Поэзия XIX века обзор русской поэзии и творческого

Поэзия XIX века: обзор русской поэзии и творческого пути М.Ю. Лермонтова


ХIX век назвали «Золотым» не случайно. В это время наблюдались подъем культуры и небывалый взлёт русского духа. «Великий российский Ренессанс», – так охарактеризовали зарубежные исследователи данный период.
Уже в первой половине ХIX века литература уверенно вырвалась вперёд: настоящий расцвет лирики и художественного слова наполнил произведения важнейшими темами, затрагивающими душу и существование человека в окружающем его мире.
Россию захватили новые идеи свободы, любви, красоты, глубины, а вместе с этим появились новые имена – В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и многие другие мастера слова. Реализм присущ также роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», стихотворениям «Бородино», «Родина» и др. Поэзия 1830-х годов получила название лермонтовского периода русской поэзии: Михаил Юрьевич Лермонтов был воздвигнут на пьедестал.
Творчество М.Ю. Лермонтова обогатило русскую литературу наряду с другими поэтами Золотого века. Такое наследие живёт и поныне, актуально как никогда в ХХI столетии.

Обзор русской поэзии Золотого века
В русской поэзии ХIX века исследователи выделяют несколько периодов. Так, в начале века продолжает своё развитие элегическая поэзия. До середины 10-х годов она занимала первый план литературного пространства. Представители – родоначальники элегической поэзии – В.А. Жуковский, 1783-1852 гг., и К.Н. Батюшков, 1787-1855 гг. В 20-е годы продолжателями их традиций стали А.А. Дельвиг, 1798-1831 гг., Н.М. Языков, 1803-1846 гг., Е.А. Баратынский, 1800-1844 гг.
Поэзия данного периода несёт в себе неудовлетворение существующим миром, явно не позволяющим быть счастливыми. Поэты ратуют за внутреннюю свободу личности. Сама идея свободы выступает фундаментом личного счастья. Приверженцы элегии обращаются к наследию сентиментализма: мир у Жуковского – это духовное переживание идеального порядка, а у Батюшкова – мир «земных» радостей, любви и дружбы. Однако, жизнь непременно вносит свои коррективы: гармония счастья невозможна, потому что у поэтов проступают романтические тенденции. Жуковский тяготеет к чуду, выстраивая в строчках фантастический образ идеального мира.

«О предел очарованья!
Как прелестна там весна!
Как от юных роз дыханья
Там душа оживлена!»

А Батюшкова захватывают романтические настроения, склоняющиеся к переживаниям, растворяющимся в абсолютном блаженстве.

«Как счастье медленном приходит,
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит,
Но сам в себе его находит!»

В начале ХIX века особая роль в литературном развитии отводится и А.С. Грибоедову. Бытовая и психологическая конкретность решительно представлена в комедии «Горе от ума». Сюжет преисполнен житейской колоритностью в каждом эпизоде, потому сразу же овладевает читателем. Произведение воспринимается легко, хотя в нём сталкиваются нормы мира разумного и реальные общественные нравы, закрепившиеся на предрассудках. Грибоедов показывает читателю, как легко складывается общественное мнение из лжи, клеветы, обмана.

«О, праздный! жалкий! мелкий свет!
Не надо пищи, сказку, бред
Им лжец отпустит в угожденье,
Глупец поверит, передаст,
Старухи – кто во что горазд –
Тревогу бьют…и вот общественное мненье!»

ХIX век осчастливлен появлением на поэтическом небосклоне поэта, равного которому нет в веках. Речь о великом русском поэте А.С. Пушкине, 1799-1837 гг. Начало творчества поэта берёт свой путь с романтизма, хотя на этом пути Пушкин не задерживается. Его вольнолюбивый пафос в начале 20-х годов схож с бунтарством Байрона. Реализм Пушкина в романе «Евгений Онегин» более подходит к действительности. Реалистическая позиция поэта питает его гений сознанием внутренней свободы.
Романтизм развивался и в другом направлении, где гражданская позиция ставится превыше всего. Здесь пафос бунтарства соединяется с безысходностью трагического мироощущения. Лирика М.Ю. Лермонтова относится к этому направлению. В ранней лирике у Лермонтова личность самоценна, а окружающий мир понятен герою. В зрелой лирике у Лермонтова реалистические тенденции берут верх над юношеским романтизмом.
Таким образом, поэзия заняла лидирующую позицию, став проводником общественно-политических идей, вобрав в себя политику и философию, этику и эстетику. Поэзия выражала чаяния простого люда, а поэты защищали обычного человека, становясь глашатаями справедливости.
Но, едва достигнув художественной вершины, русская поэзия резко пошла на спад: смерть А.С. Пушкина, затем Е.А. Баратынского и М.Ю. Лермонтова. То был период 1840-х годов ХIX века.
Многие молодые поэты этого времени перестали выдавать лирические шедевры, мастерство владения стихотворной техникой, почитаемой в пушкинские времена, было утрачено большинством.
Ничего удивительного. В начале ХIX века изображался характер человека в его неповторимости, судьбы лирических героев были связаны с конкретной исторической эпохой. А в 1840-е годы возникли новые содержательные тенденции, где человеческая личность рассматривалась сквозь призму социальных отношений. Читающая публика 1840-х – 1860-х годов ждала социальные сочинения. К такому роду литературных запросов больше подходили повествовательная проза, публицистический очерк, социальная статья. Отсюда вывод, что главные литературные предпочтения сосредоточились на прозе. Лирика на тот момент потерялась без серьёзного содержания.
И все таки нельзя закончить обзор на такой минорной позиции. Два главных направления в русской поэзии, сосуществовавших в ХIX веке, – реалистическое с сильной гражданской позицией и «чистое искусство» в творчестве погруженных в философию и психологию поэтов – продолжили своё развитие в ХХ веке. Появились новые литературные течения. Так готовилась почва для зарождения «Серебряного века» русской поэзии.

Творческий путь М.Ю. Лермонтова
Одним из талантливейших поэтов в русской литературе ХIX века был Михаил Юрьевич Лермонтов. И в ХХI столетии его произведения не утратили своей актуальности.
Своеобразной особенностью в творчестве поэта являются эмоциональная глубина и разнообразие. Вечные темы любви, одиночества, природы, смерти читаются в поэзии Лермонтова. Но есть в его произведениях ещё одна важная черта, делающая Лермонтова острым наблюдателем и беспощадным критиком, – это изображение социальной действительности. Общественные пороки и несправедливость обличались в дышащих свободой строчках Михаила Юрьевича. Читая стихотворения, поэмы Лермонтова, невольно проецируешь смысл написанного на современную реальность. А это говорит о том, что произведения М.Ю. Лермонтова живы и сегодня. Его имя вписано в историю золотыми буквами, значит, ХIX век по-праву является Золотым.
Стремление к свободе, одиночество, обвинение современников в бездействии, тоска по славному историческому прошлому России – эти мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова получили особое развитие.
Мотив одиночества в произведениях Лермонтова противопоставляет героя бездушной толпе, раскрывая ощущение усталости и безысходности в соотношении с философскими размышлениями. Одиночество присутствует, например, в стихотворении «И скучно и грустно…».

«И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды …
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – всё лучшие годы!..»

Теме лирики и теме поэта посвящена значительная часть творчества Лермонтова. Поэт традиционно противопоставлен толпе, непонимание общества толкает его творческую натуру к страданию. Лермонтов показывает в стихотворениях общественное мнение, которое губительно для здравомыслящего человека.

«Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..»

Тема Родины звучит у Лермонтова неоднозначно. Он то любуется родными пейзажами, то восхищается славой побед, то вдруг начинает осуждать своих современников, критиковать самодержавие, высмеивать светское общество.

«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ»

Философская лирика М.Ю. Лермонтова характерна ощущением трагической двойственности души человека. Здесь как бы существует незримая связь с добром и злом.

«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…»

Любовная лирика Михаила Юрьевича наполнена ощущением разочарования, страданиями от неразделённой любви или же ушедшей. Лермонтовский лирический герой мучается от равнодушия возлюблённой или от измены. Как глубоко и прочно проникли в душу строчки, терзающие героя в стихотворении «Нищий».

 «У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!»

Что ещё хотелось бы отметить, так это влияние А.С. Пушкина на раннее творчество Лермонтова.
М.Ю. Лермонтов является преемником Пушкина. Разумеется, как любой творческий человек Лермонтов стремился найти свой путь в творениях и привнести что-то новое в русскую литературу.
В творчестве поэта исследователи выделяют два периода: ранний – с 1822 по 1835 гг., зрелый – с 1836 по 1841 гг.
Нет сомнений в том, что языковому мастерству Лермонтов учился у Пушкина, стихи которого были образцом для Михаила Юрьевича в юношеской поэзии. Встречаются прямые заимствования из пушкинских текстов: и выражения, и образы, и целые фрагменты текста. Например, В.В. Виноградов отмечал, что на всех ранних работах М.Ю. Лермонтова лежит «неизгладимая печать пушкинского стиля» [С]. В «Кавказском пленнике» Лермонтова встречаются совпадения с «Евгением Онегиным». Кроме влияния Пушкина, Лермонтов испытывал влияние стилистической системы романтизма – В.А. Жуковского, Е.А. Баратынского.
Несмотря на подражания, художественная отточенность стихов у Лермонтова есть. Благодаря этому, поэту удаётся осуществить синтез двух стилистических систем в зрелый период творчества. Лермонтов обогатил выразительные возможности русского литературного языка – и это неоспоримый факт.
Даже в ранний период творчества Лермонтова наблюдается не только сходство с пушкинским слогом, но и отличие. В отличие от творчества Пушкина славянизмы у Лермонтова не играют важной роли, они просто средства создания поэтического слога.
Данные акценты говорят о собственном выбранном творческом пути М.Ю. Лермонтова. И это так. Будь Лермонтов обычным подражателем, то вряд ли потомки назвали его гением, например, стихотворение «Мой Лермонтов».

«Из вечности незыблемой загадочно взирая,
на мир, безвременно оставленный тобою,
терзаешься и там противоречьями земного рая,
которые уже приемлемы твоею молодой судьбою.

О, Символы бессмертного духовного величия!
Насквозь пронизаны поэта интонации.
А суть его бесспорного отважного отличия
живёт поныне в чистой русской нации.

Он пережил свой век для поколений,
в наследие раздаривая мудрость тихих строк.
Не позабыть его особенных творений -
так честно говорить лишь Гений мог…»

Вклад Лермонтова в развитие русского литературного языка огромен так же, как и вклад великого русского литературного гения А.С. Пушкина.
В.Г. Белинский отмечал противоречивость поэта, выделяя в его творчестве два направления: страстность переживания мятежа, отчуждённости и в то же время трагизм отчаяния собственного «Я». Критик одарил поэта весьма лестными словами, он писал: «Благодаря Лермонтову русский язык далеко продвинулся вперёд после Пушкина». Этот процесс обогатил лексику и фразеологию разнообразностью и выразительностью.
И, пожалуй, необходимо отметить, что если изначально Лермонтов подражал Пушкину, то в зрелом периоде творчества Михаил Юрьевич последовательно развивал пушкинские идеи и традиции.
Позднее Лермонтов разочаровался в жизни, а внутренний мир уже не изображался исключительным, всё стало слишком обыденно. Стихи его читатель воспринимает через призму восприятия мира и себя самим автором.
Лирика Лермонтова во многом автобиографична. Она опирается на искренние духовные порывы души необычайно загадочного поэта.


Статья Е.Ю. Каранджи, 01.11.2024 г.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →