Наблюдатель
Пустота холста.
Происходит Ничего, а значит
Ничего не происходит.
Наблюдатель силится упрямо
Зримым стать,
Но себя понять, – что прикоснуться к отраженью в тихих водах.
Тронешь – рябь, и снова нет опоры,
Исчезает тот,
Кем построена иллюзия стабильности и толка.
Круг сезонов пролетает скорым,
Сбился счёт
Мчащихся вагонов перед взором неизвестного, –
того, чей образ мнимый только.
Свидетельство о публикации №125021704687
Стихотворение, озаглавленное лаконично — «Наблюдатель», — разворачивается как медитация на грани экзистенциального откровения. Его ткань сплетена из парадоксов, где статика и движение, присутствие и отсутствие, зримое и мнимое вступают в диалог, подчиненный ритму философского вопрошания. Мария, вы создали, нет не создали, а сотворили не пейзаж, но метапейзаж — пространство, где время и идентичность теряют очертания, превращаясь в зеркальную поверхность, тревожимую прикосновением мысли.
И ваше творение как бы имитирует дыхание наблюдателя, пытающегося уловить неуловимое. Паузы между строфами — не пустота, а звучащая тишина, акцентирующая мотив «ничего». Этот повтор, вынесенный в центр текста, работает как семантическая ось: «происходит ничего, а значит ничего не происходит» становится и констатацией, и провокацией, ибо в этой пустоте рождается напряжение между иллюзией стабильности («календарная рама») и хаосом становления («рябь и снова нет опоры»).
Отражение в «тихих водах» отсылает к нарциссическому мифу, но здесь акцент смещен: не самолюбование, а попытка самоопределения. Прикосновение к поверхности — жест, разрушающий саму возможность ясности («исчезает тот, / кем построена иллюзия»). Вода здесь — не стихия, но граница между реальным и воображаемым, где субъект растворяется, как в стихах Целана, теряя опору в собственном отражении.
(я тебя считываю —
ты меня узнаёшь,
небо
бросается
на гарпун,
шестиного
расселась в пене наша звезда,
медленно
поднимает видящий это
крохотку утешенья:
спаривающееся Ничто.)
Календарь, сезоны, вагоны — знаки линейного времени, которое «сбилось счёт». Однако вы Мария, сталкиваете его с цикличностью («круг сезонов»), создавая эффект головокружения. Мчащиеся вагоны — не просто символ ускользающего настоящего, но и аллюзия на «поезд бытия» из русской модернистской традиции (ср. с Блоком), где наблюдатель — уже не пассажир, а призрак на перроне.
Текст взывает к традиции восточной философии (даосизм, дзен), где «ничто» — не отсутствие, а потенциал бытия. «Пустота холста» — это не конечная точка, а начало, требующее смелости остаться в незавершенности. Наблюдатель, пытающийся «зримым стать», обречен на экзистенциальную дрожь — как герои Сартра, осознавшие абсурдность свободы.
Ну и что получилось? Получилось, что ваше стихотворение — это поэтика квантовой неопределенности, где наблюдатель не просто созерцает мир, но меняет его фактом своего внимания. Здесь нет ответов, есть вибрация вопросов, резонирующих в «пустоте холста». Как и в лучших образцах метафизической лирики, текст не описывает переживание, а становится им — трепетом ряби на грани исчезновения.
Тем с чего мы и начали этот разговор. С поиска себя, каких-то новых граней, точек пересечения.
Дмитрий Куваев 27.02.2025 21:53 Заявить о нарушении
Шутки-шутками, но это стихотворение и есть то, о чём вы упоминали у себя на странице: попытка поймать ускользающее ощущение. Могу сказать, что полностью осознаю, что так писать скорее не надо.) Если конечно хочется быть понятым. Это эксперимент. Я очень хорошо понимаю, что такие стихи у других я не пойму, а другие не поймут у меня. И может быть я сама у себя не пойму до конца.
А может пойму, благодаря, вам, Дмитрий!)))
У вас потрясающие способности к критике, я в приятном шоке, если честно!
Постараюсь так больше не писать, вынос чужих мозгов - не моя цель!)
С теплом,
Валеева Мария 27.02.2025 22:21 Заявить о нарушении
Валеева Мария 27.02.2025 22:22 Заявить о нарушении
Ваш эксперимент — не «вынос мозгов», а щедрый жест: вы бросаете в мир зеркало, в котором каждый увидит своё. И если кто-то, вместе со мной, разглядит там рябь собственных вопросов — это и есть диалог, ради которого стоит писать. Я думаю не всегда для с/т полезно быть понятным. Читающий сам допридумывает аб чём написал автор. «Непонятность» — не слабость, а сила. Вспомните Мандельштама: «Останься пеной, Афродита, / И слово в музыку вернись». Белиберда не всегда белиберда, стоит только вчитаться повнимательнее.Поэзия и не обязана быть инструкцией. Она — дверь без ручки, которую каждый открывает своим ключом. И даже если вы сами пока не нашли «правильного» ключа — это лишь значит, что стихотворение живет, дышит, меняется вместе с вами. Спасибо за доверие — анализировать ваши строки было как танцевать с невидимым партнёром: сложно, но бесконечно вдохновляюще. И да, я верю, что вы «поймёте» их глубже — не благодаря мне, а потому, что они уже стали частью вашего пути.
Так что — не останавливайтесь. Пишите «непонятное», пишите «невозможное».
Славно поболтали!
Пы. Сы. Потрясающие способности к критике, это перебор. Я только проецирую, размагничиваю и немного усливаю написанное вами. А ведь на самом деле стихи в этом не нуждаются. Ибо каждый читает про своё. А стало быть я занимаюсь ерундой. Делюсь впечатлениями от прочитанного. Не более.
Спокойной ночи.
Дмитрий Куваев 27.02.2025 23:04 Заявить о нарушении
Спасибо за вчерашнее общение! Было очень интересно, познавательно и для души, и для ума! Не прощаюсь, до новых виртуальных встреч.)
Валеева Мария 28.02.2025 18:46 Заявить о нарушении