Лермонтов. Очерк личности с помощью цитат
"Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!" - чувствуется, что это писал очень молодой человек. Но какой интересный синтез: обычно критичные и сомневающиеся нерешительны, а решительные некритичны, не любят сомневаться... Т.е. он был инициативный и думающий, независимый и требовательный - такие люди всегда далеко идут
"О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!.." - с участием самолюбия далеко идут, совершают свои революции в тех или иных сферах... Но и дуэли от него...
"Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения." - отлично и умно пишет (конечно, дворяне тогда жили отдельно и поэтому смотрели на "русского человека" со стороны. Умел он подметить и чужую силу. (Русские научились этому, приноравливаясь к собственному непростому климату и жестокому крепостному праву. Вообще, крестьянин всегда гибок, ловок и чуток в работе, он настоящий спец по взаимодействию и с природой и с людьми)
"мы почти всегда извиняем то, что понимаем." - слова "понять " и "принять" не случайно похожи (вполне возможно, что мы и неверно поняли, а только приняли!)
"Женщины любят только тех, которых не знают." - про которых ещё не знают, что они такие же как все (но это неточно, явно не всех женщин касается... Вообще, женщины любят быть с мужиком или состоять в замужестве, но это не значит, что они любят этих мужиков - любовь не так часто встречается, поэтому достаточно наличия каких-то достоинств...)
"Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, – а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!.." - это называется "подстава ". Выходит, процветала и в добропорядочном 19-м веке и даже в высшем обществе.
«Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…» - углубил её любовь печалями
"Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии." - очень молодой человек с очень уверенным тоном. Ранний гений, вундеркинд. А что, он уже хорошо знал определенную среду и определенное поколение - это как умный активный школьник, который знает всю школу намного лучше, чем своих детей знают родители...
"Очень рад; я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов, – вот что я называю жизнью." - опять же, уже в школе, если борешься за лидерство, всю эту науку узнаешь вполне
"если б все люди побольше рассуждали, то убедились бы, что жизнь не стоит того, чтоб об ней так много заботиться…" - а если бы ещё подольше? (Я понял: он был из молодежных лидеров - и таковые часто не только смелы, но и довольно жестоки)
"Странная вещь сердце человеческое вообще, и женское в особенности!" - вся троица странная, ведь это же божественные сущности (разве наше сложнейшее тело из мяса не странное? Или ум? )
"Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть." - ну, страстей много в молодежной среде, и любви и ненависти там может быть с избытком , причём переменчивость и неустойчивость очень велики
"Любовь, как огонь, – без пищи гаснет." - в итоге, да, но всё может долго тянуться, если не перебивается другой любовью.
"Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать." - какое лидерство в молодости без драк
"Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины." - какая дерзость, каков бунтарь! От кого ещё такое услышишь?! В России, в начале 19 века! До сих пор бабы навязывают всем приличия, красоты и сахар под видом доброты
"Я глупо создан: ничего не забываю, – ничего!" - не готов что-то подзабыть, с чем-то примириться... Нет, он, конечно, необыкновенный - и наверняка вызывал острую зависть. К тому же, он наверняка был резок с людьми
"Избавлю вас от описания гор, от возгласов, которые ничего не выражают, от картин, которые ничего не изображают, особенно для тех, которые там не были, и от статистических замечаний, которые решительно никто читать не станет." - избавлю вас от литературы!
"из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается" - это не дружба, а симбиоз... Видимо, и в дружбе он был слишком властным - и вряд ли долго его дружбы длились (друг наверняка терпел, не признавался - но потом сбежал)
"Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!" - заносчиво считал себя необыкновенным...
"Весело!.. Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, – теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!.." - жалкая привычка члена, а так и бабы-однодневки ему надоели
"Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться." - у лидеров никогда нет недостатка в бабах, а он же совсем молодой - вот и дорвался до секса. Да и чувства женские - это же каждый раз целые спектакли.
"Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости?" - конечно, он знал себе цену и ходил с задранным носом
"Я лгал; но мне хотелось его побесить. У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку." - жизнь вся диалектична, противоречива и парадоксальна - поэтому, если ты не любишь противоречить, то тебе её не понять, умным не стать. Будешь пользоваться чужими штампами и бездумно-безмозгло плыть по течению
"История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление." - понимал, что в нем огромная вселенная "достоевщины" (история целого народа, может, тоже сложна, но она далеко и тебя не касается. И откуда тебе знать её правильно и досконально? Из сочинений убогих, предвзятых историков?)
"Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова… прощайте!.." - он как-то накликивал на себя смерть. Это разновидность самоубийц такая. Слишком ранний, слишком яркий - мог сгореть, не знать, что дальше делать. Ведь друзей не было, любимой не было, семьи не было, умное дело... было, но, видимо, он его невысоко ставил, недооценивал - выговорился и баста. Считал, что с окончанием молодости вся жизнь заканчивается...
"Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя." - "мы" тут явно надо заменить на "я"... Он очень яркий, он бросил вызов - но некому ведь было ответить , равных ему и близко не было... А слава к нему пришла очень поздно, уже в самом конце и к этому времени его характер, его судьба уже полностью сложились. Он, правда, хотел выйти в отставку и заняться литературой, но кругом уже нажил себе кучу врагов - включая даже императора! Ведь помимо всего прочего, он нередко кадрил чужих дамочек... Враги эти все были влиятельные и вооруженные - не убили в войне с кавказцами, на которую его послал император (на самую первую линию!), так убили на дуэли. Этот Мартынов, видимо, тоже боролся за лидерство, а ведь наверное был всего лишь солдафоном... (После убийства в "свете" сказали "туда ему и дорога", а император сказал "собаке - собачья смерть". Каково? Император, конечно, бунтарей чуял очень хорошо...)
"Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?" - убогие надежды дам и родни имеются в виду...
"Нет в мире человека, над которым прошедшее приобретало бы такую власть, как надо мною. Всякое напоминание о минувшей печали или радости болезненно ударяет в мою душу и извлекает из нее все те же звуки… Я глупо создан: ничего не забываю, – ничего!" - душа у него была израненной: совсем непросто бороться за лидерство, весь оказываешься искусан. И нервы успевают истрепаться.
"Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов: душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит; она проникается своей собственной жизнью, – лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка. Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие Божие." - а здесь фрагмент, из которого следует, что он всё же готовил себя к взрослой жизни - не собирался "скакать и пениться" до старости...
"Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости." - надоело баб менять, но сами бабы ему не надоели. (Зачем менять, если они одинаковы? На одной можно прекрасно изучить всю женскую породу - и насладиться ею и измучиться)
"Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство." - в детстве и юности многие имеют такое предубеждение, и я его имел. Трудно не смотреть на калек с ужасом, а если они ещё и грязные, неприятные, то трудно не видеть в них и моральных уродов
"Неужели зло так привлекательно?.." - неужели зло так легко вырядить под добро, в прекрасные одежды? (И: неужели секс так привлекателен, неужели богатеть так привлекательно, обманывать так интересно и так далее...)
"я никогда сам не открываю моих тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться." - мечтает о том, чтобы все им всерьез интересовались, но при этом не имели возможности залезть в интимные места, которых он стесняется
"Она недовольна собой; она себя обвиняет в холодности… О, это первое, главное торжество! Завтра она захочет вознаградить меня. Я все это уж знаю наизусть – вот что скучно!" - то любит он женщин, то ему всё-таки скучно. Немудрено, конечно - умному глупость не может не быть не скучна
"И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!" - всё это верно, очень понятно. Когда у людей нет ума, они ни о чем не в состоянии судить верно, лишь иногда что-то угадывают. Всегда творят либо кумиров, либо злодеев; в остальном их оценки произвольны, случайны, запутаны , поэтому часто они просто помалкивают
"Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!" - уже тогда было засилье политкорректности и толерантности?! Бабы не терпят ни одного угла, всё должно быть округлым, ага... Производи колыбели для вечного сна...
"И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся." - всегда думает о том, как бы на него посмотрели, но это не мелкое тщеславие, а привычка лидера держать марку
"– Что до меня касается, то я убежден только в одном… – сказал доктор. – В чем это? – спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал. – В том, – отвечал он, – что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру. – Я богаче вас, – сказал я, – у меня, кроме этого, есть еще убеждение – именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться." - трудно всё-таки с такими настроениями прожить жизнь солидного литератора... Кстати, тут сплошь цитаты из "Героя нашего времени", а между тем я и этой книгой не зачитался. Прочёл всё-таки, но тут же и забыл, как непонятное недоразумение. Фрагменты, цитаты производят впечатление, а целое - совсем нет. Даже автобиографические персонажи на меня редко производят впечатление (сразу могу вспомнить только Раскольникова и Подростка...)
"С тех пор как поэты пишут и женщины их читают (за что им глубочайшая благодарность), их столько раз называли ангелами, что они в самом деле, в простоте душевной, поверили этому комплименту, забывая, что те же поэты за деньги величали Нерона полубогом…" - кажется, он их неронами в юбках обозвал! А "ангелами", мол, вас называют только для того, чтобы получить всем известную награду (член обожает трахать именно ангелов)
"Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков…" - постижение женщин и постижение жизни - это практически одно и то же . Как и постижение души... (Лучшая модель, которая может помочь понять как обстоят дела - вода. А раз так, то, может быть, не надо постигать, потому как нечего, а надо управлять. Вода без управления всё портит и превращает в болото...)
"А что такое счастие? Насыщенная гордость." - он счастлив только когда есть чем гордиться. Всё-таки, жизнь в свете лишает простых радостей...
"Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера." - конечно, он с себя всё это списывал... И даже описания у него вразумительны... (Правда, я уже видел множество его портретов)
"Нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предупреждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики." - их не надо убеждать, надо только ограничивать, только командовать - а если не любит и не доверяет, то пусть идёт лесом, к тому, кто нравится, кому доверяет. Помимо основного желания иметь рядом схожего с собой по типу мужика, баб манит богатство, манит любой успех, любой огонек как мотыльков - больше ничего нет, никаких парадоксов... Если нет ума, то ведь не существует других ориентиров....
"Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет она меня любить или нет…" - профи ****ских дел
"Однако мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. Отчего это? – оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? или это – магнетическое влияние сильного организма? или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным характером?" - я бы не забывал прежде всего того, что он был богач! А потом ещё и известный, даже знаменитый поэт. Один из лидеров светской тусовки. Тройной удар для баб, они таким всегда бросаются на шею и раздвигают ноги торопливо, стремясь опередить конкуренток.
Ладно... Лермонтова можно назвать протоДостоевским, но настоящий Достоевский из него не мог бы вырасти - для этого он был слишком богат. Я даже не представляю, что бы он мог делать и писать, если бы не был убит на дуэли (а дуэль у него была не первая, он явно нарывался...)
Свидетельство о публикации №125021803812