Женщины Маяковского 1
Зрительный зал и эстрада. Вверху над эстрадой огромный красный плакат, на котором белыми буквами выведено: «Вечер поэта Маяковского». В зале негде упасть яблоку. Сидят по два человека на одном месте. Сидят в проходах на ступеньках на эстраде, свесив ноги. На эстраде поставлены стулья для знакомых.
Маяковский выглядывает из-за кулис. Он явно доволен наплывом зрителей.
М а я к о в с к и й. А публика все прет. Уважают, черти. (Говорит стоящему рядом писателю Льву Кассилю.) Пожалуйста, Кассильчик! спуститесь к администратору – мне уже совестно. Там пришли комсомольцы, кружковцы. Из моего поэтического кружка. Пусть пропустит пять человек. Скажите: последние. Ну ладно, заодно уж восемь. Словом, десять человек – и ни одного больше. Бейте себя в грудь, рвите волосы, выньте сердце, клянитесь, что последние. Он поверит. Десять раз уже верил.
Кассиль уходит, а Маяковский, встреченный дружными аплодисментами, выходит на
эстраду и сразу приступает к делу.
М а я к о в с к и й. Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном – только если это отстоялось словом.
Я земной шар
чуть не весь обошел, –
и жизнь хороша,
и жить хорошо.
А в нашей буче, боевой, кипучей,–
и того лучше.
– Маяковский, как вам не стыдно всё время себя выпячивать! Всё я да я, – кричит хорошо одетый молодой человек, не вставая с места.
– Тише, ты, буржуй недорезанный! – шикают на него сидящие рядом комсомольцы. – Ничего не понимаешь – сидел бы дома.
– Товарищи! Пусть выскажется, – вмешивается Маяковский. – Идите сюда, на сцену, – приглашает он выкрикнувшего молодого человека. – Не желаете? Может, кто еще хочет высказаться? Кому еще не нравится моя поэзия? Я вас очень прошу, товарищи, поразговаривать. Мне это необходимо. Кто хочет слова? Никто не хочет. Жаль. В таком случае – вы в меньшинстве. Я – выиграл, – весело заключает Маяковский, обращаясь к своему оппоненту.
В этот момент вскакивает еще один молодой человек. С виду – студент.
– А верно ли говорят, что Хлебников гениальный поэт? А вы… все у него слямзили!
– Я удивлен вашим культурным уровнем, товарищ. Чем вы только думали, когда задавали такой вопрос?
– Известно чем – головой.
– Ну и садитесь на эту голову.
За студента тут же вступается сидящий неподалеку круглолицый блондин.
– Это что же такое, товарищи? Почему это Маяковскому разрешается нас оскорблять? Товарищ правильно говорит. Только не у Хлебникова, а у Уитмена он содрал. Об этом и в эпиграмме Есенина говорится:
– Эх, бей! Эх, жарь!
Маяковский безда;рь.
Морда жиром пропитана,
Всего содрал Уитмена.
– Балалаечник ваш Есенин, вот что. Смех! Коровою в перчатках лаечных, – кричит Маяковский.
В зала слышится всё возрастающее неодобрительное гудение: Уууууу!
Сначала неуверенное, одиночное. Затем значительная часть зала встает и демонстративно гудит громко, не давая Маяковскому говорить. Некоторые даже свистят в два пальца.
Раздаются истерические вопли:
– Распни! Распни его!
– Ату его! Ату!
Маяковский сжимает кулаки – в бешенстве и бессилии:
– Я заставлю вас замолчать!
П р о д о л ж е н и е з а в т р а
Свидетельство о публикации №125021807006