Музыкальное деление ядер урана
Реакция деления ядер урана при поглощении ими нейтронов определённой энергии была открыта дважды:
В 1936 году её наблюдал итальянский физик Энрико Ферми, который дал ей совершенно неверное объяснение.
В 1939 её снова наблюдали немецкие учёные Отто Ганн и Фриц Штрассман, оба физико-химики, и вообще не смогли дать какого-либо объяснения. Вместо урана в опыте вдруг возникали совершенно другие элементы!
Но у Ганна ассистентом работала физик-теоретик из Австрии Лиза Мейтнер, которую несколько лет он смог отстаивать и оставлять работать у себя, несмотря на антисемитские законы Гитлера.
В конце концов ей тоже пришлось уехать в нейтральную Швецию, куда она позвала своего племянника Отто Фриша, работавшего в Англии. Пригласила покататься на лыжах.
Катались.
Но Лиза Мейтнер всё время «надоедала» Фришу своими рассуждениями об этом феномене урана.
Он хотел кататься на лыжах, а не размышлять над загадкоц превращения урана в барий!
Но она – женщина упорная и спортивная – всё время догоняла его и продолжала строить догадки и рассуждать на эту тему.
ТАК, катаясь на лыжах и догоняя убегавшего от неё племянника, она пришла к ПРАВИЛЬНОМУ ОБЪЯСНЕНИЮ ДЕЛЕНИЯ ядер урана.
Именно, ДЕЛЕНИЮ (это ЕЮ СФОРМУЛИРОВАННОЕ понятие!), как делятся клетки, а не разбиванию или расщеплению их нейтронами! Ядра ПОГЛОЩАЮТ нейтроны и дальше есть «несколько разных возможностей для ядра», в числе которых и ДЕЛЕНИЕ на два менее массивных ядра с излучениеи 2-3 нейтронов, гамма квантов и пр. Причём НЕ одновременно, а некоторых нейтронов -- «с опозданием»! На ЭТОМ и основана работа всех ядерных реакторов, потому что реакция деления «критической массы» урана происходит чрезвычайно быстро – две миллионных секунды!
Но пришла мне такая мыслишка: Можно ли МУЗЫКАЛЬНО описать эту реакцию?
Сразу появились некие исходные условия – правила, по которым надо было бы строить такое музыкальное произведение:
Мелодическое повторение одной и той же темы, но, конечно, с многочисленными разными тональностями и вариациями, с нарастающим «многоголосием», при, однако, ясно прослушиваемой ОСНОВНОЙ мелодии.
Второе – начиная с одиночного летящего нейтрона – тема ОДНОГО музыкального инструмента и постепенно увеличивающегося количества и разнообразия инструментов!
Под конец огромный оркестр всей мощью сотни струнных, духовых и ударных инструментов воплощает эту тему фортисимо!
ЛАВИНА! ВЗРЫВ!
И вопрос последний и важнейший:
А есть ли уже сейчас в музыке нечто подобное?
Ответ с максимальным приближением, СУГУБО МОЙ И ПРЕДЕЛЬНО СУБЪЕКТИВНЫЙ:
ДА!
«БОЛЕРО» Мориса Равеля
https://www.youtube.com/watch?v=cmNEvSFWftc
Но, конечно, для будущих композиторов эта тема может явиться стимулом для их собственного видения-слышание «музыки умножающегося лавинообразно деления ядер».
А позже можно перейти и к термоядерной реакции СЛИЯНИЯ ядер водорода и нейтронов в ядра гелия.....
Успехов в творчестве!
16 II 2025
P.S. Повторяющаяся и всё усиливающаяся по звучанию и количеству вовлечённых инструментов тема есть также в музыкальной сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» – сцена «В пещере Горного Короля». Но там вначале отчётливо слышатся мелкие тихие шажки гномов, СТАККАТО, а нейтроны всё же летают не толчками.
Вообще, «Пер Гюнт» -- очень неровно написанное музыкальное произведение (по драме Ибсена). Очень красив «Восход» «Morgengrauen», неплохо звучит и «Танец Анитры». И сцена с гномами «В пещере Горного Короля», но, одновременно, совершенно пошлая и бездарная сиропно-сладкая «Песнь Солвейг». Прямо тошнить начинает от музыкальной фальши и безвкусия этого заунывного визгливого «колокарикатурного сопрано».
Свидетельство о публикации №125021700546