Смысложуй - 3 Александр Батраков
http://stihi.ru/2025/01/25/6549 (беру стихотворение, которое написано в день моего рождения; считая его подарком Вселенной, имею право распаковывать)
Цвет грани
Гораздо вам я показал
Узлом исполненные строки.
Но кто из чутких угадал -
Зачем легенды так жестоки?
Гляди, гляди! Уж рубит меч!
За мелочь сущую, удалый...
И полон выстраданных сечь
Мотив сказаний легендарный!
Ты испросил о том кого?
Глаз отведи угрюмой книги!
Ужели, думаешь, знаком
Писавшим буквы адский тигель?
Ты назови меня - искус,
Лукавым змеем дна сосуда -
У вод идеи прежний вкус:
Кто пишет много - мыслит худо.
И тем, не требуя ответ,
Прочти от "Аз"... и до зачина!
О чем словес легенды нет,
А быль - кровава беспричинно...
Кто может знать? Твоей судьбы
Не отниму наивной мысли -
Ты прежде помнил, позабыв:
"Смерть - середина долгой жизни".
А теперь начну расколупывать:
"Гораздо вам я показал
Узлом исполненные строки."
Хотя привычно видеть слово "гораздо" в сочетаниях слов "гораздо больше" и "гораздо меньше", оно означает ещё и опытность, ловкость (кто во что горазд), то есть гораздо показавший - это показавший как фокусник или артист, после большой практики и с немалым искусством. Хотя и про большое количество может идти речь. Объединим: удачно и много показал качественно исполненных строк. А почему узлом?
Представился узел на конце хлыста, и как он рвёт кожу. Но это неуместно. Измазанный в грязи узел на конце каната, который, раскачиваясь, оставляет следы-полоски. Тоже неуместно. Может это с вами строки в узлы завязались? Их концы схлестнулись, друг за друга зацепились, стали единым целым. Чем больше тянешь, тем сильнее сцепление.
"Но кто из чутких угадал -
Зачем легенды так жестоки?"
О причине жестокости легенд долго думать не приходится: это зафиксированные части истории, которые должны подготовить людей к худшим поворотам событий. Разбегаться и прятаться или организовать отпор, зная, что подлизаться к противнику не удастся? Врага показывают жестоким, чтобы никто не пытался быть ласковым телятком, которое двух маток сосёт. Но это очевидная версия, а что же может быть открыто особо чутким? Оставим вопрос повисеть.
"Гляди, гляди! Уж рубит меч!
За мелочь сущую, удалый..."
Какая жуткая ирония! Меч назван удалым, когда он рубит за мелочь, то есть не достойного противника, а кого-то уже покорного и не представляющего опасности. Победитель продолжает действовать по инерции и не готов проявлять милость? Видно, глуп. Военная удача на какое-то время становится на сторону глупца. Но нет ни сил, ни людей, чтобы разобраться с ним. Приходится терпеть, а он всё рубит, и людей всё меньше. Выходит, со своей точки зрения он действует правильно. Вспоминается варшавское восстание, которое могло бы произойти с полумиллионом участников, но надеялись на милость врага, пока население гетто не сократилось до 70.000.
"И полон выстраданных сечь
Мотив сказаний легендарный!"
Некоторые победители приходят как мудрые правители и оказываются лучше предыдущих. Минимальное неизбежное зло, но затем благополучие и спокойствие. И тогда история начинает переосмысливаться в пользу новой власти. Удивляли старушки, рассказывавшие о начале Великой отечественной войны как о долгожданном освобождении. Немцы приходили со щедрыми дарами. Детишкам невиданные конфетки, хозяйкам швейные машины Зингер и отличные зарплаты. Это было удивительно и убедительно. Однако действующие партизанские отряды вызвали жестокие наказания. Если мы теперь ваши любимые, то за что вы убиваете среди нас каждого десятого за немецкого офицера, пострадавшего от партизан? Значит, мы всё-таки не ваши, и в начале было притворство? Боль потерь приводит к возмущению, и сеча оказывается действительно выстраданной, а не по воле кого-то приказавшего. Те старушки удивлялись коварству немцев, которые поначалу ловко ввели в заблуждение.
"Ты испросил о том кого?"
Хороший вопрос для тех, кто убеждён в некой истине. Пропаганда действует открыто, а на рассказывающих правду могут настучать, потому не спросишь - не узнаешь. Не тех спросишь - тоже не узнаешь. А война - это обман, и он многослойный.
"Глаз отведи угрюмой книги!"
Если долго смотреть в бездну, то и бездна посмотрит в тебя, если долго глядеть в книгу, то и взгляд книги станет ощутим. Под взглядом, бывает, думаешь и действуешь совсем иначе, чем было бы без этого влияния. Отвести взгляд книги от себя, выйти из-под её воздействия.
"Ужели, думаешь, знаком
Писавшим буквы адский тигель?"
Адский тигель - несколько новый взгляд на ад. Не просто сковородки, где доставляют мучения, но место переплавки. "Гвозди бы делать из этих людей". Человеческий материал хороший, но будет употреблён иначе. Я из тех, кто пишет много букв, не помня о переплавке, но знаю немало пишущих, которые ещё проще меня. Прошедших концлагеря - истинный ад - тоже приходилось видеть и слышать. И они не писали. Рассказывая, утверждали, что нет слов передать их истинное состояние. Слова для обыденного, а там было запредельное. Пишущие не знают, знающие не пишут.
"Ты назови меня - искус,
Лукавым змеем дна сосуда"
Искушения утаскивают на дно, это понятно. Но какой же он лукавый, если честно признаётся в своих намерениях?
"У вод идеи прежний вкус:
Кто пишет много - мыслит худо"
Много пишет - много льёт воды. Но обязательно ли худо мыслит? Если расслабился - да, но ведь можно же лить воду и технично, в должной мере. Для простоты не письма, а понимания.
Вода разбавляет идею, и вкусовые ощущения вроде бы должны расслабляться. Но отвратительное остаётся отвратительным, даже если остались одни воспоминания. Если вкус тот же, то это уже не про истину, а про память.
"И тем, не требуя ответ,
Прочти от "Аз"... и до зачина!"
Любопытно. Азъ в начале. Читать в обратном направлении? Это палиндром?
А зачин, если не ошибаюсь, как раз-таки в адском тигле в момент переплавки?
Напомнило историю о янычарах, если не ошибаюсь, которых выращивали из христианских детей, и они жестоко расправлялись с христианами же. Видно, в таком случае и надо возвращать к моменту переплавки.
"О чем словес легенды нет"
Когда из легенд выпадают значимые части, от важных слов остаются лишь пустые словеса.
'А быль - кровава беспричинно"
Кровопролитие - знак скрытой вражды.
Так, к примеру, при чтении "После бала" нельзя было не обратить внимание на жестокость по отношению к солдатику-татарину. А потом вдруг проявилась Великая Тартария, и вышло, что тот солдатик из побеждённого войска Тартарии, ненавистного, потому что враги, и презираемого, потому что враги побеждённые. Солдатик должен был быть уничтожен, потому что тоже несёт в себе ненависть и может передавать её. История может быть очень хорошо сокрыта, мы ведь ничего не знали о Тартарии до дарения президентом её карты историкам, и в тот же день оказалось, что в спецхранах у нас лежало 285 таких карт. Поди пойми причину странной вражды, если не знаешь подлинную историю.
"Кто может знать?"
Сначала спрашивалось, кого испросил. Теперь вопрос поставлен иначе. После некоторого опыта спрашивания убеждаешься, что знают не все (а то, что надо, все не знают). Спрашивать у всех - только привлекать к себе интерес. Сначала осторожное расследование, кто есть кто и кто может в принципе знать по возрасту, по связям, по допускам к секретным документам, по заинтересованности и увлечённости. Если хочется узнать о послереволюционных событиях, то, казалось бы, надо обращаться к потомкам, хранителям фотоальбомов и рассказов участников. Но оказывается, что альбомы сожгли на всякий случай, а от родителей слышали общеизвестную версию, которая бесконечно далека от истины, но зато детям гарантирует безопасность. Если приходится выбирать между потомками и истиной, всегда выбирают потомков.
"Твоей судьбы
Не отниму наивной мысли"
Вот он, пример выбора не в пользу истины. Изначально судьба строится на нескольких простых установках, гарантирующих безопасность, успешность, всякие достижения. Если наивные представления о судьбе обрастают, как кораллами и ракушками, подробностями, относящимися как будто к иной реальности, простые идеи - гаранты нормальной судьбы - перестают действовать. Потому добрые люди, которые в курсе, берегут эту простоту.
"Ты прежде помнил, позабыв:
"Смерть - середина долгой жизни"
Сколько же было переплавок, если было некое "прежде", когда "помнил, позабыв", а до этого просто помнил, а ещё раньше было само то, что помнил.
"Помнил, позабыв" - звучало бы без парадокса, если бы помнил одно, а позабыл другое. Здесь же как будто двухдорожечная память.
В целом вижу возвращение к родовым ценностям - не только до промывки мозгов, но и до рождения в конкретной своей семье и ситуации.
Вопрос о добре и зле стоит несколько иначе, чем прежде: смешение победителей и побеждённых и их склеивание новой мифологией не даёт однородную миролюбивую массу, поскольку есть какая-то подспудная память, и она прорывается неконтролируемой агрессией. Чтобы разобраться с ней, надо заглядывать вглубь семейной, национальной, религиозное истинной истории, не удовлетворяясь тем, что на поверхности, и зная, у кого спрашивать. Может даже у регрессологов (сильно в этом сомневаюсь), хотя прочтение от аза до зачина в обратном направлении гарантируется именно ими и немножко в НЛП на линии жизни.
Любопытно, что автор с себя снимает ответственность за возбуждаемые им чувства при описании кровавых сцен, сообщая о том, что он в общем-то не в курсе, но затем говорит, что это его сознательное решение - не избавлять от наивности. Он как будто предлагает поспрашивать сперва у других, разобраться самостоятельно. Он создал настроение и мотивацию, а дальше сами. Углубляйтесь, докапываетесь. Он не будет ядовитым змием, из-за которого вы окажетесь на дне. Он пробудил внимание, вызвал насторожённость по отношению к ложной простоте поверхностных убеждений. Последней строкой утвердил то, что мы можем вернуться назад и заглянуть в то, что было по ту сторону смерти, и увидеть это с такой же чёткостью, с какой видим сегодняшнюю жизнь. Она тоже половина, в которую мы будем заглядывать из следующего рождения. Мы живём между слоями продолженного прошлого и начинаемого будущего, сшивая собой одно с другим. Или завязывая узлами. Можно и самих себя рассматривать как узлы, связывающие одно с другим. Тогда автор и есть тот узел, который показал строки. А что и как в нём связано, ему самому лучше ведомо. Но если какая-то ниточка из моей судьбы потянется к нему, я приду и спрошу.
Что же касается жестокости легенд, среди них есть история о гордиевом узле, который вместо развязывания был разрублен. Из-за этой подсказки решительным властителям немало крови пролилось напрасно, зато вопросы решались эффективно. Затем и жестоки легенды, в них опыт эффективных решений.
Свидетельство о публикации №125021203729
Ожидал хоть проблеска остроумия, если уж не едкой проницательности в понимании момента.
А проблема Ваша в том, что выбрали слишком сложную вещь - вот и не попали ни разу. Результатом - сами себя высекли.
Может, Вам лучше кулинарией заняться? Ы? :)
Батраков Александр 12.02.2025 18:03 Заявить о нарушении
Непривычно быть так или иначе понятым? Нравится быть глубоко загадочным?
Онега 12.02.2025 20:00 Заявить о нарушении
Так что adios, и buenos dias, как говорят у нас в деревне.:)
Батраков Александр 13.02.2025 09:47 Заявить о нарушении
Честь быть трактуемым мною была предложена.
Онега 13.02.2025 10:53 Заявить о нарушении