Музыкальное деление ядер урана

Нет, никоим образом не собираюсь утверждать, что деление ядер урана можно ВЫЗВАТЬ некой музыкой, вместо нейтронов.
Реакция деления ядер урана при поглощении ими нейтронов определённой энергии была открыта дважды:
В 1936 году её наблюдал итальянский физик Энрико Ферми, который дал ей совершенно неверное объяснение.
В 1939 её снова наблюдали немецкие учёные Отто Ганн и Фриц Штрассман, оба физико-химики, и  вообще не смогли дать какого-либо объяснения. Вместо урана в опыте вдруг возникали совершенно другие элементы!
Но у Ганна  ассистентом работала физик-теоретик из Австрии Лиза Мейтнер, которую несколько лет он смог отстаивать и оставлять работать у себя, несмотря на антисемитские законы Гитлера.
В конце концов ей тоже пришлось уехать в нейтральную Швецию, куда она позвала своего племянника Отто Фриша, работавшего в Англии. Пригласила покататься на лыжах. 
Катались.
Но Лиза Мейтнер всё время «надоедала» Фришу своими рассуждениями об этом феномене урана.
Он хотел кататься на лыжах, а не размышлять над загадкоц превращения урана в барий!
Но она – женщина упорная и спортивная – всё время догоняла его и продолжала строить догадки и рассуждать на эту тему.
ТАК, катаясь на лыжах и догоняя убегавшего от неё племянника,  она пришла к ПРАВИЛЬНОМУ ОБЪЯСНЕНИЮ ДЕЛЕНИЯ ядер урана.
Именно, ДЕЛЕНИЮ (это ЕЮ СФОРМУЛИРОВАННОЕ понятие!), как делятся клетки, а не разбиванию или расщеплению их нейтронами! Ядра ПОГЛОЩАЮТ нейтроны и дальше есть «несколько разных возможностей для ядра», в числе которых и ДЕЛЕНИЕ на два менее массивных ядра с излучениеи 2-3 нейтронов, гамма квантов и пр. Причём НЕ одновременно, а некоторых  нейтронов  -- «с опозданием»! На ЭТОМ и основана работа всех ядерных реакторов, потому что реакция деления «критической массы» урана происходит чрезвычайно быстро – две миллионных секунды!
 
Но пришла мне такая мыслишка: Можно ли МУЗЫКАЛЬНО описать эту реакцию?
Сразу появились некие исходные условия – правила, по которым надо было бы строить такое музыкальное произведение:

Мелодическое повторение одной и той же темы, но, конечно, с многочисленными разными тональностями и вариациями, с нарастающим «многоголосием», при, однако, ясно прослушиваемой ОСНОВНОЙ мелодии.
Второе – начиная с одиночного летящего нейтрона  – тема ОДНОГО музыкального инструмента и постепенно увеличивающегося количества и разнообразия инструментов!
Под конец огромный оркестр всей мощью сотни струнных, духовых и ударных инструментов воплощает эту тему фортисимо!
ЛАВИНА! ВЗРЫВ!

И вопрос последний и важнейший:
А есть ли уже сейчас в музыке нечто подобное?
Ответ с максимальным приближением, СУГУБО МОЙ И ПРЕДЕЛЬНО СУБЪЕКТИВНЫЙ:
ДА!

«БОЛЕРО» Мориса Равеля
https://www.youtube.com/watch?v=cmNEvSFWftc

Но, конечно, для будущих композиторов эта тема может явиться стимулом для их собственного видения-слышание «музыки умножающегося лавинообразно деления ядер».
А позже можно перейти и к термоядерной реакции СЛИЯНИЯ ядер водорода и нейтронов в ядра гелия.....
Успехов в творчестве!
16 II 2025

P.S. Повторяющаяся и всё усиливающаяся по звучанию и количеству вовлечённых инструментов тема есть также в музыкальной сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» – сцена «В пещере Горного Короля». Но там вначале отчётливо слышатся мелкие тихие шажки гномов, СТАККАТО, а нейтроны всё же летают не толчками.

Вообще, «Пер Гюнт» -- очень неровно написанное музыкальное произведение (по драме Ибсена). Очень красив «Восход» «Morgengrauen», неплохо звучит и «Танец Анитры». И сцена с гномами «В пещере Горного Короля», но, одновременно, совершенно пошлая и бездарная сиропно-сладкая «Песнь Солвейг». Прямо тошнить начинает от музыкальной фальши и безвкусия этого заунывного визгливого «колокарикатурного сопрано».


Рецензии