Тенгрианство
Основы понимания тенгрианства как традиционного культа, связанного с «верховным» богом Тенгри, сформулировал французский востоковед Жан-Поль Ру
Как исследователи, так и сами современные тенгрианцы считают, что тенгрианство не имело сакральных текстов и основывалось на устной эпической традиции
Культ
Н. Г. Аюпов[каз.] подчёркивает «неинституциональный», мировоззренческий характер тенгрианства, где ключевыми принципами являются следующие:
признание трансцендентального Сущего, безличного бога как Тенгри («атеистический монотеизм» по А. Кодару);
культ матери-природы (Умай, Этуген);
вера в жизненную силу Кут («кудр;тлик»);
поклонение душам умерших предков (онгон) «аруахам», которые незримо помогают своим потомкам
Л. Н. Гумилёв в книге «Древние тюрки» указывает, что «Культ неба — Тенгри — зафиксирован также орхонскими надписями». В другой своей работе «Тысячелетие вокруг Каспия». Историко-этнологическое исследование ойкумены Евразии за 1500 лет — с III в. до н. э. по XII в. н. э." он также называет «почитание Тенгри — Голубого Неба» общей «первобытной религией» для кыпчаков и «всей степной Евразии»[25] и в книге «Поиски вымышленного царства (Легенда о „государстве пресвитера Иоанна“)» подчёркивает, что монголы эпохи Чингисхана исповедовали монотеистическую религию, в основе которой лежало почитание Вечного Неба
На протяжении 1990-х годов декларации тенгрианства звучали у казахов, киргизов (по некоторым сведениям, интерес к тенгрианству проявлял одно время президент Аскар Акаев), башкир, кумыков, склонны причислять себя к этому движению и некоторые из современных алтайских бурханистов. Тенгрианство вызывало большой интерес у сибирской интеллигенции.
В настоящее время у некоторых представителей тюркских народов, исповедующих ислам, тенгрианство воспринимается как «исконная» и «традиционная» религия тюркских народов, где Тенгри не только синоним Аллаха, но и выражение коллективного духа тюркских народов
Что такое тенгрианство простыми словами?
Тенгрианство - неоязыческий культ, в основе которого лежит пантеистеческое, политеистическое верование в Небо как верховное божественное существо. Название культа «тенгри» производно от китайского «тянь ди», что значит «владыка Неба» или «Бог».
Кому поклоняются тенгрианцы?
-монг. ;;;;;; Tngri — небо) — небесный дух; верховное божество неба тюркских и монгольских народов. Другое его название — «Кок Тенгри» (Небесный Бог) или «Хухэ Тэнгэри». Монгольские племена, придерживающиеся шаманизма, поклоняются небу (тэнгри), являющемуся высшим представителем всех сил природы.
Что будет после смерти в тенгрианстве?
Жизнь из одного качества переходит в другое. После смерти наступает освобождение от телесного содержания, значит власть природы прекращалась и человек трансформировался в свободное божество (унган).
Кто жена Тенгри?
В Верхнем мире обитал сам Великий Тенгри со своей женой, красавицей и умницей Умай, в Среднем мире жили люди, а в Нижнем – злые духи. Люди поклонялись Тенгри, Умай, Жер-Су и другим богам, а злые духи – Эрлику.
Какие боги есть в тенгрианстве?
Культовая практика тенгрианства сближалась с традиционным шаманизмом, но не сливалась с ним. Как указывает С. Г. Кляшторный, в орхонских рунических памятниках упоминаются чётко три божества — Тенгри, Умай и Йер-Суб.
Какой цвет древние тюрки считали священным?
У древних тюрков высшие правители и великие шаманы ездили на конях священной белой масти. Боги Верхнего мира всегда в белых одеяниях. Поэтому, желая принести символическую жертву праведным богам, тюрки привязывали к священному дереву кусок белой ткани.
ОТНОШЕНИЕ БОЛГАР К ДУХУ И ДУШЕ В УЧЕНИИ БОГА ТАНГРЫ
Древний завет бога Тангры болгарскому народу: «Душа душу да не поработит и дух духа да не попутает». Обсуждаются душевные и духовные приоритеты и развитие человеческого сознания в соответствии с идеей Завета. Основополагающим моментом такого уровня взаимоотношений между людьми в Болгарском государстве являлась свобода вероисповедания и недопустимость какого-либо посягательства на личную веру и убеждения людей. Данный завет бога Тангры болгарам также лежит в основе исторического факта, что у болгар не было рабов, как и перевоплощения такого душевного отношения в закон Тырновской конституции 1879 года. На втором месте представлена часть народного фольклора и традиций болгар «Покража цветка» и «Похищение девицы», проистекающих из осознания равенства и братства между людьми и, в частности, к военнопленным как прямое следствие Завета.
Свидетельство о публикации №125021707232