Нюрнбергский процесс. Преступления нацистов
Сможет мир освободить от фашистских уродов!
___________________
/ Нюрнбергский процесс. /
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ.
Показание свидетеля Суцкевера Абрама Герцевича
Свидетель: 17 июля 1941 г. я был свидетелем большого погрома в Вильно на улице Новгородской. Руководителями этого погрома были Швейхенберг, Мартин Вейс, Херринг и немец - начальник гестапо Шенхабер.
Они окружили этот район зондеркомандой. Они выгнали всех мужчин на улицу, приказали им расстегнуть брюки, а руки поднять на голову. Когда это было сделано, всех евреев направили в тюрьму. Когда евреи стали итти, брюки опускались и люди не могли итти дальше. Кто хотел рукой поддержать брюки, того тут же на улице расстреливали.
Когда мы шли колонной по улице, я сам видел, как лежали расстрелянными приблизительно 100-150 человек. Ручьи крови лились вниз по улице, как будто бы сверху шёл красный дождь.
В первые дни августа 1941 года один немец схватил меня на улице Документская. Я в это время шёл к матери.
Немец сказал мне: «Идем со мной, ты будешь играть в цирке»…
Председатель: Продолжайте. в направлении местечка Понары. Это местечко находится в 8 км от города Вильно. Оттуда почти никто не вернулся. Когда евреи стали узнавать, что их родные не возвращаются, большая часть населения спряталась, но немцы стали искать их собаками. Многих находили, а тех, кто не хотел итти за ними, - расстреливали на месте.
Я должен сказать, что немцы заявляли, что они истребляли еврейский народ как бы законно.
8 июля был издан приказ, чтобы евреи носили на спине заплатки, потом было приказано, чтобы они эти заплатки стали носить на груди. Этот приказ был подписан комендантом города Вильно Ценфеннигом.
Но на второй день какой-то комендант Нейман издал особое распоряжение, что эти заплатки нельзя носить, а что нужно носить желтый сионский знак.
Смирнов (Л. Н. Смирнов - помощник главного обвинителя от СССР на Нюрнбергском процессе:): Что значит жёлтый сионский знак?
Свидетель: Это шестиугольная латка на груди и спине, чтобы отличить евреев среди населения города.
На третий день было ведено носить синюю повязку с белым знаком. Евреи не знали, какой знак нужно носить, так как мало жили в городе.
Если евреи не носили этого знака, их сейчас же арестовывали, и больше уже никогда никто их не видел.
Когда я пошёл, я увидел, что второй какой-то немец ведёт еврея, старого раввина этой улицы Касселя. Третий немец уже держал молодого парня. Когда мы дошли до старой синагоги на этой улице, я увидел, что там лежат дрова в форме пирамиды. Немец вытащил револьвер и сказал, что мы должны снять одежду. Когда мы разделись и остались голыми, немец взял спичку и поджег дрова. Второй немец вынес из синагоги три свитка торы, дал их нам и сказал, чтобы мы танцевали вокруг костра и пели русские песни. За нами стояли три немца, они штыками подгоняли нас к огню и смеялись. Когда мы были почти без сознания, немцы ушли.
Должен сказать, что массовое истребление еврейского народа в Вильно началось в то время, когда приехали в Вильно гебитскомиссар Ганс Финке и референт по еврейским делам Мурер. …
Свидетель: Под руководством Финкса и Мурера немцы окружили старые еврейские кварталы в Вильно на улицах Рудницкой, Еврейской, я тогда был болен и спал. Вдруг я почувствовал удар нагайки. Когда я встал с кровати, я увидел перед собой Швейхенберга. Около него стояла большая собака. Он всех бил и кричал, чтобы выходили быстро во двор. Во дворе я увидел много женщин, стариков, детей ; всех евреев, которые там жили. Швейхенберг и зондеркоманда окружили всех и сказали, что нас везут в гетто. Конечно, ...это тоже была ложь. Мы колоннами шли по городу, а нас вели в направлении Лутищевой тюрьмы. Все знали, что нас ведут на смерть.
Смирнов: Правильно ли я вас понял, что до организации гетто половина евреев в Вильно была уничтожена?
Свидетель: Да, правильно…
В переулке Галонском, Шабельской улице, Страшуне, где приблизительно жили от 8 до 10 тыс. евреев. Когда мы были около Лутищевой тюрьмы, возле так называемого Лутищева рынка, я видел целую шпалеру немцев с белыми палками, которые стояли для того, чтобы принимать нас. Когда мы проходили через строй немцев, нас били палками. Когда один падал, то приказывали следующему еврею взять упавшего на руки и нести в открытые ворота Лутищевой тюрьмы.
Около тюрьмы я убежал. Я переплыл реку Вилию и спрятался у моей матери. Моя жена, которая попала в тюрьму и потом убежала оттуда, рассказывала, что там она видела полумертвыми известного еврейского ученого Молоха Прилуцкого, председателя еврейской общины в Вильно доктора Якова Вигоцкого, также молодого историка Пинхуса Кона. Мертвыми лежали там известные артисты Хащ и Кадиш.
Немцы били заключенных, грабили и всех увозили в Понары.
6 сентября в 6 час утра тысячи немцев под руководством гебитскомиссара Финкса, Мурера, Швейхенберга, Мартина Вейса и других оцепили город, ворвались в еврейские дома, приказали взять только то, что можно унести в руках, и выйти на улицу. Тогда нас увели в гетто.
Когда шли по той улице, где я был (это была улица Вилкомировская), я увидел, что немцы привезли больных евреев из госпиталей. Они были ещё в синих халатах. Их всех поставили, а впереди ехал немецкий фильмоператор и снимал эту картину. Но я должен сказать, что не все евреи были загнаны в гетто. Финке это сделал умышленно. Одну улицу он загнал в гетто, а другую - в Понары.
В Вильно немцы сделали два гетто. В первом гетто было 29000 евреев, а во втором гетто - 15000. Приблизительно половина еврейского населения в Вильно не дошла до гетто, была расстреляна раньше.
Я помню, что когда мы зашли в гетто...
Когда я пришел в гетто, я увидел такую картину. Мартин Вейс вошел с еврейской девочкой. Когда мы пошли дальше, он вытащил револьвер и застрелил ее. Имя этой девочки Гителе Тарлов.
Смирнов: Скажите, сколько лет было девочке?
Свидетель: Одиннадцать. Я должен сказать, что гетто немцы сделали только потому, чтобы легче уничтожать население. Начальником гетто был референт по еврейским делам Мурер. Он давал всякие дикие распоряжения. Например, евреям нельзя было носить часы. Евреям нельзя молиться в гетто. Когда заходит немец в гетто, нужно было снять шапку, но нельзя было смотреть на него.
Смирнов: Эти распоряжения были расклеены?
Свидетель: Да, в гетто.
Смирнов: Значит, это солдаты зондеркоманды, которых население называло ловцами. Я прошу вас сообщить, свидетель, в какой форме было сделано немецко-фашистскими властями это распоряжение.
Свидетель: В госпиталь на улице № 6 пришёл Мурер и сказал, что пришло распоряжение из Берлина, что еврейским женщинам нельзя родить и если они узнают, что еврейская женщина родила ребенка, то этот ребенок будет уничтожен.
В конце декабря моя жена родила в гетто ребенка, мальчика. Я тогда не был в гетто, а убежал во время одной резни или, как их называли, акции. Когда я пришёл, я узнал, что в госпитале в гетто моя жена родила ребенка. Я увидел, что этот госпиталь окружен немцами и стоит чёрная машина. Около машины стоит Швейхенберг, и эти самые «ловцы» несут из госпиталя стариков и больных и бросают их, как дрова, в автомобиль. Между ними я увидел еврейского писателя и издателя Гроднинского, я видел, как его бросали в автомобиль.
Тот же Мурер, когда заходил в гетто, там, где работали для него, он давал распоряжение, чтобы все работники падали на землю и лаяли, как собаки.
В судный день в 1941 году Швейхенберг и та же зондеркоманда ворвались во второе гетто, выхватили всех стариков, которые были в синагогах, и увезли в Понары. Я помню один день, когда Швейхенберг пришел в это второе гетто и ловцы хватали евреев.
Смирнов: Что значит «ловцы», свидетель?
Свидетель: Это из зондеркоманды, те, которые хватали евреев, их называли ловцами.
Свидетель: Да, правильно. Это ловцы вырывали евреев из подвалов и хотели их вести. Но евреи уже знали, что никто не придет обратно, и не хотели итти. Тогда Швейхенберг начал стрелять в население гетто.
Около него, помню точно, стояла большая собака. И когда эта собака услышала стрельбу, она наскочила на Швейхенберга и начала грызть ему горло, как будто бы она взбесилась. Тогда Швейхенберг убил эту собаку и сказал, чтобы евреи похоронили эту собаку и плакали над гробом.
Да, действительно, мы тогда плакали, что в земле лежит не Швейхенберг, а эта собака.
В конце декабря 1941 года было распоряжение в гетто, что женщинам-еврейкам нельзя родить. Когда вечером немцы ушли, я зашел в госпиталь и увидел заплаканную мою жену. Оказалось, что когда она родила ребенка, то еврейские врачи из этого госпиталя уже имели распоряжение, что еврейским женщинам нельзя родить. Они этого ребенка, вместе с другими, спрятали в одну комнату. Но когда зашла эта комиссия с Мурером, они услышали, что дети там плачут. Они вырвали дверь и зашли в комнату. Когда моя жена услышала, что вырвали дверь, она сразу вскочила, чтобы увидеть, что с ребенком. И тогда она увидела, что один немец держит ребенка и кладет ему что-то под нос, а потом бросил его на кровать и смеется. Когда моя жена взяла ребенка, под носом у него было черное. И когда я зашёл в госпиталь, то увидел моего ребенка мертвым. Он был еще немного теплым. На второй день я пришел к моей матери в гетто и вижу, что комната пуста. На столе - открытый молитвенник и недопитый стакан чаю. Я узнал, что ночью немцы окружили этот двор и всех взяли и направили в Понары.
Вот что написано в этом документе. Я прочту только несколько строчек (читает по-немецки):
Смирнов: Значит, 79 400 человек были уничтожены?
Свидетель: Да.
Начало отправки -11 января 1943 г. Конец отправки -31 января 1943 г.
В последние дни декабря 1941 года Мурер сделал подарок для гетто.
В гетто приехала подвода с обувью с мёртвых, расстрелянных евреев в Понарах. Старую обувь он отослал из Понар в подарок гетто. И тогда среди этой обуви я узнал туфли моей матери.
Скоро было совсем уничтожено второе гетто, и в немецких газетах в Вильно было написано, что евреи из этого района вымерли от эпидемии.
23 декабря ночью приехал Мурер и роздал населению 3000 жёлтых билетов, так называемых «аусвайзе». Эти 3 тыс. человек, у которых были жёлтые билеты, имели право прописать у себя родных, приблизительно, 9 тыс. человек, а в гетто было тогда от 18 до 20 тыс. Те, которые имели эти желтые бумажки, утром вышли на работу, а в отношении остальных, которые были в гетто и не имели этих бумажек, началась резня в самом гетто.
Убивали тех, кто не хотел итти на смерть. Остальных увезли в Понары.
У меня есть документ, который я нашёл после освобождения города Вильно, об еврейских одеждах в Понарах.
Если этот документ интересен, я могу его показать:
«3 ноября 1941 г. Г-ну гебитскомиссару Вильно.
По вашему приказу, наше заведение в настоящее время дезинфицирует все старые еврейские платья из Понар и передает их управлению Вильно.» ...Смирнов: Свидетель, вы сказали о том, что в период начала немецкой оккупации в Вильно были 80 тыс. евреев. Сколько евреев осталось в живых после оккупации Вильно?
Свидетель: После оккупации Вильно осталось приблизительно 600 человек.
Свидетельство о публикации №125021406295