но есть и иные: их жизнь коротка, они даже не успевают произвести порой потомство. Не оставляют после себя добротных домов и нажитого имущества, но создают нечто остающееся после них веками. Таковы: Пушкин А.С. (37 лет), М.Ю. Лермонтов (27 лет), Высоцкий В.С. (42 года). То есть критерием вечности является отнюдь не долголетие, а нечто невещественное, даже неорганическое – творчество.
     Человек через творчество становится ближе к своему создателю – творцу,  поскольку суть Бога это созидание, творение. Произведение же потомства свойственно и животным. И в этот момент на меня, конечно, накинутся и скажут, что если не было этого процесса, то не было бы и людей. Нет, я говорю лишь о том, что это как раз относится к животной сути человека, а творчество – его божественный дар.
     Особенно меня раздражает мнение, которое в виде банального стереотипа  на всех сайтах интернета. Например, что если человек не стареет душой и не теряет способность удивляться жизни, а некоторые при этом приводят  такое паразитическое словосочетание как  «жить в кайф», то он вообще-то и не стар физически.  Удивительно при этом, что люди, выбравшие этот эгоистический девиз, вспоминают еще и о душе.
     Ну, хорошо, проживешь ты в кайф. Сохранишь на старости лет привычки юности, любящий удовольствия, не отказывающий себе в обычных человеческих радостях, если конечно здоровье позволит при таком то ритме жизни. То есть, не ограничивающим себя ни в чем (ведь тогда кайфа не достичь). Я часто видел людей, доживших до седых волос, но в душе оставшихся такими же неразумными детьми, не умеющими владеть своими страстями. Но, если в юности влюбленный молодой человек, вызывает чувство умиления и красоты, то горящий от страсти старик, считающий, что он по прежнему молод душой, жалок и глуп со стороны, особенно, если предмет его любви гораздо моложе его.
     Как тут не вспомнить Будду и его учение о восьмеричном пути, суть которого в том, что смысл человеческой жизни в освобождении от желаний тела. Или Сократа, который говорил, что настоящий философ всю свою жизнь от рождения готовиться к смерти, к расставанию души с телом и поэтому должен научиться контролировать свои страсти. Ибо, если он этому научиться при жизни, то тем легче ему будет расстаться с ней, сознавая, что тело, лишь тленная оболочка, а душа бессмертна.
     Итак, жить нужно, но как. Жить однообразно – скучно и неэффективно. Жить в «кайф» – эгоистично и глупо, поскольку это напрасная трата времени. Жить для кого-то, не для себя – благородно, но опять же, неэффективно. Мы пришли сюда, чтобы совершенствовать наш дух, который индивидуален для каждого. Живя чужую жизнь – мы проигрываем свою. Остается одно – совершенство для себя, прежде всего. А далее, все то, что входит в понятие совершенство. Но это уже – не про возраст.


Рецензии