Сретение Господне
Руси праздник именовали Громницами, Зимобором и Сустретеньем.
В этот февральский день весна борола зиму. В старину верили, что
на Сретенье зима с весной сражаются. Да так, что в этот день можно
услышать гром. Так как это Богородичный праздник, называли его и
Сретеньем Богородицы.
В православии Сретенье Господне имеет очень глубокий смысл.
В этот момент Новый Завет встречается с Ветхим, и тот уступает
место. Само слово «сретенье» — значит «встреча». Оно произошло
от глагола древнерусского языка «сретити»-встретить,встречать.
По Священному писанию в этот день Пресвятая Богородица внесла
Божественного младенца в храм, чтобы совершить за него искупительную
жертву, как это было принято у иудеев.
В храме Пресвятая дева и младенец Христос встретили старца Семеона,
которому было обещано, что он не умрёт, покуда не встретит Спасителя
мира. Симеон уже был очень стар, он сильно мучился от болезней и хотел
умереть, но Бог не давал ему умереть. Это была не награда, это было
наказание. Когда Симеон был переводчиком Ветхого Завета с древнееврейского
на греческий и решил поправить текст, увидев, что в нём написано:
«Се, дева приимет во чреве и родит…». Когда Симеон попытался исправить
«деву» на женщину — «жену», ему явился ангел и сказал, что Симеон сам
увидит всё своими глазами.
Слова, которые произнёс старец, узрев Божественное дитя и взяв его
на руки, до сих пор остаются одними из самых проникновенных слов
Евангелия: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром.
Ибо видели очи мое спасение Твое…» По преданию, Симеон в тот же день
отошел ко Господу. Было ему триста лет.
Свидетелем Сретенья (встречи) стала 84-летняя вдова Анна, праведница,
которая все свои дни проводила в храме и молилась Богу. Эти двое —
Симеон и Анна стали последними старцами Ветхого Завета.
Праздновать Сретенье в православной церкви стали не сразу, хотя дата
его была определена издревле. Обычно в этот день произносили свои
роповеди знаменитые христианские святые, например, Мефодий Патарский,
Иоанн Злотоуст и другие.
Но в 544 году в византийском городе Антиохии вспыхнула жесточайшая
эпидемия. Ежедневно население города сокращалось на несколько тысяч
человек. Власти города были бессильны что-либо сделать. Тогда некий
праведник по наущению свыше предложил наперекор всему пышно отметить
праздник Сретенья Господня. И во всех христианских храмах города
прошло всенощное бдение, после которого по улицам Антиохии был совершён
крестный ход. Казалось бы, это должно было усилить эпидемию,
но болезнь неожиданно отступила. С тех пор христиане торжественно
и пышно празднуют Сретенье Господне.
С праздником Сретенья связывают образ Богородицы, называемый
«Семеоново проречение». Он похож на икону «Богородица семистрельная»,
но отличается от нее. На образе Богородица изображена с направленными
ей в сердце стрелами. Это символизирует слова старца, которые он
сказал Деве, пророчествуя о Христе и о грядущих событиях Евангелия:
«Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет
пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления
многих сердец».
Население сёл и деревень в этот день обязательно шло в храмы,
отстаивало Литургию, исповедовалось, причащалось. Но некоторые
придерживались поверий старины и следовали иным традициям.
•В этот день заклинали мышей. На Руси их называли «мышеядью».
Вредный мелкий грызун угрожал тем, что мог съесть оставшийся
хлеб и оставить семью крестьянина без пропитания. Поэтому в
этот день заговаривали снопы. Их вносили в дом, сжигали в печи
и оставшуюся золу рассыпали на гумне, чтобы отпугнуть мышей.
•Деревенская детвора в Сретенье Господне «заклинала солнышко».
К вечеру дети выбегали за околицу и, глядя на садящееся светило,
пели песенки, уговаривая его вернуться и согреть землю.
•В этот день чинили конскую сбрую и обязательно осматривали лошадей.
В крестьянской среде существовало поверье, что в ночь со Сретенья
лошадей может заездить домовой. Чтобы такого не случилось, на шею
животным привязывали онучи, отпугивая злого духа.
•Вернувшись из сарая, крестьяне должны были отведать особого блюда
под названием «саламата». Это был густо заваренный кисель из обжаренной
муки. В него добавляли масло, постное или коровье, или свиное сало.
•Самые отчаянные крестьяне гоняли домового. Это поручали колдунам,
которые ночью резали петуха, кропили его кровь на метлу и обметали дом.
Верили, что напуганный таким действием домовой не будет вредить.
На самом деле на Руси на все церковные праздники, да и не только на
них запрещалось колдовать и общаться с бесами. За это могли лишить
причастия, выпороть и даже посадить в острог. Но были запреты и
другого толка.
Самый большой грех на Сретенье – осуждение. В этот день нельзя ссориться
и нецензурно выражаться. Наши предки считали, что каждое скверное слово
вернётся к тебе троекратно. Не стоит работать и заниматься стиркой.
Да и уборку дома тоже стоит отложить. Любителям ежедневного душа нужно
взять паузу на 15 февраля.
•Нельзя было возвращаться из храма без свечей. Купленными в этот день
свечами крестьяне защищались от гроз — ставили их на окна.
•Верили, что в этот день нельзя выезжать со двора в дальнюю дорогу.
Выехавший на санях, мог остаться без транспорта, потому что снег мог
растаять в оттепель. Мог он и утонуть, переезжая через некрепкий лёд
на реке.
•Нельзя было работать. Этот запрет касался всех церковных праздников.
•Запрещалось напиваться и объедаться. Во всем следовало соблюдать меру.
Выпивать нельзя было и в том случае, если в храме причащались Святые Дары.
•Ни в коем разе не стоило на ночь оставлять открытыми печные заслонки.
Крестьяне верили, что через трубу в избу может залететь «змей огненный».
Тогда беды не миновать — обязательно кто-нибудь умрёт.
Пакет с мусором тоже может постоять дома ещё денёк. Говорят, что
вместе с сором можно вынести из дома счастье. По этой же причине
нельзя подметать. Категорически запрещается грустить. Лучше посвятить
это время размышлениюо Боге.
Сыздавна крестьяне верили, что капель или снежный буран в этот день
указывают на то, какой будет весна, и сколько хлеба соберут к осени.
Со Сретеньем связывали такие приметы:
•Если накануне праздника небо чистое и в звездах — к поздней весне.
•Если идет снег — к дождливой весне.
•Если на Сретенье разыграется метель, то зима еще долго не отступит.
•Если с крыши капает — на следующий день можно идти охотиться на зайца.
•Если на Сретенье Господне оттепель — к ранней весне.
•Если снег начнёт переметать через дорогу — к неурожаю.
В деревнях так и говорили: «На Сретенье метель дорогу переметает,
корм подъедает». Считалось, что осень этого года будет ранней,
холодной, скотину придётся раньше переводить на корм, и его может
не хватить на до следующей весны.
________________________________________
Свидетельство о публикации №125021505908