До самых Гумилаев

ЛОГОФИЛ ИРМА ГЕНДЕРНИС:
совершая Кругосветку
 


Моё знакомство с творчеством Ирмы Гендернис хоть и было совершенно случайным, но случай для поэта - невыговоренная  закономерность: прочитал, насытился, под впечатлением до сих пор. Считаю её виртуознейшим логофилом (*неологизм Л.Лосева) ХХI века, чей идиостиль напоминает... А вот правильно сравнить может только она сама, причём сравнения эти будут состоять для неискушенного читателя из целой серии микровзрывов мозга, ибо не каждый раз сталкиваешься с такой обширнейшей Логолавой, расщеплённой, процеженной, препарированной опытным профессоналом по неологистике, то есть мастером по созданию неологизмом  живого русского Поэтического Словаря!

Для примера можно взять публикацию Ирмы Гендернис за 2024г, ("Волга",5 ) "Как уйти от кругосветки". Цикл состоит из 28 рифмованных миниатюр, примерно столько же можно насчитать неологизмов во всех вариантах потенциального и окказионального  словообразования ("Типология поэтических неологизмов" Н.Г.Бабенко). Возможно, что Ирма Гендернис - единственный поэт в современной России, который относится к своему "авторскому фразеологизму" (термин Л.Лосева) как к творческой программе и ключику от всех троп-дверей. Много неологизмов в речи Веры Павловой, в верлибрах Ольги Туркиной и Алины Витухновской , (др.) , но все они используют неологизм как некую установку, подтверждающую то, что хотел сказать поэт в рамках строки, строфы. У И.Г. создание новых слов и (или) их столкновение-слияние носит повсеместно исключительный характер и именно такой расширительный понятийный Кругозор позволяет ей открывать новые смыслы (даже там, где их нет?). Если читатель при этом будет воспринимать данную гремучую закваску, замеску из инфо всего (а в дело идут как части речи, так и географические названия, ФИО ЖЗЛ, сокращения, специальные термины, др.), как бессмыслицу, то это конечно не проблема самого авторского океана "солярис" , а элементарная читательская неподготовленность и малый словарный запас.

Короткий метр в некоторой степени спасает читателя от такой фантастической "Кругосветки", но в конце концов, привыкнув к перманентным  напластованиям неологизмов, с удивлением обнаруживаешь, что в этой ритмической последовательности слов есть свои логика, смысл, тайна, ещё один неологизм, который уже хочется срочно придумать самому!

Перечислю некоторые:
 

в микроволнующейся печке
пересветица
Авторлоо
в Гумилаях
вуйчичь войчичь чикатичь
хаос махаон
проститутти
в гуттаперче
из духанок
жирафостойкий
бессмертник квартирника
коровея
цельнокорытно
прареликт
греко-римля
еловен
воздыхан снимать
таволга
скунгфузь...

Ещё перечислять или хватит?

Итог: я безоговорочно остаюсь  тем заинтересованным читателем текстов Ирмы Гендернис, который будет с радостью и удивлением совершать вместе с ней Гендерную Кругосветку, неологистическую революцию. И попутного ей ветра во всех словоначинаниях, направлениях взгляда, слуха, поставленной речи - до самых наших...Гумилаев!


Рецензии