Шиллер. Очерк личности с помощью цитат

Шиллер - сравним Байрона с этим романтиком

"Закон заставляет ползать улиткой того, кто бы взвился орлиным полетом. Закон не создал еще ни одного великого человека, тогда как свобода высиживает крайности и колоссов." - законы для немцев были альфой и омегой - орднунг, орднунг... Зато и вырывались они из под них как джинны из бутылки - достаточно Гитлера вспомнить...
Законы начались тогда же, когда началось человеческое общежитие, т.е. сразу, а современную форму законы приняли, когда начались города... И общежительствуют не орлы, не колоссы, а обычные средние люди, которые  существуют в одном и том же виде уже многие тысячи лет... Но право стать орлом, колоссом, богом не надо отнимать, ведь в принципе, средние люди - никакие...

"То, что силы растут с нуждою… Потому – я никогда не трушу, когда доходит до крайности. Мужество растет с опасностью; гнет увеличивает силу. Судьба, верно, хочет сделать из меня великого человека, когда так упрямо загораживает дорогу." - у него все реакции и рассуждения доброкачественные...

"Большое горе закаляет дух,Но раздражают мелкие лишенья." - среднее и его поглощает! Всех поглощает, трудно выбиться и вверх и вниз

"Детоубийство! убийство женщин! Как тяготят меня все эти злодеяния! Они отравили мои лучшие дела." - выдумки, разжигает страсти, чтобы поразить публику (если она настолько доверчива)

"Ребеночек, да такой свеженький, здоровенький, лежит на полу под столом, который уже начинал загораться. «Бедный зверечек! ты озябнешь здесь», сказал я – и бросил его в огонь." - опять фильм ужасов разыгрывает. А что остаётся, когда от законов и орднунга не избавиться

"У нас, женщин, выбор один: властвовать – или покоряться. Но даже упоение самой неограниченной властью – это только жалкое самоутешение, если мы лишены наивысшего счастья – быть рабыней любимого человека." - вот он понимает, что такое любовь. И женщин понимает

"Мы постараемся сшить себе совесть по самому новому фасону, чтоб пошире растягивать ее, по мере того, как сами будем толстеть." - он - моралист. Совесть ещё как многие растягивают

"Бедный заяц! Что за скверная роль быть зайцем на этом свете. Но господину нужны также и зайцы." - да,  сколько нас, бедных зайцев - не твердых пролетариев, не умных спецов, а не пойми кого в общественном смысле. Разнорабочие тоже нужны господам на их предприятиях; обслуживающий персонал... Да и всякие мало получающие преподы далеко ли ушли? Все, кто мало получает - зайцы...

"мое ремесло – возмездие, месть – мой промысел." - да, я тоже произвожу суд, учиняю разгромы. Возмездие дуракам и слабакам, которые  посмели высунуть свои головы...

"Нет у меня более отца, нет более любви и кровь и смерть да научат меня позабыть все, что я любил когда-то!" - потерял всё и отправился в разбойники? Не дай бог мне потерять всё - не знаю, что б я сделал...

"Разбойничья жизнь ведь лучше, чем хлеб и вода в подвалах отцовских башен." - это как бы его бунт, но он такой фиктивный, в него не веришь ни секунды. Умозрительная выдумка, не более

"И все на мели, если откажет. Без Моора – мы тело без души." - не знаю, кто это, но Шиллер имеет разум, но лишён страсти и поэтому тоже на мели. Ему приходится выдумывать, чтобы хотя бы на бумаге сдвинуться с места

"Приходит, уходит волна быстротечно: А юноши нет и не будет уж вечно." - отличные стихи, безупречный вкус. Люди от волн мало отличаются

"О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и законы поддержать беззаконием!" - Гитлера бы он не поддержал

"Если рождение человека – дело случая или скотской похоти, можно ли считать важным и его уничтожение?" - да, он умный. Но печально остановиться на подобных мыслях. Может, у него была чахотка? (Точно! - био)

"А я так гадок в этом чудесном мире, а я чудовище на этой прекрасной земле." - опять невозможно поверить, что он - гадкое чудовище (видимо, он и сам не верил, поэтому надолго бросал сочинения пьес и занимался историей, т.е. умственной деятельностью)
Но вообще посыл правильный: люди намного хуже природы и солнца (и чем больше прячутся от них в городах, тем ещё хуже становятся)

"Я женщина, но бешеная женщина!" - он точный, он мягкий, у него юмор - он талантливый - но он небольшой. Он и жил как небольшой - неприметной частной жизнью немецкого интеллигента, пусть и очень известного в узких кругах

"Франц предлагает бедной, беспомощной сироте свое сердце, руку и с нею все свое золото, все свои замки и леса. Франц, которому все завидуют, которого все трепещут, добровольно объявляет себя рабом Амалии." - опять полудетская выдумка (он очень хотел жениться, но сначала ему много отказывали - был никем, без замков и лесов)

"Жизнь этого старика – сущая вечность! А для меня бы открылась ровная, свободная дорога, если бы не этот несносный, живучий кусок мяса, который, как подземная собака в волшебной сказке, заграждает мне вход к сокровищам." - напоминает "Преступление и наказание " - кажется, Достоевский увлекался Шиллером

"И у свободы должен быть владыка. Без головы погибли Рим и Спарта." - в отличие от Байрона, у него была голова. Свобода без головы - гибель, людишки чувствуют это и поэтому не так уж и сильно стремятся к свободе

"Кто ничего не боится, так же силен, как и тот, кого все боятся." - а вот смелость, кажется, у него действительно была (он, кстати, немало времени жил под чужими именами, бегая от герцога, который имел на него права - иначе бы всю жизнь трудился в качестве полкового лекаря)

"Честное имя – славная монета, которою можно делать чудесные обороты, умей только пустить ее в ход. Совесть! – о, да, конечно – отличное пугало для воробьев, правильно написанный вексель, с которым и банкрот иногда выпутывается из беды." - циников он прекрасно понимал

"поверь мне, можно силою считать то, что на самом деле есть не что иное, как отчаяние…" - как говорится, отчаяние придаёт силы...

"Лучше одним глазом глядеть в небо, чем обоими – в ад." - лучше быть глупым, но добрым, чем умным, но злым (в принципе, это верно, умно - хотя глупца обманом принудят заниматься злыми делами, а злой не всегда сможет делать зло, потому что это будет поперёк собственного ума)

"Ваша жизнь – для меня оракул, который всегда вопрошаю перед всяким предприятием, зеркало, в котором я все созерцаю." - да, бывает такое, что кто-то для кого-то чрезвычайно важен (опять же, кажется, у Достоевского встречается такой мотив)

"Право, этот гнусный век ни к чему неспособен более, как только пережевывать подвиги прежних времен, и героев древности изводить комментариями или уродовать их в трагедиях. Сила воспроизводить людей иссякла в бедрах – и вот теперь воспроизводить людей должны помогать пивные дрожжи." - мешают презервативы... Нет, что он ни скажет, то и умно - я сам превратился в такого комментатора! (А что делать, когда вокруг тишина, пустота, а вдали бегают лишь стада  разнообразных дебилов?)

Вот расхвалил я его, но ведь не мог читать никогда! И сейчас "Письма об эстетическом воспитании человека" вызвали лишь недоумение и отвращение - и даже комментировать там нечего, даже ругать. Это всё так сухо, что полностью мертво... (Уж лучше чокнутый Байрон?! Хотя вне стихов и Байрон наверняка не лучше, так же сух и мертв... Мертвые жанры, мертвые образы жизни затягивают в себя всех - и тем более, когда начинаются семья, заработки, карьера... По молодости только и Шиллер повеселил публику?)


Рецензии